search
main
0

Не впадать в крайности, быть ответственным

В современном образовании особое внимание уделяется изучению дискуссионных вопросов, сложных социальных проблем и противоречий, конфликтов ценностей и обучению средствам их разрешения, способам принятия разумных, взвешенных и ответственных решений.
Сложные противоречивые вопросы – понятие неоднозначное, многогранное и динамичное. У нас долгое время на это явление обращали мало внимания, а в советском образовании ему вообще не было места, так как при наличии единой идеологии не рассматриваются противоречия и проблемы, а только догмы, которые не подлежат обсуждению. Сложные противоречивые вопросы являются необходимым компонентом открытого демократического образования.
Сегодня сложные противоречивые вопросы – органичный и неотъемлемый компонент общественных дисциплин, методов и форм их преподавания. Исследование их обнажает столкновение позиций и подходов по отношению к различным социальным проблемам и способам их разрешения, утверждает разнообразие точек зрения, которое зачастую содержит исключающие друг друга позиции. В основе всех точек зрения лежат убедительные аргументы и доводы, в том числе и противоположных сторон, а также идеологические и юридические подходы, отражающие важнейшие человеческие ценности и установки. Тема или вопрос является дискуссионным или противоречивым, если в обществе существуют по крайней мере два противоположных конфликтных мнения, касающихся данной темы или вопроса, причем каждая позиция имеет в своем арсенале убедительные доводы и пользуется поддержкой и популярностью у определенной части общества. Между крайними точками зрения могут существовать разнообразные промежуточные позиции. Дискуссионную тему можно всегда сформулировать в виде вопроса, требующего категорического ответа “да” или “нет”, но не стоит забывать о существовании большого количества альтернативных мнений, которые можно расположить между крайними позициями “да” и “нет”. В любом обществе существует большое количество сложных, противоречивых вопросов и дискуссионных тем: “Должно ли быть запрещено ядерное оружие?”, “Следует ли скрывать правду от смертельно больного человека?”, “Следует ли сохранить всеобщую воинскую повинность в армии?”, “Следует ли отменить смертную казнь?”, “Какова роль государства в регулировании экономических отношений?” и многие другие, которые требуют к себе осторожного, взвешенного подхода как отдельных людей, так и общества в целом.
Конфликт ценностей и социальные противоречия пронизывают учебную ткань граждановедческих и юридических дисциплин. Однако такое явление имеет специфические характеристики и существенно отличается от других значимых компонентов образования, что создает немалые трудности для преподавания соответствующих учебных курсов. Задания, содержащие сложные противоречивые проблемы, не имеют однозначного ответа или решения. Человечество на протяжении длительной истории трудилось и трудится над преодолением сложных социальных противоречий и разрешением общественных проблем, выработало большое количество неоднозначных подходов. Но выбрать из них наилучший – задача не из легких. Причем большинство проблем – это вечные жизненные противоречия, с которыми люди постоянно сталкиваются в своей жизни и пытаются разрешить их, но главная особенность подобных проблем заключается в том, что они имеют много правильных решений, но при этом едва ли есть окончательный ответ. И едва ли они будут разрешены в течение учебного занятия или ближайшего будущего, но это не значит, что рассматривать их с учащимися не стоит. Совместный поиск разумного решения имеет колоссальное образовательное значение.
Преподавателю не следует забывать, что все точки зрения и содержащиеся в них аргументы имеют определенную ценность для принятия взвешенного и ответственного решения. Исследование дискуссионных вопросов имеет громадное влияние на утверждение демократического гражданства. Главная ценность этого не только в передаче актуальной и чрезвычайно ценной информации, имеющей общественное значение, но и в освоении значимых социальных, коммуникативных и интеллектуальных умений и навыков, а также присвоении крайне важных фундаментальных ценностей и установок открытого общества – толерантности, терпимости, свободы, равноправия, справедливости, уважения и других необходимых составляющих демократических отношений.
Обсуждение сложных противоречивых общественных вопросов – один из основных приемов гражданского и правового образования. Право и политика наиболее ярко проявляются и обнаруживают свое предназначение именно в проблемных ситуациях такого рода. Особое внимание следует обратить на организацию учебной деятельности учащихся, научить их выявлять противоречия и проблемы, лежащие как в основе изучаемого учебного материала, так и возникающие в процессе обмена мнениями. Обсуждение помогает учащимся обнаружить подобные проблемы – болевые точки общества, понять их и выделить различные позиции и подходы, определить собственную позицию, исследовать ее, испытать ее на прочность. Преподаватель должен знать, что сложные противоречивые вопросы требуют сложных ответов, а упрощение приводит к субъективизму, пристрастности.
Здесь существует много методов и приемов. Но основными будут различные виды дискуссий и дебатов. В принципе почти все активные и интерактивные методы обучения в той или иной мере затрагивают сложные противоречивые вопросы.
При этом возникает много трудностей, но самая большая из них связана с тем, что они затрагивают личные убеждения и ценности, провоцируют сильные эмоциональные реакции. Для преодоления этой трудности преподаватель должен тщательно готовить и планировать учебные занятия, связанные с обсуждением дискуссионных вопросов, быть тактичным и терпеливым.
Самая простая образовательная технология, которая направлена на выявление и разрешение противоречий, в основе которых находится сложный вопрос, имеет три этапа или стадии: выделение и формулирование проблемы, противоречия; исследование противоречия, выявление аргументов, доводов “за” и “против”; создание выводов, рекомендаций, обобщений.
Учащиеся должны твердо знать, что для того, чтобы научиться управлять ситуацией, держать ее под контролем, следует научиться разрешать сложные проблемы. Обнаруживать противоречия и взвешенно рассматривать конфликты ценностей, которые имеют отношение как к жизни и деятельности самих учащихся, так и общества. Подростки должны получить хорошую интеллектуальную привычку не принимать окончательного решения, пока не будут выделены все значительные аргументы и доводы как “за”, так и “против”. Безответственно приходить к заключению по важному вопросу, не принимая в расчет других позиций или не выслушав другую сторону. Очень часто не только в образовательной практике, но и в жизни приходится встречаться с таким явлением, когда человек лишь убеждает себя, что решение принял правильно, для чего приводит доводы только в пользу сделанного выбора. Важно научить интеллектуальной смелости, ответственности, взвешенному подходу при разрешении сложных противоречивых вопросов. Это одна из основных задач современного гражданского образования.
Общие рекомендации по рассмотрению сложных противоречивых вопросов на учебном занятии будут следующими. Первое – подготовка. Преподаватель в соответствии с целями учебного занятия выбирает сложный противоречивый вопрос, удостоверяется, что избранная проблема вызывает интерес учащихся, соответствует их индивидуальным и возрастным особенностям и является актуальной для страны или местного сообщества. Он готовит учебный материал, предварительную информацию, которая помогает осветить вопрос и раскрыть содержание основных позиций. Следует постараться охватить наиболее важные точки зрения по вопросу. Затем он выбирает метод рассмотрения сложного противоречивого вопроса. Преподаватель может приготовить опережающее задание. Для вовлечения учащихся в обсуждение проблемы он готовит мотивирующее упражнение или ситуацию и систему вопросов.
Второе – представление сложного противоречивого вопроса. Оно должно быть по возможности четким, ясным, понятным для учащихся, а формулировка – нейтральной. Задача преподавателя – помочь учащимся понять проблему, заинтересовать ею, выделить основные позиции и начать ее рассмотрение. Преподаватель должен демонстрировать уважение к различным позициям.
Третье – организация обсуждения. Чтобы обсуждение прошло успешно, преподавателю следует уделить большое внимание правилам взаимодействия в учебной группе во время работы. Он вместе с учащимися составляет, обсуждает и принимает правила. Они могут выглядеть следующим образом:
правило поднятой руки – чтобы получить возможность высказаться, поднимите руку;
говорит только один человек – говорящего не перебивать;
слушать следует внимательно – старайтесь слушать мнение говорящего, даже если вы с ним не согласны;
критикуйте идеи, но не людей – не следует переходить на личности во время обсуждения проблемы;
будьте вежливы и доброжелательны – не выказывайте пренебрежения чужими идеями;
будьте краткими – по возможности старайтесь быть немногословными;
говорите по существу проблемы – не следует отклоняться от избранной темы и т.д.
Преподаватель может сам следить за соблюдением правил, но может привлечь к этому учащихся. Он сам должен служить примером и показывать образец поведения и соблюдения правил, демонстрировать уважение к чужим мнениям, признавая наличие слабых мест в собственной позиции.
Для успешного рассмотрения сложных противоречивых вопросов преподаватель должен овладеть умением грамотно составлять вопросы, которые приглашали бы учащихся к глубокому и заинтересованному размышлению и обсуждению проблемы, снижали боязнь сделать ошибки, позволяли обратить внимание на неточности и избавиться от них.
Четвертое – подведение итогов. Преподавателю всегда следует оставлять достаточно времени на учебном занятии для обсуждения его итогов. Для чего используются вопросы, подготовленные заранее. Какие аргументы в поддержку позиций были наиболее убедительными и почему? Каковы перспективы исследования или разрешения данного дискуссионного вопроса? Что нового удалось узнать в результате обсуждения дискуссионного вопроса? Какие трудности вы испытывали и как их преодолевали? Какие возможности для улучшения обсуждения мы не использовали? Какие дискуссионные вопросы вы хотели бы обсудить в будущем?
Рассмотрение сложных противоречивых вопросов позволяет сделать занятие увлекательным и интересным, научить учащихся совместно размышлять о важных и серьезных общественных проблемах, не впадать в крайности, быть взвешенным и ответственным, принимать разумные решения.

Юрий АНТЮХОВ,
преподаватель университета
Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте