Из более 1300 вузов России около 400 – «нетрадиционной ориентации». Они негосударственные. Однако единственное отличие от государственных заключается в том, что у них чуть больше свободы.
На очередной встрече Совета Ассоциации негосударственных вузов России с представителями Министерства образования, состоявшейся в Российском новом университете, много говорили о качестве образования. По словам первого заместителя министра Александра Киселева, более 90% высших учебных заведений частного сектора – гуманитарные. Из них 80% реализуют программы юридического и экономического профилей. Конкурс на эти факультеты огромный, студентов много, однако квалифицированных преподавателей не хватает. Выходит, негосударственные вузы, предлагая за 200-400 долларов в год обучить престижной профессии юриста или экономиста, просто обманывают студентов. Они не только не получают должных знаний, но еще и после окончания учебы остаются невостребованными. А в филиалах вообще непонятно что творится. Создается впечатление, что там готовы пойти на все, лишь бы заработать денег. И это касается не только негосударственных вузов, но и государственных тоже. Судите сами, у МГУ всего 4 филиала, а у некоторых высших учебных заведений – более 40. Ректоры перестали нести ответственность за подготовку в филиалах. А через год-два, когда в дипломе будет указано, что образование получено не в головном вузе, а в дочернем, они вообще снимут с себя полномочия за образовательный процесс. Дабы прекратить разгул халтуры, Министерство образования приняло решение на время заморозить открытие новых филиалов. Процедура лицензирования будет ужесточена, особенно в тех территориях, где региональные отделения вузов открываются, что называется, веером.
– Недавно мне принесли документы на лицензирование негосударственного вуза в Петербурге, одновременно в 20 филиалах которого открываются по 5 абсолютно одинаковых специальностей, – рассказала начальник Управления лицензирования, аккредитации и аттестации Минобразования Елена Геворкян. – Спрашивается, кто будет готовить специалистов, если филиалы разбросаны по области и педагогов главного вуза на всех не хватит? Понятно кто: преподаватели техникумов, ПТУ, школ. Ректорам известно, что при предоставлении документов на лицензирование списки профессорско-преподавательского состава достаточно условны. Впредь этого не будет. Уже в этом году по большинству филиалов мы проведем проверку на соответствие заявки.
Там, где будут найдены серьезные нарушения, действие лицензии или аккредитации либо приостановится, либо их будут изымать у базового вуза.
Ректоры негосударственных вузов не возражают против проверок, только им не совсем понятно беспокойство Министерства образования относительно количества юристов и экономистов, выпускаемых вузами. Образовательные учреждения тесно привязаны к рынку, поэтому постоянно следят за спросом на данные специальности. Последние данные показали, что популярность на эти профессии стала снижаться. Рынок насытился специалистами юридического и экономического профилей и сам стал регулировать ситуацию. Значит, сейчас будут востребованы другие профессии и может так оказаться, что и в других науках наше образование не сильно.
– Давайте наравне с юристами и экономистами будем проверять, как готовят учителей русского или иностранных языков. Во всем мире люди с высшим образованием знают по два-три иностранных языка, у нас же выпускники вузов худо-бедно переводят со словарем, – предложил ректор Екатеринбургского гуманитарного института, президент Ассоциации негосударственных вузов Екатеринбурга и Свердловской области Лев Закс.
Неоднозначное отношение у ректоров негосударственных высших образовательных учреждений вызвало предложение первого заместителя министра о рейтинге. Александр Киселев считает существование рейтинга оправданным, потому как он дает ведомству возможность накопить банк данных и определить качество образования в тех или иных вузах. К тому же несправедливо, что рейтинг государственных образовательных учреждений публикуется, а негосударственных – нет. Александр Федотович предложил ассоциации подумать над этим вопросом и, если решение окажется положительным, заняться конкурсным отбором. Ректоры это предложение приняли без энтузиазма.
– Если мы работаем на рынке образовательных услуг, так давайте работать как на рынке, без рейтингов. Иначе одни навсегда окажутся внизу, в другие вверху, как это обстоит сейчас с МГУ и Санкт-Петербургским госуниверситетом, – ответил ректор Международного банковского института Санкт-Петербурга, председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов Северо-Западного федерального округа Виктор Вениаминов. – Наше преимущество заключается в том, что мы до определенной степени независимы. Зачем мы будем загонять себя в эти рамки?
На это у негосударственных вузов есть полное право. Как и на то, чтобы получать награды: отраслевые, государственные, правительственные и президентские. Прежде чем представлять своих сотрудников на получение отраслевых наград – благодарности и почетной грамоты Министерства образования, нагрудного знака «Почетный работник высшего профессионального образования» и медали Ушинского, – негосударственные вузы должны пройти обязательное согласование с УМО и Управлением аттестации и аккредитации Минобразования. Помимо общественного веса и уважения, нагрудный знак дает неплохую социальную поддержку. Обладатель награды имеет право на 20-процентную прибавку к зарплате из внебюджетных средств, а по выходе на пенсию – на удостоверение «Ветеран труда». Что же касается государственных наград, то заявки на них необходимо подавать через субъекты Федерации. Можно, конечно, это сделать напрямую через министерство, однако процедура может затянуться. Поэтому проще и быстрее все будет сделать на местах.
– Мы бы хотели, чтобы вы принимали участие в президентских и правительственных премиях в области образования, – подбодрил ректоров начальник Управления по работе с научно-педагогическими и руководящими кадрами Виталий Корольков. – Если у вас есть достойные дела в науке, педагогике, учебники, методические апробации, мы готовы принимать ваши работы.
Тема наград не случайно была затронута на встрече. Несмотря на то, что система негосударственного образования составляет одну десятую часть высшей школы, это не означает, что она менее ценна и не нуждается в поддержке. Правда, ректорам хотелось бы, чтобы она была не только моральной, но и материальной. Дабы не потерять все, что частный сектор образования построил и накопил за 10 лет, Игорь Ильинский, ректор Московской гуманитарно-социальной академии, президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, предложил представителям министерства следующие варианты развития негосударственных вузов: передать или продать по остаточной стоимости приспособленные для образовательной деятельности недостроенные или пустующие образовательные учреждения, снизить арендную плату, выделить льготные государственные кредиты. Если эти предложения найдут отклик в министерстве, то ректоры готовы создать рабочую группу, которая бы совместно с ведомством подготовила программу развития образовательного пространства России. И вообще Ассоциация негосударственных вузов всегда готова к тесному сотрудничеству с Министерством образования по любым вопросам. Ведь только сообща можно решить все возникающие проблемы. Например, избавиться от того ярлыка, который навесило на частное образование общество: если негосударственное – значит плохое. Но, как показывает практика, не все то золото, что государственное, и Минобразованию есть чему поучиться у негосударственных вузов.
Комментарии