Владимир НИКОНОВ, министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области: – В ходе национального проекта нам удалось продвинуться в решении целого ряда проблем, которые, безусловно, раздражали и не давали возможности спокойно работать трудовым коллективам. Мы сдвинулись с мертвой точки. И сейчас находимся в самом начале пути, ведь школа заслуживает значительного улучшения условий для обучения детей и работы педагогического коллектива.
На самом деле в этом году никто не собирается заканчивать работу, начатую в прошлом. Это воля губернатора области, в связи с чем перед министерством стоят большие задачи продолжить, а может быть, даже и усилить работу, связанную с укреплением материально-технической базы школ. В частности, в этом году нам удалось изыскать достаточное количество ресурсов на реализацию проекта «Школьное окно». В целом по области более 11 тысяч оконных блоков были заменены на современные. Кроме того, никто не собирается отказываться от программ, направленных на оснащение школ, на замену оборудования, на приобретение специальных средств, которые требуются для подготовки и проведения учителями уроков. Также продолжается работа по строительству принципиально новых школ. Когда в прошлом году я пришел в одну из недавно сданных школ в Болотнинском районе, я был впечатлен: там были созданы все комфортные и развернутые к человеку условия – и для успешной работы, и для успешного получения образования. Я думаю, что подобные школы будут еще построены. Поэтому считаю, что национальная инициатива «Наша новая школа» хотя и концентрирует внимание на, казалось бы, других проблемах (а именно на повышении качества образования, его направленности на обеспечение стратегической задачи инновационного развития страны), но не снимает тех проблем, с которыми мы сталкивались до этого, в том числе и животрепещущую задачу повышения заработной платы.Заработную плату необходимо повышать. Это позиция и министерства образования, и губернатора, и профсоюза. Нам с вами нужно научиться немного под другим углом смотреть на то, что происходит в нашей жизни. И, самое главное, понимать, что проблемы должны стать основой очень серьезного психологического перелома. За тяжелые годы, когда мы выживали, у нас сформировалась определенная привычка к трудностям. Милостей от судьбы мы не ждем, лишь бы не стало хуже. А изменения тем временем происходят, и их нельзя прозевать.Кто-то из выступающих сегодня заметил, что из года в год все меньше ребятишек идут в школу. Но сегодняшняя статистика обнаруживает другие цифры: в 2010 году в школу пойдет на 3 тысячи ребят больше, чем в прошедшем, из них 1,5 тысячи первоклассников. И эта ситуация будет меняться, потому что с каждым годом детей рождается все больше. Уже сейчас этот факт сместил некоторые акценты нашей деятельности: если несколько лет назад мы избавлялись от лишних зданий детских садов, то сегодня нам срочно необходимо вернуть их обратно и открыть дополнительное количество мест. Жизнь меняется, и руководитель не имеет права неадекватно это оценивать.Я согласен, что главная задача – бороться за повышение заработной платы. И наша роль здесь основная. Но возникает вопрос: с кем бороться? Если речь идет о государственных органах и органах муниципального управления, то мы опоздали. Потому что в течение трех лет подряд, пока не грянул кризис, зарплата повышалась такими темпами, какие и не снились экономике, – ФОТ был увеличен в 2,2 раза. Скажите мне, в какой еще отрасли заработная плата росла такими темпами? Мне кажется, что нужно пристальнее вглядеться в эту проблему: что, кроме денег, является мотивацией педагога к работе? Ведь не все измеряется рублем. Тем более что в нашей культуре фигура педагога всегда соотносилась с понятием бессребреничества. Учителя никогда не были самыми богатыми людьми, но народ всегда гордился великими достижениями великих учителей. А что ими двигало? Необходимо постараться понять эти вещи, чтобы правильно выстроить работу в школе, в том числе и профсоюзных организаций. Молодой педагог заинтересован в том, чтобы быстро войти в коллектив и не чувствовать себя никому не нужным. Следовательно, кто-то еще должен этим заниматься кроме директора школы. Ведь предстоит решать вопросы и по жилью для молодых специалистов, и по распределению нагрузки.Очень сильным стимулирующим и мотивирующим фактором является ощущение успешности в своей профессии. Я думаю, что главный поддерживающий фактор у подавляющего большинства учителей – это результат, к которому стремишься и которого можешь достичь. И этот результат далеко не всегда выражается в денежном эквиваленте, гораздо чаще это результат профессиональный. Необходимо выявить, что мы обязаны сделать для того, чтобы человек развивался, чтобы у него были возможности к самореализации. Рождается огромное количество вопросов: как помочь человеку в его профессиональном росте? Как сделать так, чтобы он смог вовремя получить повышение квалификации? Как сделать так, чтобы у человека были все необходимые, а лучше всего самые современные средства для подготовки к каждому уроку и преподаванию в целом? Ведь не всегда на это находится соответствующий источник средств. Но если мы будем бороться только за повышение заработной платы, значит, и школу можем не ремонтировать, и средства на переобучение не найдем… И никакой бизнес не возьмет на себя обеспечение школы, пока этот приоритет остается за государством.И в этой сфере, я считаю, у нас с вами очень большое поле для сотрудничества. Потому что профсоюзные организации должны и, самое главное, могут правильно организовать эту работу в школе. У нас есть еще одна общая тема: проблема эмоционального и профессионального выгорания. Наша совместная задача – искать способы и средства на организацию отдыха и лечения учителей. Если вы проявите определенную активность, то она будет поддержана, и мы увидим, что есть какие-то меры, которые не требуют вложения больших средств, но тем не менее будут эффективны. Поэтому я с удовольствием откликнулся на предложение Новосибирской областной организации Профсоюза работников образования и науки РФ заключить Соглашение о взаимном сотрудничестве.
Комментарии