search
main
0

Не всякое изменение ведет к развитию. Татьяна НОВИКОВА, доктор педагогических наук, эксперт фонда «Новая Евразия», заведующая кафедрой развития образовательных систем АПК и ППРО

Это модное нынче слово – инновация – и раньше активно использовалось в педагогической науке. В современном стремительно меняющемся информационном мире инновации очень быстро становятся нормой. Сверхцель всех инновационных изменений – глобализация национальных экономик, культур, построение гражданского общества. Любой проект фонда «Новая Евразия» инновационен по сути и направлен на системные изменения в общественной жизни.

Сегодня в крупных российских городах – Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Сочи – работают инновационные структуры, которые сокращенно называются ПМС-центр. Все они появились благодаря международному проекту «Психолого-медико-социальные центры», который впоследствии был преобразован в цепь взаимосвязанных проектов. На территории России эта идея воплощается более 12 лет. Фонд «Новая Евразия» подхватил и стал развивать эти центры, вскоре появятся инновационные игровые технологии для детей , которые можно будет использовать не только в подобных центрах.

Досье «УГ»Планы Фонда «Новая Евразия» по развитию инновационной инфраструктуры Создание системы повышения квалификации руководителей и менеджеров малых инновационных предприятий. Организация стажировок для представителей организаций поддержки малых инновационных предприятий по вопросам консультирования малых инновационных предприятий. Организация «круглых столов» и конференций по вопросам эффективного управления инновационной деятельностью. Территориальное расширение программной деятельности.

Миграционные процессы

«Мир, в котором нет чужих. Проблемы миграции глазами детей» и «Образовательная адаптация мигрантов (дети, подростки, молодежь) в России» – два проекта, которые решают несколько инновационных задач. Во-первых, интегрируют детей мигрантов в местное сообщество. Во-вторых, способствуют межрегиональным контактам. И, в-третьих, повышают информированность о проблемах. В результате разработаны программы тренингов по адаптации семей мигрантов и подготовлены специалисты – учителя, социальные педагоги, которые знают, как построить мир, в котором нет места для чужих.

Высшая школа

«Развитие международного сотрудничества в области высшего образования», «Региональный университет – ресурс развития региона», «Подготовка менеджеров по развитию для российских региональных университетов» – три программы развития высшего и послевузовского образовании. Инновационными в этих проектах стали модульные программы двухуровневой модели обучения и программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации профессоров высшей школы.

Прежде чем предлагать подобные программы эксперты и программные директора фонда «Новая Евразия» апробировали их на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Участники проекта прошли стажировку в Западной Европе – Левенском государственном университете, Мехеленской высшей школе и других учебных заведениях.

Ресурсами для развития регионов стали Псковский государственный политехнический институт, Владимирский филиал Академии госслужбы при Президенте РФ, Тамбовский государственный университет, Таганрогский государственный радиотехнический университет.

Дети

с ограниченными возможностями

Сегодня в крупных российских городах – Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Сочи – работают инновационные структуры, которые сокращенно называются ПМС-центр. Все они появились благодаря международному проекту «Психолого-медико-социальные центры», который впоследствии был преобразован в цепь взаимосвязанных проектов. На территории России эта идея воплощается более 12 лет. Фонд «Новая Евразия» подхватил и стал развивать эти центры, вскоре появятся инновационные игровые технологии для детей с ограниченными возможностями, которые можно будет использовать не только в подобных центрах.

Молодежь

«Местному сообществу – активную молодежь!» – самый амбициозный и необычный проект фонда. Цель его – вовлечь молодежь в общественно полезную деятельность. Времена подъездной культуры позади, впереди – общественные организации, которые могут самостоятельно придумывать социальные проекты, воплощать их в жизнь и строить партнерские отношения с другими общественными организациями. В итоге благодаря проекту из подъездов начали выходить активисты из Тамбовской, Саратовской, Псковской, Владимирской, Калининградской, Тамбовской, Томской областей и Республики Карелия. Прорывная идея проекта – сетевое взаимодействие регионального и межрегионального уровня.

Социальное партнерство

Технологический прорыв без социального партнерства государства, образования и бизнеса невозможен. Роль учебных заведений в жизни человека должна быть пересмотрена. Обучение должно происходить в течение всей жизни, а это влечет за собой инновационные изменения.

В Тамбовской, Владимирской и Псковской областях решили отправиться «В мир профессий через образование» – так называется проект, направленный на создание вариативных моделей развития региональной системы профессионального образования. Конечно, здесь речь идет о взаимодействии образования, власти, бизнеса и местного сообщества, о механизмах работы и перспективах. Инновационность проекта понятна, а вот какие будут результаты – покажет время.

Самообразование

Сегодня энциклопедическими знаниями уже никого не удивишь. Да, они необходимы, но недостаточны в информационном обществе.

Одно из ключевых направлений работы фонда – расширение инновационных методов образования и самообразования населения. Школа должна адаптироваться к местным условиям, где будет реализована принципиально новая модель жизни ученика, основанная на компетентностном подходе. Учитель должен искать свободные формы работы, которые предоставят больше ответственности ученику.

AСT! – «Действуй!» – говорят участники одноименного проекта в Псковской, Владимирской и Саратовской областях, когда работают над проблемами повышения управленческой культуры в молодежных организациях. Все участники проекта прошли практико-ориентированную подготовку по разработке и администрированию социальных проектов, оценили и провели эксперименты.

«Практика сопровождения взаимодействия образования и местного сообщества: использование технологий социального проектирования» внедряется в Томской области. А в Чебоксарском институте развития образования успешно работает «Муниципальный образовательно-культурный комплекс как ресурс развития местного сообщества на селе. Эффективные модели взаимодействия». Стало обычным делом для Самары использовать «Практику общественного участия в управлении образовательным учреждением». Все эти проекты формируют социальные, коммуникативные и профессиональные компетенции – залог успешной жизни и трудовой карьеры.

Гражданское общество в сети

Сквозь большинство проектов фонда «Новая Евразия» проходят два направления – сетевое взаимодействие и работа с гражданскими институтами. Проблема дефицита информационных, кадровых и технологических ресурсов в сфере образования подводит к созданию сетевого взаимодействия.

«Совершенствование управления школами через развитие сетевого взаимодействия и международного диалога» – проект международный, он направлен на создание директорской сети для развития международного сообщества. Цель проекта – описание, сбор и систематизация инновационных технологий подготовки управленческого корпуса. В результате будет создан модульный курс для повышения квалификации директоров. Ежегодная международная школа – тот самый механизм для развития профессионального сообщества.

Проект «Общественно-активные школы (ОАШ) в России: объединяем усилия» способствует развитию гражданских институтов именно при помощи сетевого развития и вовлечения местных жителей в школьные активисты.

«Университеты местному сообществу» привлекает к социально-экономическому развитию региона потенциал высшего образования.

Для тиражирования лучших практических наработок создан проект «Лучшие практики в области взаимодействия образования и гражданского общества». В кейс-пакеты войдут несколько инновационных направлений: развитие общественного участия в управлении школой; повышение качества образования через общественную инициативу, оценку и поддержку; разработка и реализация эффективных моделей взаимодействия образования; привлечение в образование третьего сектора и развитие территорий. В этом проекте активно участвуют Пермская, Томская, Волгоградская, Самарская и другие области.

Любая инновация должна критически анализироваться, не всякое изменение ведет к развитию. Инновации сами по себе не являются панацеей от образовательных проблем и противоречий. Поэтому суть образовательных инноваций – «пакетное» предъявление, которое позволяет успешно реализовать их на практике и спрогнозировать дальнейшее развитие.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте