search
main
0

Не встать стеной. В Герценовском университете размышляли о школе, об учителе, об ученике

Где еще можно поговорить о проблемах и перспективах педагогического образования в России, как не там, откуда началась его история. 220 лет назад в Санкт-Петербурге на набережной реки Мойки открылся Воспитательный дом, и, можно сказать, вместе с ним открылось «окно в детство». Сегодня преемником данного учреждения является один из лучших педагогических вузов страны – Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, и тема детства здесь по-прежнему самая первая и самая важная.

Посвященная 220-летнему юбилею, в стенах Герценовского университета состоялась III Всероссийская педагогическая ассамблея «Педагогическое образование – Россия будущего». Насколько этот форум интересен педагогическому сообществу, можно было судить по количеству участников: в Санкт-Петербург приехали более 600 представителей из разных регионов России. Впрочем, это неудивительно, ведь на педагогической ассамблее предлагалось обсудить ключевые вопросы, стоящие сегодня перед системой образования страны. Уже на пленарном заседании и. о. ректора РГПУ им. А.И.Герцена Сергей Богданов в своем докладе затронул более чем серьезный вопрос о «Языке современности в педагогическом пространстве России». Нет сомнения в том, что нынешний ученик отличается от предыдущего, и одно из этих отличий – визуальное восприятие информации. Конечно, это не является новостью – и в древнем мире люди выражали и воспринимали мысли через графические изображения, рисунки, значки и т. д. Однако не учитывать в педагогической практике эту особенность современности нельзя. Сам текст и формат его преподнесения должны меняться. Движение в эту сторону неизбежно, считает Сергей Богданов. Прежде всего – потому что сейчас тенденцией становится работа с электронными учебниками. Однако нельзя допустить, чтобы само тело текста ушло из учебника, из школы, потому что тогда исчезнет знаковая, базовая культурно-историческая основа. Как и положено в вузе, который никогда не стоит на месте, общественная дискуссия в рамках педагогической ассамблеи прошла необычно, а именно как открытый диалог экспертов с залом с театрализованными вкраплениями, причем участникам было предложено высказывать полярные точки зрения на тему «Педагогическое образование: революция или эволюция». Чтобы облегчить задачу, организаторы дискуссии разбили тему на несколько острых вопросов. К примеру, «разогревающей» стала дилемма: что важнее для учителя – действовать по шаблону или следовать инновациям? Нужно заметить, что и экспертное сообщество, и участники из зала пришли в итоге к общему выводу, что все традиции когда-то были инновациями, поэтому, прежде чем «бежать впереди паровоза», необходимо освоить классические методики обучения, а затем уже создавать и внедрять новое. Педагога трудно представить нетворческой личностью, однако творчество должно опираться на те практики, которые уже стали образцами, эталоном, классикой. Следующий вопрос касался подготовки будущих педагогов. Участникам и экспертам предлагалось поразмышлять над тем, чему в первую очередь учить педагога: умению работать с коллективом или умению работать индивидуально с каждым учеником? В этом вопросе мнения разделились. Так, заслуженный учитель России, уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович заметил, что сегодня ребенок более индивидуализирован, настроен на себя, поэтому выстроить всех в ряд не получится. Учить педагога работать с каждым ребенком индивидуально очень важно, при этом учитель, школа не должны быть стеной между учеником и современным миром. В то же время учитель биологии школы №619 Калининского района Санкт-Петербурга, победитель конкурса «Учитель года России»-2016 Максим Рыжов убежден, что будущему педагогу необходимо уметь работать с коллективом, поскольку ему самому предстоит жить и работать среди коллег. Сформировав у себя компетентность взаимодействия в сообществе, он сможет научить этому ребят. Эксперты и участники дискуссии попытались ответить и на вопрос, как же привлечь в педагогический вуз талантливых абитуриентов. В этом плане, как сообщила директор института педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, член-корреспондент РАО Светлана Писарева, у Герценовского университета есть успешный опыт. Уже несколько лет здесь проводятся университетские олимпиады, а также продолжается традиция взаимодействия со школами, в которых открыты педагогические классы. К слову, если несколько лет назад большинство выпускников Герценовского университета не стремились идти работать в школу, то в последние годы ситуация изменилась кардинально. Только в прошлом году обучать юных петербуржцев пришли порядка 800 молодых специалистов. По мнению Максима Рыжова, начинающему педагогу очень важно помочь на первом этапе. Например, не давать ему дополнительную нагрузку, а дать возможность подумать над своим проектом, предложить то или иное творческое решение. А с точки зрения генерального директора АНПО «Школьная Лига» Александра Селянина, молодежь больше оставалась бы в школе, если бы была отменена аттестация и учителя, и образовательной организации, а также растиражирован в СМИ положительный образ учителя. Полемический пыл не угас и на дискуссионных площадках, где обсуждались более специфические проблемы образования. В частности, очень непростым оказался разговор на тему «Школа как субъект образовательной политики: миф или реальность». Как пояснила модератор площадки кандидат педагогических наук Ирина Кондракова, важность этой проблемы в том, что школа прежде всего – это социальный институт, и, несмотря на то что сегодня есть тенденция отчуждения детей от школы, она все равно остается единственным социальным институтом, через который проходят все дети. В том, как школа выстраивает свои взаимоотношения внутри коллектива, и проявляется ее субъектность. Кроме того, эта субъектность школы очень значима для государства, потому что любое государство стабильно тогда, когда стабильна школа, когда в ней работает учитель, на которого государство может опереться и которому может поручить воспитать гражданина, патриота, умного, квалифицированного, конкурентоспособного работника. В конце концов, от этого зависит конкурентоспособность самой страны. Очевидную важность темы подчеркнула и директор лицея № 33 города Ростова-на-Дону Татьяна Шевченко. Она заметила, что подобные дискуссии чрезвычайно важны для осознания своего места как руководителя образовательной организации, самой образовательной организации, а также всего региона в общем контексте России. Школа – это действительно субъект образовательной политики, в котором патриотическое воспитание наряду с качеством образования должно быть приоритетным направлением. С другой стороны, по мнению директора Центра мониторинга и оценки качества образования АПК и ППРО города Москвы Татьяны Пуденко, есть безусловные признаки того, что школа все-таки является субъектом образовательной политики, но вопрос в том, является ли она эффективным субъектом и на каких условиях может им стать. В этой связи, как считает Татьяна Пуденко, нужно учитывать, что в стране высокий уровень образовательного неравенства. И он с годами не снижается, а только растет. Все школы разные, усреднить их невозможно. Большинство участников дискуссии согласились с тем, что разговор о школе как субъекте образовательной политики не столько дал ответы, сколько поставил новые вопросы, но в этом, наверное, и заключается смысл дискуссионных площадок Герценовского университета – побуждать к постоянному поиску.Для справки Проведение Всероссийских педагогических ассамблей – традиция Санкт-Петербурга и РГПУ им. А.И.Герцена. Ассамблеи всегда становились событием года в сфере образования и педагогической науки. Первая Всероссийская педагогическая ассамблея была проведена в 2010 году и предваряла Год учителя. Вторая Всероссийская педагогическая ассамблея состоялась в 2012 году. Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте