Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Не забудь все, что было в школе

УГ - Москва, №38 от 19 сентября 2017. Читать номер
Автор:

Стандартные варианты обучения в школах и вузах – лекции, семинары и редкие практикумы. Зададим себе вопрос: может ли прослушивание лекций сделать учащегося конкурентоспособным на настоящем рынке труда? Вряд ли, потому как этот формат дает только академическую базу, теорию, которую впоследствии надо уметь применять на практике.

Все задачи, которые реализуются в «большой жизни», в компаниях-работодателях, по своей сути представляют собой разные проекты. Таким образом, процесс обучения при проектном подходе не находится в отрыве реальной жизни,  которая наступает сразу после окончания образовательной программы. Проектный подход ломает порочную практику, когда на каждом новом этапе говорят «забудь все, что было в начальной школе», «забудь все, что было в средних классах», а потом в вузе – «забудь все, что было в школе».При проектном обучении руководитель/ментор ведет ученика на всех этапах – сопровождает, советует, участвует.  Даже в каменном веке люди именно в формате проектного подхода строили себе жилища, охотились и добывали ресурсы. Сталкиваясь с проблемой, они искали и находили решения, а затем обучали этим решениям своих соплеменников. Проектное обучение давало людям необходимые для жизни навыки.Проект может быть научно-исследовательским, когда результатом будет научная статья или монография. Инженерно-конструкторский проект, как правило, делается под заказ компании, которая хочет улучшить производственную линию, модернизировать оборудование или решить другие насущные инженерно-технические задачи. В случае успеха результаты проекта затем внедряются на производстве. Для инженерно-конструкторских проектов наиболее актуальны технологии компьютерного проектирования (CAD), расчетов (CAE), оптимизации (CAO), производства (CAM) и другие технологии, которые в целом складываются в технологию отслеживания жизненного цикла изделия (PLM). Предпринимательские проекты выводят на рынок продукты для конечных потребителей, других бизнесов, государственных заказчиков,  ставят продукты на коммерческие рельсы. А бывают социально ориентированные проекты, когда мы создаем что-то, что важно нам и, на наш взгляд, нужно миру и сделает его лучше. Например, скамейки для парковой зоны, если мы считаем, что их там не хватает. В подобных проектах может и не быть научных исследований или ориентации на коммерциализацию результата. Проектное обучение важно и полезно тем, что оно моделирует и позволяет отработать все дальнейшие этапы в карьере – будь то собственный бизнес, работа наемного специалиста или менеджера. Начинается проектная деятельность с поиска и анализа проблематики, формулируются цели, гипотезы и задачи, планируется сама деятельность – сколько времени займут последующие этапы, какие методы и технологии надо использовать, далее идет процесс разработки проекта, подведение итогов и анализ результатов. Перечисленные этапы могут быть закольцованы, с тем чтобы на основе имеющейся версии проекта разработать следующую, усовершенствованную, также в процессе разработки проекта может стать понятно, что запланированными методами и технологиями результата не достичь – тогда необходимо вернуться на один из более ранних этапов и изменить планы или даже цели проекта.Мы не учимся, потому что надо учиться, мы учимся, чтобы что-то сделать, изменить мир. И это ставит правильную информационно-мотивационную картину для учащихся. Обучение – это не самоцель, а средство для достижения цели или целей, важных и значимых. Проекты были и в советское время, но такая работа строилась без постоянной обратной связи, позволяющей совершенствовать реализуемый продукт, искать свою целевую аудиторию – советский опыт далеко не всегда применим в рыночной экономике. При отсутствии обратной связи с рынком вы просто рискуете сделать то, что никому не нужно. Одним из самых сложных этапов в реализации проектов является этап проектирования и производства, так как используемые технологии достаточно сложны в освоении и труднодоступны – не каждый может позволить себе купить современные орудия труда (3D-принтер, лазерный и фрезерный станок и др.). В начале 2000-х в Центре битов и атомов (CBA, подразделение MIT) профессор Нил Гершенфельд открыл обучающий курс «Как сделать (практически) все, что угодно». Он думал, что студенты будут изобретать научно-исследовательские установки, которые нужны им для дипломных работ, и на курс запишется 10-15 человек. Так думал он. В итоге на его курс записалось более 100 человек, и они хотели сделать не экспериментальные установки, а вещи для себя. Есть известные, просто сумасшедшие примеры от студентов этого курса. Например, одна девушка сделала сумку для криков, она так эмоционально разряжалась, чтобы никто не слышал, что она кричит, даже если делает это в публичных местах. Молодой человек создал браузер для своего попугая, чтобы ему было не скучно, когда никого нет дома. Девушка сделала платье, задняя часть которого оснащена сенсорами, измеряющими расстояние до ближайших объектов. И если кто-то находится ближе, чем положено, платье топорщилось ежиком. Все это примеры вещей, которые нужны были конкретным людям. Из таких курсов выросла сеть фаблабов (Fabrication Laboratory). Их целью стала демократизация доступа к оборудованию, которое люди не могут себе позволить. В России тоже есть такое движение, и я принял участие в создании первых фаблабов у нас в стране. В 2011 и 2012 годах лицей №1502 и Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» в содружестве с MIT, РВК и Правительством Москвы открыли первые лаборатории сети у нас в стране. По модели фаблабов у нас работают центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), которых в России открыто более 200. Если расширить рамку на весь мир, то фаблабы присутствуют на всех континентах, кроме Антарктиды, и их уже более 1100.Все это уже начинает приносить свои плоды – люди думают, что бы они могли сделать для себя и своих близких. Создают роботов-помощников, необычные средства передвижения, новую технику, выражают себя творчески. Один из российских изобретателей сделал лодку из листа полиэтилена, которую можно собрать и разобрать за полминуты – она прошла водные испытания и полностью функциональна. Проектная группа студентов разработала кран, который можно открыть силой мысли, его применение очень широко – от запросов людей с ограниченными возможностями до развлечений, когда в кинотеатре или ресторане можно открыть кран, разливающий напитки. Студентам, которые хотят развить себя в проектном деле, можно порекомендовать найти CDIO-магистратуры. CDIO – это сокращение от ступеней творческого процесса: Conceive, Design, Implement, Operate – «придумай, спроектируй, реализуй, управляй». Согласно концепции CDIO модернизация базового инженерного образования заключается в подготовке выпускников к комплексной инженерной деятельности. Она включает в себя изучение потребностей рынка в продуктах инженерной деятельности и поиск возможностей для их удовлетворения, планирования производства продукции, проектного менеджмента и других смежных дисциплин.Часто оказывается, что разработки, которые люди создают для себя, востребованы более широким кругом людей, поэтому чем больше будет в обществе изобретателей, тем мир станет интереснее и лучше. Игорь АСОНОВ, начальник отдела проектных лабораторий Парка науки и искусства «Сириус», председатель исполнительного комитета Ассоциации центров молодежного инновационного творчества РФ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту