Недавно в Петербурге прошел Первый детский благотворительный кинофестиваль, программа которого включала в себя показ большого количества художественных, анимационных фильмов для детей.
Детская публика могла насладиться работами как известных кинорежиссеров, таких как Надежда Кошеверова («И вот пришел Бумбо») и Наум Бирман («Учитель пения»), так и молодых авторов, например Андрея Малюкова («Мы из будущего») и Святослава Ушакова («Звездные приключения Белки и Стрелки»). Кроме того, в рамках фестиваля было организовано несколько «круглых столов», где затрагивались серьезные темы. Например, одно из обсуждений носило почти кинематографическое название – «Время. Кино. Дети» – и посвящалось роли кинематографа в становлении и социализации личности ребенка, системе нравственных координат в воспитании детской души.«Затравкой» для дискуссии послужило утверждение, что основная проблема сегодняшнего детского кинематографа… в отсутствии детского репертуара. Как заметила директор детского кинотеатра «Восход» Елена Мельникова, город уделяет огромное внимание современному оснащению детских кинотеатров, сегодня исправно функционируют пять подобных заведений, однако показывать детям нечего:- Если копия устарела, она попадает в мусорную корзину безвозвратно. Если раньше кинопрокат мог покупать экранизации, то теперь «Петербург-кино», которое нас обеспечивает кинопродукцией, из-за отсутствия денег вынуждено брать картину на срок, а это ограничения по времени. Мы бы могли показать ее, отложить на время, а потом вновь демонстрировать по заказу школ, но это невозможно. С каждым годом количество фильмов, которые еще можно смотреть, уходит. Довольно долго мы показывали фильмы «Чучело», «Человек-амфибия», «Учитель пения». Несколько лет назад мне вообще казалось, что просмотрам пришел конец и никому ничего не надо, но сейчас ситуация немного изменилась, учителя звонят, просят показать старые фильмы. Когда приходят новинки и я сообщаю школам о них, то мне говорят: новинки дети посмотрят на дисках, давайте нам что-нибудь уже ставшее классикой.Это верно: мы должны показывать старые добрые сказки, но, я считаю, должен быть комплексный подход к кинопоказу. Должна быть подготовка детской аудитории к просмотру даже старых фильмов, и свою задачу мы видим в том, чтобы создавать кинолектории, киноклубы, то есть учить молодого зрителя отличать хорошее кино от плохого.Впрочем, наши дети – не потерянное поколение. Я часто вижу их реакцию на тот или иной фильм. Например, у нас к дню освобождения Ленинграда от фашистской блокады идет старая картина «Зимнее утро» про блокадных детей, и дети выходят из кинотеатра со слезами на глазах.По мнению Дмитрия Месхиева, кинорежиссера, председателя отделения Союза кинематографистов Санкт-Петербурга, президента фестиваля, детского кино с нашими моральными принципами должно быть больше:- Я помню, как я реагировал на фильм «Внимание, черепаха!», помню, как там мальчик с девочкой переодевались, повернувшись друг к другу спиной. Я помню «Пацанов», «Не болит голова у дятла», и такого кино должно быть больше. И анимации детской должно быть больше, но это забота государства. Во всем мире семейный кинопросмотр, основа которого доброе кино, – это колоссальный бизнес. У нас все иначе. Потому что в Министерстве культуры при распределении государственных денежных средств на кинематограф нет отдельной строчки на детское кино. Наш кинематографический вклад может заключаться в том, чтобы обратиться к министру культуры, к председателю Правительства РФ с просьбой о создании отдельного финансового пула на детское кино. Пусть это будет десять полнометражных фильмов, десять анимационных фильмов и двадцать короткометражных фильмов в год, и тогда мы сможем возродить то юношеское и детское кино, которое существовало в советское время.
Комментарии