search
main
Топ 10
С волонтерской деятельностью школьников познакомят на «Разговорах о важном» Телефоны в школе планируют запретить даже в образовательных целях Лучших педагогов наградили в Уральском федеральном округе С 2025 года в нацпроект «Образование» хотят включить предметы, которые не входят в систему ЕГЭ Глава Минпросвещения: единые учебники по всем предметам разработают в течение 2-3 лет В России создано 8 новых учебно-педагогических округов Обязательные уроки труда могут появиться в российских школах Петербургские педагоги, подготовившие победителей и призеров олимпиад, получат премии В Самаре открыли памятник «Первый учитель» В Нижнем Новгороде выбирают лучшего Учителя здоровья России 2023 года Будущее в ИТ: какие предметы сдавать на ЕГЭ и где учиться Сергей Кравцов: система допобразования должна соотноситься с основной школьной программой В Липецкой области впервые выбрали победителей конкурса «Семья года» «Учитель года-2024»: в Ростове-на-Дону подвели итоги муниципального этапа конкурса В Юрге школьники спасли жизнь человеку Идею расширить функционал «Менделеевской карты» поддержал глава государства В МЭШ запустили систему дистанционного обучения Нагрузка школьника: как избежать утомляемости, плаксивости и раздражения  Школьное имущество: кто заплатит за его порчу Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике
0

Не вместо, а вместе

Разве может реализация новых федеральных государственных стандартов с их высокими требованиями к личностным и метапредметным результатам образования быть полноценной без соответствующего психологического сопровождения?

К счастью, в нашей большой и прогрессивной школе этот вопрос был решен в пользу сохранения психолого-логопедического центра, который создан и успешно работает с 2003 года. В настоящее время наш центр включает 5 психологов, на каждого из которых приходится более 275 обучающихся из двух параллелей, и 2 логопедов, работающих с начальной школой. И поверьте, работы хватает на всех с избытком!Новые условия требуют нового осмысления и переосмысления приоритетных профессиональных задач, меняется нормативно-правовая основа деятельности школьного психолога, появляются новые должностные обязанности, новые требования к профессиональным знаниям и квалификации. Это в свою очередь требует постоянного обучения и самообразования. И конечно же, каждодневные проблемы большого школьного организма требуют нашей постоянной включенности. Поэтому нам некогда подолгу размышлять о целесообразности или нецелесообразности школьной психологической службы в новых условиях. Для нас ответ очевиден: нам надо идти рядом со всеми участниками образовательного процесса, а иногда и чуть-чуть впереди. Но только иногда и только чуть-чуть. Прошли те времена, когда психолог мог позволить себе стоять немного в стороне от реального учебно-воспитательного процесса. Позиция, когда психолог считает только себя носителем высших, особенных знаний о ребенке и преподносит как истину в последней инстанции именно свои представления о том, как надо обучать, развивать и воспитывать, противопоставляя себя при этом педагогу, сегодня крайне непродуктивна. Только в тесном и неформальном взаимодействии психолога с педагогом может родиться истина, а основой для плодотворного сотрудничества должно быть искреннее уважение психолога к нелегкому кропотливому труду педагога и понимание того, что мы вместе возделываем общее поле, хотя и разными методами и порой с разных сторон. С этого психологу и надо начинать, и именно психологу сегодня надо сделать шаг навстречу.Совместно с заместителями директора по учебной и воспитательной работе, социальным педагогом, учителями-предметниками, классными руководителями мы разрабатываем индивидуальные образовательные маршруты (через систему психолого-социально-педагогических консилиумов) для разных категорий обучающихся, ведем сопровождение детей групп риска. На заседаниях методических объединений и учительских совещаниях мы проводим психологическое просвещение по актуальным вопросам (в том числе по особенностям внедрения ФГОС в начальной и основной школе, профилактике суицидального поведения среди детей и подростков), в практику нашей работы вошли ежегодные практико-ориентированные семинары по обеспечению преемственности для учителей 1-х, 5-х, 7-х классов (в нашей школе дети в 7-м классе переходят учиться в здание старшей школы). Психологическая служба включилась в работу по социальному проектированию, проводя диагностику и консультирование разработчиков; психологи уже готовы к самостоятельному ведению проектов. В рамках социального проекта по развитию ученического самоуправления психологи участвуют в проведении тренингов командообразования. Во взаимодействии с классными руководителями мы занимаемся подготовкой и проведением интерактивных классных часов по развитию толерантности, профориентации, профилактике конфликтов и экзаменационного стресса. В форме тренингов проходят и занятия с педагогами по профилактике эмоционального выгорания и развитию стрессоустойчивости. Мы принимаем участие в оценке эффективности труда учителя; по запросу администрации разработали методику оценки комфортности обучения и ежегодно проводим ее по всем параллелям. Психологи сопровождают и все экспериментальные направления деятельности школы. Причем в своей работе мы не ограничиваемся диагностикой и выдачей рекомендаций. Приоритетна для нас активная работа со всеми участниками образовательного процесса – тренинговая, психокоррекционная, профилактическая, консультационная. Нам хочется не столько что-то отследить, изучить и красиво оформить, а реально улучшить, гармонизировать психологический климат, стимулировать позитивные изменения и предотвратить по возможности негативные проявления.Ирина ЖУКОВА, руководитель психолого-логопедического центра школы №115

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте