search
main
0

Не звезды решают наши судьбы – мы сами

​С введением новых финансовых механизмов в образование директор или заведующий, исходя из своих финансовых возможностей, стоит перед выбором – быть психологической службе или не быть в образовательном учреждении.

Наш опыт показал, что сегодня в образовательных учреждениях остались специалисты, которые хорошо зарекомендовали себя ранее, смогли перестроить свою работу согласно целям и задачам современного образовательного учреждения: педагог-психолог в образовательном учреждении должен быть рядом с учителем, с учеником, решать педагогические задачи, направленные на оказание качественной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении, развитии, социальной адаптации. «Фокус нашего профессионального внимания смещается от ребенка обучающегося, к ребенку образующемуся» (М.Битянова).Необходимо определиться, какие услуги мы можем предложить, какой гарантированный результат своей деятельности можем предоставить, какие механизмы будут положены в основу нашей деятельности. Нам нужно донести смысл своей деятельности до каждого учителя, родителя, руководителя, может быть, тогда не возникнет вопрос: нужен психолог образовательному учреждению или нет? Примером этому могут послужить образовательные учреждения в нашем округе, где сохранились и успешно функционируют психологические службы.Сегодня мы выстраиваем единое пространство деятельности психологической службы: уточняются цели, функции, формы, методы работы специалистов в образовательном учреждении. Основная задача методической службы – адаптировать специалиста к новым условиям, помочь ему сориентироваться в постановке новых задач, в выборе инструментов и механизмов для организации работы, помочь осознать свою значимость как специалиста при достижении образовательных результатов.Как выстроена работа психологической службы в ЮЗАО?Психологическая служба округа представлена работой 10 центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Три из них – центры социально-трудовой адаптации и профориентации – «Академический», «Гагаринский», «Ясенево»; три центра психолого-медико-социального сопровождения – «Бутово», «Юго-Запад», «Зюзино»; два центра диагностики и консультирования – «Коньково» и «Теплый Стан», центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево»; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш дом».ППМС-центры расположены в каждом районе округа, что позволяет обеспечить население комплексной, своевременной и адресной психолого-педагогической и медико-социальной помощью. В городской программе на 2012-2016 годы запланировано открытие филиальной сети психологических центров на базе малокомплектных ОУ. В округе совместно с центром экстренной психологической помощи МГППУ работает группа экстренного реагирования, задача которой оказание экстренной психологической помощи участникам образовательного процесса в случаях кризисных ситуаций.Наряду с педагогами-психологами и специалистами центров в образовательных учреждениях округа работают 570 педагогов-психологов, разработано положение о работе психологической службы округа, работает методический совет из числа лучших педагогов-психологов окружных центров, специалисты центров в образовательных учреждениях проводят различные психопрофилактические программы, а также тематические мониторинги.Какие задачи решает психологическая служба сегодня?В современных условиях развития образования окружная психологическая ставит перед собой такие задачи:    обеспечение эффективности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в соответствии с ФГОТ и ФГОС НОО;    стандартизация деятельности педагога-психолога ОУ в системе оценки качества образования;    проведение в ОУ мониторинга комфортности образовательной среды со всеми участниками образовательного процесса;    организация мониторинга социальной тревожности детей и подростков;    развитие системы профессиональных сообществ на базе ППМС-центров;    психологическое сопровождение молодых учителей округа;    развитие сети ОУ по решению вопросов организации психологической безопасности образовательной среды;    разработка системы психологического сопровождения итоговой аттестации; психологическое сопровождение кадрового резерва округа.Как мы решаем поставленные задачи?Для развития профессиональной компетенции педагогов-психологов в части психолого-педагогического сопровождения ФГОТ и ФГОС НОО организованы семинары, мастер-классы по вопросам сопровождения стандартов с участием учителей начальных классов. В округе ведут работу две службы телефона доверия для детей и подростков. За 2011-2012 учебный год на окружные телефоны доверия поступило 2511 звонков от детей, 357 – от родителей.В 2009 году все рабочие места школьных педагогов-психологов были оборудованы автоматизированной системой «1С: школьная психодиагностика». Психологическая диагностика вошла в окружную систему оценки качества образования, по работе в программе были разработаны интерактивные уроки.Активно в организацию работы с педагогами-психологами внедряют дистанционные технологии. В информационном пространстве методиста по психологии на портале mioo.seminfo.ru зарегистрированы и получают индивидуальную адресную методическую помощь 293 чел. В 2010-2011 учебном году на II городской конкурсе методистов «Методическая служба – новой школе» в номинации «Организация и управление образовательным процессом» методисты по организации информационного пространства заняли первое место. Педагоги-психологи на постоянной основе на базе МЦ проходят курсы повышения квалификация по ИКТ-компетентности, так, в этом учебном году в таких курсах приняли участие более 35% педагогов-психологов.Чем мы помогаем нашим специалистам?За 2011-2012 учебный год для организации работы педагогов-психологов были разработаны и выпущены сборник необходимого оборудования для оснащения кабинета педагога-психолога в ОУ; методические рекомендации по проведению мониторинга комфортности (удовлетворенности) образовательной среды всеми участниками образовательного процесса; рекомендации по организации работы педагога-психолога ОУ при переходе на ФГОС НОО; программа практических занятий для повышения психологической компетентности и личностного роста молодых учителей округа, подготовлены к печати три сборника практического опыта специалистов ДОУ, школ, ЦПМС-центров.Как построено взаимодействие с другими специалистами и организациями?Профилактическую работу в ОУ ведут социальные педагоги и заместители директоров по социальной защите и охране детства в количестве 384 человека. В этом направлении организовано взаимодействие ЮЗОУО и префектуры ЮЗАО на основании Регламента межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации роботы с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации (принят Московской городской межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав 18.11.2010), проведено распределение за районами учреждений и организована работа по вопросу разработки планов индивидуально-профилактической работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении: 10 ПМС-центров и МЦ «Дети улиц» ЮЗАО.На основании решений Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 21 сентября 2011 года идет работа по созданию в каждом образовательном учреждении школьной службы примирения, в которую включены ЮЗОУО, префектура ЮЗАО, ЦДиК «Коньково» (базовый по внедрению данной технологии в практику ОУ), общественный центр «Судебно-правовая реформа».В решении множества задач для нас главное – сохранить хорошие традиции, которые были заложены.Елена ХАРИСОВА, заместитель директора МЦ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте