search
main
0

Не враги, а союзники. В Сочи прошло Всероссийское совещание по проблемам дополнительного образования

В этом году система дополнительного образования отметила свой 85-летний юбилей, перевидав и пережив на своем веку много нововведений и названий – Дворец пионеров, Центр внешкольной работы, сегодня же его именуют дополнительным образованием. Правда, это название педагогам, работающим во дворцах творчества, не по душе, они считают его несправедливым.

– Прежде всего потому, – говорит Ольга Кузнецова, заместитель начальника УОН администрации Сочи, – что именно здесь, в системе дополнительного образования, реально существует то, что еще не скоро станет по-настоящему приоритетным в школе: ценности детства, свобода собственного опыта. Именно здесь ребенок может оставаться самим собой, прожить всю гамму чувств, познать радость общения и коллективного творчества. Наша профессиональная позиция при определении стратегии развития дополнительного образования опирается на идеи свободного образования, «понимающей педагогики», – подчеркнула Ольга Олесьевна.

Несмотря на важность этой системы образования для ребенка, на дополнительное образование многие чиновники продолжают смотреть свысока, соответственно самому слову: дополнительное – значит не важное, не обязательное. И потому проблем в системе хоть отбавляй. О них и многом другом шла речь на прошедшем недавно в Сочи Всероссийском совещании-семинаре, посвященном реализации межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы. Сюда из 16 регионов России съехались сотрудники управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России, специалисты региональных и муниципальных органов управления образованием, педагоги и директора учреждений дополнительного образования, принадлежащих различным ведомствам. Вела совещание начальник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России Валентина Березина. Она обратила внимание на то, что к проблемам дополнительного образования удалось привлечь коллег из других ведомств, прежде всего Министерства культуры, к которому относится 5700 учреждений дополнительного образования, и Госкомспорта России, в ведении которого 1800 учреждений ДО. Однако координация работы всех ведомств находится в руках Минобразования России.

Сегодня в системе дополнительного образования целый клубок проблем. Наиболее серьезные связаны с развитием нормативно-правовой и материально-технической базы, а также с аттестацией и аккредитацией учреждений дополнительного образования, которые подчас превращаются в мучительную процедуру.

Кто будет работать в системе дополнительного образования? Эта проблема также стала важнейшей на совещании. Средний возраст педагога ДО – свыше 40 лет, а работающих в центрах технического творчества – еще выше. Стареет и управленческий аппарат в ДО. К сожалению, нет единой комплексной программы повышения квалификации педагогов, работающих в учреждениях дополнительного образования. Правда, сейчас всерьез задумались об этом – уже несколько лет подряд проводится конкурс «Сердце отдаю детям», в педагогических вузах появилась специальность «педагог дополнительного образования», но все равно многие из пришедших работать в ДО не имеют педагогического образования. И потому так важно, подчеркивалось на совещании, проведение хотя бы краткосрочных курсов повышения квалификации для таких людей, где бы они знакомились с возрастными особенностями психологии и физиологии своих подопечных.

Говорили на совещании также о том, каким должно быть содержание дополнительного образования, ну а основным результатом работы учреждений ДО, по мнению участников совещания, прежде всего должны быть творческие достижения ребят. Кроме того, отмечалось, что учеба в учреждениях ДО многим помогла в выборе будущей профессии.

Острую дискуссию вызвала идея перевода спортивных школ в ведение Госкомспорта. Мы прежде всего воспитываем личность, спортсмены же работают на результат, иногда губящий здоровье ребенка, говорили выступающие. С этим не согласился присутствующий здесь Игорь Столов, начальник отдела спортивных школ и училищ олимпийского резерва Госкомспорта, заявив, что никто не собирается уходить от воспитательных задач ДО.

Ольга Куликова, руководитель управления дополнительного образования Краснодарского края, отметила, что необходимо развивать дополнительное образование в школах. А Валентина Березина в завершение своего доклада на совещании сказала: «Мы не враги школе, мы ее союзники».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте