Сегодня в рамках рабочих групп, созданных по инициативе фракции «Единая Россия», в Государственной Думе идет обсуждение законопроектов, разработанных Министерством образования и науки РФ. Некоторые из этих документов вызвали серьезные опасения у отраслевого профсоюза. В первую очередь это проекты законов, предусматривающие создание двухуровневой системы высшего образования и введение новых организационно-правовых форм учебных заведений. Свою принципиальную позицию по отношению к предлагаемым изменениям профсоюз выразил в письме Президенту России Владимиру Путину.
«Уважаемый
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ!
ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ обращается к Вам с целью выразить свою позицию и обеспокоенность по ряду принципиальных вопросов в связи с предлагаемыми законодательными изменениями в регулировании отношений в области образования.
В соответствии с Вашим Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года, определившим целевые ориентиры по осуществлению реформ в сфере образования, направленных на оценку результативности этих реформ по показателям качества образования, его доступности и соответствия потребностям рынка труда, распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. № 1073-р утвержден план действий Правительства РФ на 2004 год по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации.
План действий Правительства РФ в сфере образования предусматривает разработку законопроектов по внесению изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» по следующим пяти позициям:
1. Создание комплексной программы интеграции образования, научной деятельности, развития вузовской науки и крупных образовательных центров.
2. Установление порядка предоставления льгот для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, в целях повышения для них доступности высшего и среднего профессионального образования.
3. Предоставление права реализации программ дополнительного профессионального образования любым организациям наряду с образовательными учреждениями и исключение стандартизации этих программ.
4. Предоставление права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования
5. Установление двух уровней высшего профессионального образования.
В настоящее время в рамках специально созданных рабочих групп по инициативе фракции «Единая Россия» в Государственной Думе идет обсуждение разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации законопроектов, направленных на изменение правового регулирования отношений в области образования.
Особую озабоченность профсоюза вызывают законопроекты по вопросам изменения порядка реализации дополнительного профессионального образования, установления двух уровней высшего профессионального образования и ряду других, поэтому профсоюз считает необходимым высказать по ним наши опасения и принципиальную позицию.
Первое. По проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части вопросов изменения порядка реализации дополнительного профессионального образования).
Основной идеей законопроекта, по утверждению разработчиков, является создание условий для развития системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей граждан в связи с изменениями условий профессиональной деятельности в течение всей жизни.
Однако анализ содержания предлагаемых поправок в Закон РФ «Об образовании» свидетельствует о том, что разработчики выходят далеко за рамки заявленной цели, затрагивая как концептуальные основы базового закона об образовании, так и существенно и необоснованно вмешиваясь в регулирование других уровней образования (дошкольного, общего образования и других).
При этом особые опасения вызывают предложения, которые размывают и выхолащивают суть понятия «образовательное учреждение», поскольку предлагается считать образовательным учреждением любую некоммерческую организацию, созданную в организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством для некоммерческих организаций, тогда как учреждение само является одной из таких форм. Следовательно, предлагается такой способ существенного расширения нормативной правовой базы функционирования организаций любых организационно-правовых форм на всех уровнях образования, а не только дополнительного профессионального образования, который противоречит гражданскому законодательству.
По нашему мнению, тем самым закрепляется возможность появления в государственной системе образования (в том числе дошкольного и общего образования), обеспечивающей реализацию конституционных гарантий права граждан на образование, таких организаций, в отношении которых государство отказывается от их обязательного финансирования и не будет нести субсидиарную ответственность по их обязательствам, что повлечет за собой как снижение уровня конституционных гарантий обучающихся и работников образования, так и скрытую приватизацию и банкротство этих новых организаций.
При этом остающиеся в бюджетной сфере учреждения, производящие государственные или муниципальные услуги на нерыночной основе (в том числе в рамках обеспечения конституционных гарантий права на образование), фактически лишаются права на какое-либо самостоятельное распоряжение средствами из внебюджетных источников и оказываются под жестким финансовым, организационным и иным контролем органов власти за их деятельностью, что не будет способствовать нормальному их функционированию в условиях сохраняющего дефицита бюджетного финансирования.
Наряду с этим реализация подобных предложений приведет к определенным негативным социальным последствиям (дальнейшее расслоение населения по уровню возможностей получения качественного образования, увольнение работников при реорганизации учреждений, создание условий для расширения практики заключения срочных трудовых договоров с работниками и т.п.) и, что немаловажно, к значительным финансовым и иным затратам государства на осуществление этих мероприятий и внесению поправок в значительный массив законодательных и подзаконных нормативных правовых актов.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, считаем необходимым выразить свою обеспокоенность и обратить внимание на проблемы, связанные с введением новых организационно-правовых форм учебных заведений, которые относятся как к реализации конституционного права на образование, так и к осуществлению трудовых прав работников образования, а также на принципиальную неприемлемость самой концепции указанного законопроекта.
Второе. По проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования)».
Предлагаемая система высшего профессионального образования, базирующаяся только на двух уровнях, не предусматривает закрепление подготовки по монопрограммам (без промежуточной ступени «бакалавра») специалиста с высшим профессиональным образованием как уровня профессионального образования.
Поскольку содержание образовательных программ по отдельным направлениям подготовки (специальностям), в первую очередь в области высоких технологий, инноваций, биотехнологий, медицины, педагогики, объективно предполагает непрерывное обучение с целью подготовки высококвалифицированных кадров, то, по нашему мнению, подготовка по монопрограммам «специалист» в системе высшего профессионального образования должна быть законодательно закреплена как отдельный уровень образования. Поэтому с этих позиций необходимо говорить об установлении не двухуровневой, а многоуровневой системы профессионального образования.
Учитывая, что переход на многоуровневую систему по объективным основаниям не может быть осуществлен одномоментно, представляется, что этот процесс должен быть поэтапным с учетом необходимости подготовки программно-методического обеспечения (подготовка новых государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов; внесение изменений в квалификационные справочники и другие акты, связанные с уточнением требований к работникам для занятия различных должностей, в том числе по должностям профессорско-преподавательского состава, применительно к многоуровневой системе высшего профессионального образования), а также динамики постепенных изменений рынка труда и соответственно структуры спроса на те или иные специальности.
Поэтому, на наш взгляд, необходимо предусмотреть, что Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Российского союза ректоров определяет в соответствии с потребностями рынка труда и готовностью программно-методического обеспечения перечень направлений подготовки (специальностей), по которым будет осуществляться переход на многоуровневое профессиональное образование.
Кроме того, предлагаемый переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования потребует определенного времени для внесения изменений и дополнений не только в законы об образовании, но и в другие федеральные законы, а также разработки значительного количества подзаконных актов. В частности, потребуется внесение изменений в федеральные законы о государственной службе, об адвокатуре, о нотариате и многие другие.
Наряду с этим законопроект не предусматривает никаких механизмов определения структуры бюджетных мест для получения установленных двух уровней высшего профессионального образования, что с учетом введения раздельного конкурсного поступления на эти уровни может привести к лишению граждан конституционных гарантий получения бесплатного образования на уровне магистратуры.
В связи с этим полагаем необходимым в обязательном порядке законодательно закрепить структурное соотношение по устанавливаемым уровням образования в целях обеспечения доступности и бесплатности получения профессионального образования соответствующего уровня.
Таким образом, без необходимой корректировки предлагаемых нововведений в этой части их последующая реализация может привести к существенным негативным социальным и экономическим последствиям и в целом отрицательно сказаться на состоянии системы высшего профессионального образования.
Кроме того, считаем необходимым высказаться и по проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования)».
При общей положительной оценке концепции законопроекта необходимо обратить внимание на то, что предложенный проект федерального закона не предусматривает участия общероссийских профсоюзов и их объединений в государственном прогнозировании и мониторинге потребностей рынка труда в профессиональных кадрах, в формировании перечня направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, разработке государственных образовательных стандартов профобразования и процедурах контроля качества образования.
В то же время современный опыт большинства стран Европейского Союза по вопросам профессионального образования и обучения показывает, что профессиональные союзы наряду с государством и организациями предпринимателей играют заметную роль и принимают активное участие в реализации современной стратегии профессионального образования и обучения.
Наряду с этим на необходимость включения профессиональных союзов в число субъектов оценки качества профессионального образования и реализации политики содействия занятости указывает законодательство Российской Федерации о социальном партнерстве и профсоюзах, нацеленное на выстраивание конструктивных и партнерских отношений в этой области для достижения общих целей.
Поддерживая и признавая необходимость осуществления объективно назревших и продуманных реформ в сфере образования, направленных на повышение его доступности и качества, в то же время полагаем целесообразным в интересах общества и государства проводить эти реформы с учетом их широкого общественного обсуждения и оценки социальных, экономических и иных последствий предлагаемых реформ.
Надеемся, что изложенное в нашем обращении мнение по этим важным проблемам будет учтено, в том числе при проведении экспертизы проектов федеральных законов, относящихся к вопросам государственной политики в области образования, и при подготовке соответствующих предложений.
С уважением
председатель профсоюза
Г.И. Меркулова»
Аналогичные письма профсоюз направил в адрес Правительства РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, Министерства образования и науки, Федерации независимых профсоюзов России и МГУ им.М.В. Ломоносова.
Комментарии