Дух просвещения – постоянный обитатель школьных классов, старожил методических объединений, педагогических советов, заседаний психологической службы, родительских собраний и клубов.
В последнее время он особенно щедр на открытия: модернизация системы образования, новые стандарты, системно-деятельностный и компетентностный подход, метапредметные и личностные результаты, универсальные учебные действия, индивидуальные траектории учения и образовательные маршруты, инклюзивная среда, интерактивные и инновационные учебные технологии… Очевидно, таким образом Дух просвещения решил напомнить нам, что он нечто большее, чем «передача и распространение знаний». Происходящие изменения побудили нас к необходимости переосмыслить свою деятельность (образовательную, учебную, воспитательную, развивающую, управляющую, помогающую), найти в ней место новым понятиям и целям, изменить ее так, чтобы понятия и цели из слов преобразовались в открытия и достижения. Поскольку деятельность каждого из нас тесно связана и переплетена с деятельностью остальных, поиск и преобразование мы должны осуществлять вместе. Это трудный и долгий путь, но он того стоит.Сначала мы должны достичь общего понимания (а не только знания!) понятий, например, универсальных учебных действий (УУД). За этим понятием стоит описание множества конкретных действий ученика, которые в сумме являют собой умение учиться. Каждое из них нужно буквально увидеть на уроке и во внеурочной деятельности, причем добиться единого видения действия и педагогом-психологом, и учителем, и родителем, и самим учеником, ведь УУД – это инструмент, при помощи которого ребенок самостоятельно «добывает» знание, логично, что ученик должен понимать, когда и какой инструмент применить. Когда возникает единство понимания новых понятий, появляется возможность достижения новых целей, например, проектировать образовательную среду так, чтобы процесс формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся был не стихийным, а целенаправленным, управляемым. Множество задач необходимо решить для достижения этой цели: от анализа и оценки состояния компонентов образовательной среды школы до их преобразования с учетом особенностей и потребностей учеников и возможностей педагогического коллектива.Одна из самых сложных задач, на мой взгляд, – понять и достойно исполнить свою роль в достижении общей цели. Что я, педагог-психолог, могу и должна сделать для того, чтобы наши ученики достигали триады образовательных результатов, были успешны? Какие профессиональные компетенции мне для этого необходимы? Я, как и многие мои коллеги, постоянно задаю себе этот вопрос. Сегодня поиск ответа на него привел меня к тесному сотрудничеству с учителями. Я понимаю, что мои профессиональные умения и знания в области психологии нужны не только на консультациях, родительских собраниях, коррекционно-развивающих занятиях и текущих отчетах. Они нужны учителю на уроке, и не только в виде перечня рекомендаций. В свою очередь, для того чтобы прийти на урок, мне необходимы знания в области педагогики. Как организовать обмен этими знаниями? Нужны новые формы взаимодействия и сотрудничества: круглые столы, проектировочные семинары, интегрированные и бинарные уроки (учитель + психолог), совместный психолого-педагогический анализ урока, профессиональная супервизия. Очевидно, что новые формы требуют от нас рефлексии опыта и постоянного профессионального саморазвития.Постоянное саморазвитие – источник многих наших сегодняшних открытий, а Дух просвещения, круто изменивший школьную жизнь, стремится достичь в нашем понимании философских высот, вслед за И.Кантом призывая нас: «Sapere aude!» – «Имей мужество пользоваться своим разумом!».Анастасия КУЗНЕЦОВА, педагог-психолог школы №1420
Комментарии