search
main
0

Не здоровайтесь в кадре! И другие правила хорошего Медиатона   

В преддверии старта седьмого сезона школьных соревнований «Медиатон» в университете Косыгина прошел интенсив первого тура. Ученики московских медиаклассов, их педагоги и приглашенные эксперты создавали стрит-ток с элементами цейтраферной съемки и учили юных корреспондентов работать с микрофоном. В число приглашенных гостей попали представители Общественного телевидения России и Российского нового университета — партнеров агентства НАШпресс.

В начале мероприятия Татьяна Михайлова, руководитель федерального агентства школьной прессы «НАШпресс» рассказала о самых распространенных ошибках, которые школьники допускают в подводках к стендапам. Например, в кадре не нужно здороваться, долго рассказывать о себе, употреблять такие клише, как «Давайте узнаем», «Мы с вами находимся», «Что об этом думают…», «Сегодня мы…», «Поехали!».

Что было дальше

Затем школьники с наставниками распределились по группам: одна писала подводки к стрит-току, вторая — занималась непосредственно съемкой и монтажом уличного опроса, третья — чисткой звукозаписи, четвертая — работой корреспондентов в кадре. Ребята разобрали правило «третей», композиции, основы статичной съемки со штатива и с рук, влияние ракурса съемки на психику зрителя, поняли, что шум — это средство выразительности на экране и учились выравнивать звук на этапе монтажа.

— Наша группа настрочила подводки к стрит-току по теме «Спецэффекты в кино», и сейчас три диктора расскажут их перед камерой, — поделился Богдан Барышников, десятиклассник школы 1282. — Первая подводка начинается со статистики, вторая — опирается на реальное исследование, третья — смешной факт. Пятнадцатиминутная готовность!

Преодолеть страх и стеснение

— Мы из школы 1359, меня зовут Аня Дементьева, а вот моя подруга — Даша Сайранова, — представилась хрупкая шатенка. Мы — ученицы 10 «К» класса. Сегодня мы готовимся к соревнованиям «Медиатон», у нас будет командный проект. Мы в своей школе тоже организуем стрит-токи. Недавно, например, снимали его по культуре XIX-го века. Наши преподаватели почему-то были уверены: любой рандомный прохожий обязательно с ней знаком!

Перед тем, как проводить стрит-ток, каждому юному корреспонденту нужно побороть стеснение. Школьники делились своими рецептами победы над застенчивостью.

— Прохожий, которого ты опрашиваешь сегодня, завтра забудет, как ты выглядел, во что был одет, как тебя звали. Да навряд ли вспомнит и тему разговора, — отметила Валерия Мартынюк, десятиклассница школы 158. — Эта установка помогает преодолеть страх.

— Еще один отличный способ борьбы с застенчивостью, — дополнила Леру ее одноклассница Ксения Петрова, — работа со своим отражением в зеркале. Или тренироваться проводить стрит-токи на знакомых, чтобы потом без боязни общаться с незнакомцами.

Стрит-ток на выходе

Стрит-ток — формат, который кажется простым только на первый взгляд. О подводных камнях, которые могут встретиться на конкурсе юным операторам, монтажерам, звукорежиссерам и корреспондентам, рассказала Анастасия Романова, корреспондент федерального канала ОТР.

— В стрит-токе главное — «глас народа». Стрит-токи интересны, если в них есть смешные, позитивные, цепляющие ответы. Когда вы придумываете вопрос для стрит-тока, он не должен быть «Как вы думаете?» «Что вы об этом знаете?» и «Как вы к этому относитесь?». На детском телевидении мы берем в эфир самые веселые стендапы, интересные размышления детей на спорные темы. То, что вы говорите, должно быть понятно школьнику. Два главных совета: качественная съемка и интересный смысл. Если вас самих удивил ответ — берите его в стрит-ток. Не надо идти на стрит-ток без готового вопроса в голове, но и больше трех вопросов держать в уме не стоит.

От грамотной подводки зависит интерес зрителя к стрит-току, в целом: зацепит ли его опрос? Основными сложностями при составлении текста поделилась Алена Юрченко, мастер группы «Текстовки», специалист пресс-службы Российского нового университета.

— Согласно ТЗ от нас требовалось три типа подводок к теме «Спецэффекты в кино». Одна должна была начинаться со статистики, вторая — основываться на реальном научном исследовании. Третья — содержать в себе смешной факт, например, рассказывать о киноляпе, — сообщила Алена. — Ребята предлагали множество идей, в финале сессии мы выбрали три оптимальных варианта, но перестарались: вместе с подводками придумали еще и вопросы для респондентов, оказав «медвежью услугу» корреспондентам из группы работы с микрофоном под руководством Людмилы Королевой, старшего инструктора Медиатона.

Звук

Качество звука — это то, что едва ли не в наибольшей степени влияет на восприятие стрит-тока зрителями. Каким должно быть оптимальное расстояние от рта корреспондента до микрофона, сообщил школьникам Михаил Родионов, музыкант, звукорежиссер, педагог школы «Дмитровский».

— Мы уже услышали сегодня: когда микрофон поднесен близко ко рту, звук хороший, а если далеко — не очень, — подчеркнул Михаил Иванович. — Когда звук летит от человека, он ударяется обо все встреченные преграды, и от них с разной скоростью возвращается обратно в микрофон. Для того, чтобы качество звука было близким к идеальному, сначала определитесь со звукозаписывающим устройством. Для записи на улице лучше всего подходит микрофон с ветрозащитой. Обычно ребята пользуются более-менее привычными вариантами — диктофонами, смартфонами и микрофонами-петличками, проводными и беспроводными, а про ветрозащиту не вспоминают.

Пути и награды

Раскроем секрет: что же ожидает учеников медиаклассов на самом соревновании «Медиатон». Об этом поведала Татьяна Михайлова, руководитель агентства «НАШпресс»:

— Соревнования «Медиатон» проходят в течение пяти месяцев. Участники — школьников 7–11 классов — делают небольшие видеоролики определенных форматов. 19 октября стартует 7-ой сезон. Первый тур — это опрос (не обязательно уличный) с элементами цейтраферной съемки, так называемого таймлапса, и плюс спецзадание по звуку — «звуковой акцент». Перед каждым из пяти туров обязательно проводится обучающий интенсив. Раньше интенсивы выходили только для педагогов, теперь в них участвуют и школьники.

Соревнования проходят в трех лигах. «Школьный этап» — для начинающих, тут работы оцениваются медиапедагогами; «Классик» — основная лига, для ребят с развитыми навыками, работы оцениваются экспертами соревнований; «Мастер» — участники готовят не отдельные видеоролики, а полноценные рубрики, в том числе для канала «ОТР».

По окончании соревнований, в апреле, состоится награждение победителей. Жюри определит, кто получит 1, 2 и 3 место и победителей в отдельных номинациях. Каких? Например, названия тура — это и есть название номинаций, за которые потом выдаются призы: стрит-ток, цейтраферная съемка, закадровый текст, интервью, титры. Много еще других.

Также есть специальные призы «За работу со светом», «За качественную работу со звуком» от нашего партнера, компании ТелеВидеоДата. Вручаются Кубок ректора университета Косыгина и Кубок главного редактора «НАШпресс».

Медиаволонтерка

И, конечно же, добиться позитивного результата ни на одном мероприятии попросту невозможно без поддержки волонтеров, или, как их здесь величают — «медиапомощников».

— Меня зовут Мэри Сафарян, я — координатор волонтеров агентства «НАШпресс», — представилась журналистам яркая брюнетка в красной футболке. — Сегодня я отвечала за то, чтобы у каждой группы был свой куратор, дети не бездействовали, а получили от мероприятия максимум пользы. «Медиатон» — конкурс непростой, мы старались максимально погрузить ребят в тему первого тура, чтобы меньше вопросов оставалось на самом состязании.

У самой Мэри за плечами большой опыт соревнований. Девушка участвовала в «Медиатоне» от родной школы 1358 три года подряд — и все три сезона побеждала. В последний год стала победителем лиги «Мастер». По мнению Мэри, в течение последних лет московские медиаклассы стремительно развиваются, а интенсивы с каждым сезонам становятся все разнообразнее и увлекательнее. Качество медиаобразования неуклонно растет по всей стране, и не без помощи агентства НАШпресс.

Сейчас Мэри — студентка 2 курса экономического факультета на очно-заочной форме и 1 курса очной журналистики (программа двойного диплома Университета Косыгина).

— В вузе, в первую очередь, — уверена куратор медиаволонтеров, — должно быть комфортно, как дома. Будучи школьницей, я спрашивала многих друзей-студентов, каково им учиться в РГУ им. А.Н. Косыгина — и все в один голос говорили про «максимум пользы, минимум стресса». Поэтому в другие вузы документы даже не подавала. Вот вам, кстати, еще одна «скрытая» выгода участия в «Медиатоне» — преемственность между школой и университетом!

Юлия ЕМЕЛЬЯНОВА, фото из архива агентства НАШпресс

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте