search
main
0

Не всякий прут по закону гнут

В редакцию «Учительской газеты» ежедневно приходят письма с правовыми вопросами. Мы стараемся ответить на все вопросы в газете «Образовательное право». Но и в «УГ» еженедельно выходит юридическая колонка, составленная по вашим письмам. Пенсии, аттестация, трудовые отношения, образовательный процесс, пособия, льготы – вот темы, волнующие педагогов. Сегодня мы рассмотрим наиболее типичные проблемы. А свои новые вопросы вы, как и прежде, можете присылать по адресу редакции «Учительской газеты» или по электронной почте ug@ug.ru.

Основы образования

– В 2009 году я оканчиваю магистратуру по направлению «Естественно-научное образование», специальность «химическое образование», Иркутского государственного педагогического университета. До этого окончила Иркутский государственный университет им. Жданова (биолого-почвенный факультет) и имею специальность «биолог, учитель биологии и химии». Является ли обучение в магистратуре вторым высшим образованием и какие льготы подразумевает (влияние на заработную плату, повышение разряда и т. д.)?

Е.СОКОЛЬСКАЯ

Иркутская область

– В соответствии с п. 34 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 г. №71) программы магистратуры, реализуемые в высшем учебном заведении по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования.

Особенность магистерской подготовки – ориентированность на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.

Магистр – это завершающая ступень, самый высокий уровень в российском высшем профессиональном образовании, соответствующий высокому уровню не только теоретических, но и прикладных знаний и навыков. Поэтому нельзя сказать, что в чистом виде магистратура – второе высшее образование, правильнее сказать – альтернатива второму высшему образованию.

Степень магистра пока не может принципиально повлиять на заработную плату. Однако несомненное преимущество – самый высокий уровень высшего образования, который может явиться не последним аргументом при устройстве на работу или, наоборот, при ситуации необходимости сокращения штата. Несомненно, магистр – это дополнительная ступенька на пути к научной степени.

Новая система оплаты труда предусматривает возможность стимулирования, например, за внедрение новых методов и разработок в образовательный процесс, использование современных информационных технологий и инновационных и (или) авторских программ дополнительного образования детей, написание учебно-методических разработок, рекомендаций, книг и учебников по своему направлению деятельности. Магистерская подготовка как раз и подразумевает возможность применять на практике в том числе и эти умения.

– Орган управления образованием настаивает на объединении подгрупп в классе. Правомерно ли это, если наполняемость классов 20 человек и более?

О.ЩУКИНА

Письмо с сайта «Учительской газеты»

– Федеральное законодательство не относит к компетенции органов местного самоуправления и органов управления образованием право решений в отношении деления классов на подгруппы. Типовое положение об общеобразовательном учреждении деление классов на учебные группы относит к компетенции образовательного учреждения.

В ст. 31 Закона РФ «Об образовании» указано, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Вопросы финансового обеспечения образовательного процесса отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъектов РФ контролируют направление и расходы финансового обеспечения, а образовательное учреждение отвечает за качество образования, условия организации образовательного процесса в рамках установленной суммы.

Деление класса на учебные группы при проведении учебных занятий – одна из обязанностей образовательного учреждения по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (согласно ст. 51 Закона РФ «Об образовании»).

Типовое положение об общеобразовательном учреждении в пункте 31 предусматривает четко, что при проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях – если наполняемость класса составляет 25 человек и в сельских – не менее 20 человек.

Если речь в письме идет о сельской школе, то деление класса наполняемостью 20 человек на подгруппы обоснованно.

Трудовые отношения

– К нам в школу пришел новый учитель – очень квалифицированный педагог (высшая квалификационная категория). Учитель приехал из другой области. Нужно ли в данном случае устанавливать испытательный срок?

Е.ИГНАТЧЕНКО

Вологодская область

– Обращаем ваше внимание, что согласно письму Минобразования РФ от 07.02.2003 г. №03-8ин/22-03 квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам в соответствии с Типовым положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 г. № 1908, учитываются в течение срока их действия на всей территории Российской Федерации.

При заключении трудового договора по соглашению сторон может быть обусловлено испытание работника в целях проверки соответствия учителя поручаемой ему педагогической работе. Условие об испытании должно быть указано в приказе о приеме на работу и в тексте трудового договора (ст. 70 ТК РФ).

Если стороны договорились об испытании устно, а в трудовом договоре и в приказе о приеме на работу это условие не оговаривалось, то учитель считается принятым на работу без испытания.

Испытание не распространяется на беременных женщин; молодых специалистов, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности; учителей, приглашенных на работу в порядке перевода из другого образовательного учреждения по согласованию между руководителями этих учреждений.

Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций – шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, если работодатель в лице директора школы считает, что квалификация учителя не позволяет сомневаться в его соответствии поручаемой работе, испытательный срок можно не устанавливать.

Пенсия

– Войдет ли время работы в должности руководителя кружка в школе в льготный стаж для досрочной педагогической пенсии?

Н.ФАЛЕЕВА

Тюменская область

– Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 (далее – Список), не предусмотрена должность «руководитель кружка». Основываясь на этом, пенсионные органы не засчитают работу в должности руководителя кружка в стаж для досрочной педагогической пенсии.

Однако такой отказ можно оспорить в судебном порядке, исходя из следующих доводов. Приказом Минобразования РФ от 25.01.1993 г. №21 наименования должностей педагогических и руководящих работников учреждений образования приведены в соответствие с наименованиями, предусмотренными в Тарифно-квалификационных характеристиках, утвержденных приказом от 11.11.1992 г. №406. Согласно пункту 4 указанного приказа руководители кружков, секций, студий и других объединений учащихся стали именоваться педагогами дополнительного образования.

Согласно Списку работа в должности «педагог дополнительного образования» засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том случае, если она выполнялась в учреждении дополнительного образования детей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 право устанавливать тождественность должностей и учреждений, предусмотренных Списками, с аналогичными должностями, учреждениями и структурными подразделениями, имевшими иные, ранее применявшиеся наименования, предоставлено Минтрудсоцразвития РФ по представлению соответствующего министерства по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Но в определении Конституционного суда РФ от 18.06.2004 г. №197-О указывается, что «тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции».

В пункте 9 постановления пленума Верховного суда РФ №25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено следующее: «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т. п.)».

В случае возникновения спорных вопросов о тождественности наименований решение пенсионных органов об отказе в назначении досрочных трудовых пенсий может быть обжаловано гражданами в судебном порядке.

Таким образом, если вы докажете в судебном порядке, что должность «руководитель кружка» тождественна должности «педагог дополнительного образования» и при этом указанная работа производилась вами в учреждении дополнительного образования детей, то указанный период войдет в стаж для досрочной педагогической пенсии.

Исходя из текста вопроса работа руководителем кружка проводилась в школе, а не в учреждении дополнительного образования. Увы, это обстоятельство может отрицательно сказаться на решении вашего вопроса.

Отпуск

– За какие вредные работы может быть установлен дополнительный отпуск в школе? Какими документами руководствоваться?

А.ВЕНГЕРОВА

Воронежская область

– В соответствии со ст. 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. №870 продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска таких работников установлена продолжительностью не менее 7 календарных дней. При этом обязательным условием является аттестация рабочих мест.

В Письме Минтруда РФ от 12.08.2003 г. №861-7 было дополнительно разъяснено, что согласно ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему кодексу.

Поэтому на данный момент при предоставлении дополнительных отпусков за условия труда следует руководствоваться и Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 г. №298/П-22.

Список применяется независимо от того, в какой сфере экономической деятельности находятся такие подразделения, поэтому образовательные учреждения вправе его также использовать.

При этом следует иметь в виду, что при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском полностью (ст. 120 ТК РФ).

При применении указанного Списка следует обратить внимание на то, что в нем продолжительность дополнительных отпусков установлена в рабочих днях, тогда как в соответствии с Трудовым кодексом РФ предоставление и оплата основных и дополнительных отпусков предусмотрены в календарных днях, поэтому предусмотренный Списком дополнительный отпуск при его суммировании с основным отпуском должен быть пересчитан в календарные дни и оплачен за общее количество календарных дней отпуска.

Пособия

– Работница нашей школы предъявила больничный лист спустя 9 месяцев со дня выздоровления. Утверждает, что у нее уважительные причины пропуска срока предъявления и мы должны оплатить ей больничный. Какие причины можно рассматривать как уважительные?

В.ЖМЕНЬКОВА

Курская область

– В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2009 г. №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» за назначением пособия по временной нетрудоспособности необходимо обратиться не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности и установления инвалидности, окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания.

Согласно п. 3 ст. 12 вышеназванного закона пособие по временной нетрудоспособности может быть назначено и после шести месяцев. В этом случае решение о назначении пособия принимается территориальным органом Фонда социального страхования РФ при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 г. №74 утвержден Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Так, к ним относятся:

– непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.);

– длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев;

– переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания;

– вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы;

– повреждение здоровья или смерть близкого родственника.

В судебном порядке также могут быть признаны уважительными и другие причины. В суд должен обращаться непосредственно работник.

Таким образом, в рассматриваемом случае решение о назначении пособия должен принимать территориальный орган Фонда социального страхования.

Образовательный процесс

– Как регулируется порядок открытия групп для факультативных занятий – нормативы наполняемости, минимальная и максимальная нагрузка?

А.ЖДАНОВА

Красноярский край

– Требования к проведению факультативных занятий федеральным законодательством не установлены. Такие требования можно встретить в региональных актах.

Для создания локальных документов по факультативным занятиям можно руководствоваться письмом Минпроса СССР от 16.01.1975 г. №3-М «О введении «Типового положения о факультативных занятиях в общеобразовательной школе».

Согласно этому Типовому положению факультативный курс может быть рассчитан не менее чем на 35 часов (1 час в неделю в течение года или 2 часа в неделю в полугодие).

В группы по изучению факультативных курсов учащиеся зачисляются по их желанию.

Учащимся не рекомендуется изучать более двух факультативных курсов одновременно.

Группы для изучения факультативов, как правило, комплектуются из учащихся одного или параллельных классов. Занятия по факультативам, не связанным с предметами, входящими в учебный план, могут проводиться с учащимися различных классов.

Во всех случаях число групп для факультативных занятий определяется в пределах общего количества часов на эти занятия, устанавливаемых школе на основе действующего учебного плана.

Факультативные занятия должны предусматриваться специальным расписанием и проводиться до или после уроков. В зависимости от местных условий (расстояние от места жительства до школы, размещение учащихся в интернате и др.) может быть предусмотрен перерыв для отдыха школьников между обязательными занятиями и факультативами.

Наполняемость групп определяется директором школы в зависимости от специфики факультативных курсов, но не менее 10 человек в группе.

В тех случаях, когда на тот или иной факультативный курс число желающих учащихся превышает возможности набора, преимущество отдается тем школьникам, которые в изучении данного и смежного с ним предметов проявили большее прилежание и заинтересованность.

При комплектовании групп для изучения факультативных курсов не допускается проведение отборочных испытаний и проверок. Зачисление учащихся в группу по изучению факультативного курса производится учителем, ведущим факультатив, с учетом мнения классного руководителя и утверждается приказом директора школы не позднее 10 сентября (или 10 января).

Аттестация

– Работаю учителем истории. До ухода в декретный отпуск у меня была 2-я квалификационная категория. Во время декретного отпуска срок ее действия истек. С 1 сентября выхожу на работу. Можно ли продлить действие квалификационной категории в связи с тем, что не могла ее подтвердить, находясь в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком?

А.ПУХОВА

Ростовская область

– В соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утверждено приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 г. №1908) квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются сроком на пять лет.

Срок действия квалификационной категории по заявлению работника в исключительных случаях (в том числе нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком) может быть продлен до одного года соответствующими органами управления образованием. Заявление на продление второй квалификационной категории должно быть адресовано местному (муниципальному) органу управления образованием (основание: письмо Минобразования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 07.02.2003 г. №03-8ин/22-03).

ЕГЭ

– Будет ли отличаться шкала перевода первичных баллов в тестовый вузовского этапа (II волна) от шкалы школьного этапа (I волна)?

О.КУТЕПОВА

Челябинская область

– В соответствии с Порядком приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009-2010 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 26.12.2008 г. №396) результаты ЕГЭ, признаваемые как результаты вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием, и подтверждающие успешное прохождение вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, не должны быть ниже устанавливаемого Рособрнадзором количества баллов по результатам ЕГЭ по таким общеобразовательным предметам, подтверждающим освоение основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в текущем году.

На основе статистических данных о результатах приема документов и конкурсной ситуации прошлых лет вуз вправе установить минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний по профильным общеобразовательным предметам, превышающее установленное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки минимальное количество баллов, подтверждающее освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования.

Установленное минимальное количество баллов не может быть изменено вузом до завершения процедуры зачисления.

В 2009 году вуз вправе оставить 3 из 4 вступительных испытаний, рекомендованных по каждой специальности. Обязательными для поступления на все специальности являются ЕГЭ по русскому языку и так называемому профильному предмету.

Таким образом, самостоятельно вуз может поднять минимальный порог «проходных баллов» только по профильному предмету специальности, который должен быть не меньше нижней пороговой границы Рособрнадзора.

Что касается второй волны ЕГЭ, то результаты ЕГЭ будут оцениваться по минимальным порогам первой волны. Нижний порог аттестации знаний по 100-балльной шкале уже известен. Информация поступала в течение 6-8 дней после того, как выпускники сдали ЕГЭ по предмету в «основной волне» сдачи.

Обращаем внимание, что в 2009 году 24 вуза (полный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2008 г. №1921-р) получили право провести одно дополнительное испытание профильной направленности по ряду специальностей. Результаты дополнительных испытаний исчисляются по 100-балльной шкале.

По специальностям творческой и профессиональной направленности, требующим наличия творческих, физических или психологических качеств, вузы кроме результатов трех экзаменов в виде ЕГЭ из Перечня вступительных испытаний в 2009 году в образовательные учреждения высшего профессионального образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 28.11.2008 г. №365) вправе провести дополнительные испытания, но только по тем предметам, которых нет в этом Перечне.

Число и форма таких испытаний не ограничены и определяются самим вузом.

Вузы имеют право заменить третье вступительное испытание из Перечня, рекомендованного Минобрнауки РФ, на вступительное испытание по родным языку и литературе в форме, определяемой вузом при приеме на специальности «филологическое образование», «родной язык и литература», «педагогика» и «педагогика и методика начального образования», связанные с изучением родных языков и литературы для последующего их преподавания.

Татьяна ПОГОРЕЛОВА,

шеф-редактор приложения «Образовательное право.

Деловая папка «УГ»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте