search
main
0

Не всегда криминальное, но всегда деструктивное

Девиантное или криминальное поведение – это поведение, нарушающее общепринятые социальные нормы.

Здесь надо заметить, что общепринятыми можно считать только те нормы, которые закреплены законодательно в Уголовном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Семейном кодексе.

Всеобщих традиций и правил не существует: они относительны, они значительно варьируются от культуры к культуре, с течением времени, от семьи к семье. Это хорошо иллюстрируется бытовыми картинками. Например, многие семьи сажают ребенка за праздничный стол и наливают ему чего-нибудь слабоалкогольного. Станет постарше и вместе со взрослыми выпьет водочки. В такой семье это считается нормальным, традицией. При этом распитие спиртных напитков в общественном месте – правонарушение. То же с образовательным цензом. Для одних полное среднее образование избыточно, для других трагедия – провал ребенка на вступительных экзаменах в вуз. То есть относительность социальных норм не позволяет однозначно квалифицировать то или иное поведение как отклоняющееся.

Деструктивное поведение далеко не всегда оказывается криминальным, но всегда разрушительным для любой совместной деятельности. Учителям лучше всего это знакомо по случаям недисциплинированности учеников на уроке. Когда ребенок разговаривает во время урока с соседом «не по делу», он не нарушает каких-то общепринятых нравственных норм, но тем не менее его поведение отклоняющееся, девиантное, так как нарушается течение урока – элемента сложившейся совместной учебной деятельности. Характерное для определенной части подростков вызывающее поведение регулярно разрушает педагогическое общение, выстраиваемое воспитывающими взрослыми. То же можно сказать и о поведении подростков в семьях, в других видах их деятельности и общения.

Мы считаем, что девиантное поведение есть проявление отклоняющегося психического развития подростков, проявление отклонений в строении и содержании индивидуального сознания.

При низком уровне осознания для подростков не существует перспективы ни в пространстве, ни во времени. Они видят в ситуации только то, что непосредственно воспринимают «здесь и теперь» и не более того. Они не задумываются (и не умеют задумываться) над причинами произошедшего, в этом смысле они не связывают прошлое и настоящее. Точно так же они не связывают настоящее и будущее. А все это приводит к неадекватному поведению. Для детей и подростков, выросших в ситуации семейного насилия, весь мир представляется как угрожающий. Соответственно они воспринимают всех окружающих людей, включая собственных учителей, как потенциально опасных. Такое мировосприятие формирует определенный стиль поведения – агрессивно-оборонительный. В этом случае любые доброжелательные тенденции взрослых в школе извращаются и не принимаются. Социально заброшенные дети и подростки в стремлении удовлетворить свои потребности «здесь и теперь» могут пойти на что угодно и разрушить все, что будет им мешать. Это и есть десоциализация, проявляющаяся в девиантном поведении.

Социально запущенные подростки характеризуются серьезными аномалиями мотивационно-потребностной сферы: их стремления и желания формируются под влиянием асоциальных и криминогенных групп, они принципиально склонны к совершению правонарушений. Они, как правило, профессионально не ориентированы, к труду относятся резко негативно, тяготеют к паразитическому существованию. По этим причинам они отчуждены от школы как социального института, но посещают школу в силу принуждающих обстоятельств. Хуже всего то, что они активно внедряют свое мировосприятие, свои ценности и установки в свое ближайшее социальное окружение.

Надо признать, что мы плохо знаем социальные процессы, происходящие в детско-подростковой и юношеской среде, и это стало еще одной проблемой в практике противодействия противоправному поведению несовершеннолетних. Для того чтобы понять процесс, надо хотя бы провести последовательно несколько «срезовых» исследований. Такие исследования проводят педагоги-психологи в своих школах, они могут дать важную информацию о социальных и психологических причинах появления устойчивых форм девиантного поведения современных подростков. Однако сейчас они осуществляются в интересах отдельных школ, по разным методикам, а потому полученные в них результаты не могут быть сопоставлены и обобщены. Поэтому следующее предложение – провести в 2010-2011 учебном году силами сотрудников специальных школ сплошное обследование всего контингента учащихся с целью описания «социального портрета» современных подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением, и для определения чаще всего встречающихся социально-психологических причин возникновения такого поведения. Предполагаю, что для осуществления такой программы потребуется разработка единой методики проведения обследования, это могут взять на себя сотрудники нашей лаборатории. Предполагаемые результаты обещают быть интересными во многих отношениях.

Н.СИДОРОВ, заведующий лабораторией «Психологические проблемы детей с девиантным поведением» МГППУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте