«Инновации сегодня – стандарт завтра» – девиз Всероссийского конкурса «Учитель года-2008». Конкурс, который проводился уже в 19-й раз и сам не обошелся без новшеств. Сюрпризы начались с первого же задания: вместо своего опыта работы участникам требовалось представить инновационный проект. Привычные предметные номинации заменили междисциплинарные группы. Пятнадцать Малых хрустальных пеликанов, а не пять, как в прошлые годы, разлетелись по регионам России. И, пожалуй, совсем необычным для конкурса было проведение «круглых столов» по суперактуальным сегодня темам – стандарт образования и профессиональный стандарт учителя. Хотя они не входили в конкурсную программу и не влияли на полученные баллы, все-таки и здесь работало общественное жюри, которое выявляло не столько самых активных участников, сколько их конструктивные предложения. Лидеры «круглых столов» 24 сентября на церемонии закрытия конкурса были награждены дипломами и ценными призами от партнеров и учредителей «Учителя года».
«Круглый стол» «Профессиональный стандарт учителя» проводился Общероссийским профсоюзом образования при содействии старейшего педагогического вуза страны – Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Модератором дискуссии выступила председатель профсоюза Галина Меркулова, а экспертами – Геннадий Бордовский, ректор РГПУ им. А.И Герцена, и Владимир Шадриков, научный руководитель Института практической психологии Высшей школы экономики.
Какими компетенциями должен обладать современный учитель? Что он ждет от государства, общества, родителей, учеников, и что в свою очередь ждут от учителя заказчики и потребители образовательных услуг? «Оргкомитет конкурса стремился вынести обсуждение этих наиважнейших вопросов за стены кабинетов, потому как именно вам, учителям России, быть в первую очередь «исполнителями» стандартов, и мы рассчитываем на вашу заинтересованность и поддержку, – так начала разговор Галина Ивановна Меркулова. – Нам важно ваше мнение, мнение лучших учителей страны, и мы надеемся, что ваши предложения помогут разработчикам стандартов второго поколения. Как помогут и нам, профсоюзу, лучше понять, в каком направлении двигаться, чтобы оказывать действенную помощь работникам образования».
Как отметил Владимир Шадриков, вопрос о профессиональном стандарте поставлен не сегодня. Еще в XVIII веке Василий Никитич Татищев предъявлял такие требования к представителям учительской профессии: «приверженные истинному богословию, наученные благонравным правилам, не ханжи, не лицемеры и суеверцы, доброго рассуждения, жен и детей имеющие, к науке способные и своей науке довольно ученые, способные к научению других, не свирепые и не предерзкого нрава к младенцам».
Экскурс в историю продолжила зав. кафедрой общей педагогики РГПУ Алла Тряпицина: «На Руси статус учителя, мастера грамоты, издревле поддерживался морально и материально, а оплата его труда полностью зависела от подношения родителей. С XVIII века рядом законов об образовании закрепляется социальный статус учителя как государственного служащего. Учитель правительственных учебных заведений мог получить гражданский чин, что соответствовало 14-7 классу табели о рангах:
14 класс – коллежский регистратор
13 – сенатский регистратор
12 – губернский секретарь
11 – корабельный секретарь
10 – коллежский секретарь
9 – титулярный советник
8 – коллежский асессор
7 – надворный советник.
Важное значение для социального статуса учителя имело происхождение и образование. Например, студент, получивший «хорошо» на выпускных экзаменах, не допускался к преподаванию в гимназии данного предмета. Лица, не имеющие свидетельства об успешном окончании средних учебных заведений или получившие домашнее образование, могли получить чин 14 класса только после 3 лет педагогической службы. Чин давал учителю право на должность, а также обеспечивал ряд прав и привилегий.
Учителей награждали государственными наградами «за отличное усердие и особые труды». Например, званием «Заслуженный наставник», орденами Святого Станислава, Святой Анны, Святого равноапостольного князя Владимира. Для женщин были установлены Мариинские знаки отличия за беспорочную службу. Их удостаивались классные дамы, учительницы, надзирательницы, настоятельницы и директрисы, прослужившие более 15 лет. Награжденным назначалась пенсия сверх жалованья, которая наследовалась мужем и детьми.
Помимо зарплаты, учителю государственной системы образования гарантировался своеобразный социальный пакет. На начало XX века он включал:
– «прогонные» деньги для проезда к месту будущей службы;
– получение «третного не в зачет» жалованья из государственной казны;
– получение квартирных денег или квартиры;
– пенсию в размере оклада;
– награды, поощрения, знаки отличия;
– отпуск с сохранением содержания;
– освобождение от воинской повинности;
– пособия в экстремальных случаях (например, при болезни);
– бесплатное обучение детей в правительственных средних учебных заведениях;
– лечение в санатории».
Надо сказать, что приведенная историческая справка вызвала вздох сожаления у всех участников «круглого стола». Сегодня многие привилегии, которыми могли похвастать учителя XVIII-XIX веков, увы, утеряны. Надеемся, что не безвозвратно. Как не утеряны многие требования к представителям педагогической профессии.
Дальнейшая работа «круглого стола» касалась уже непосредственно стандартов нового поколения. Генерировать идеи конкурсантам вместе с Аллой Тряпициной помогали сотрудники РГПУ – доцент кафедры педагогики Ольга Акулова и директор НИИ непрерывного образования Нина Радионова. За полчаса отведенного времени коллегам необходимо было предложить эскиз профессионального стандарта деятельности учителя. А для этого пришлось выполнить ряд заданий: перечислить минимум типичных профессиональных задач, с которыми сталкивается учитель, определить умения, необходимые учителю, перечислить, по каким проявлениям можно судить о том, что учитель обладает нужными компетенциями, а также предложить задания соискателю должности учителя.
В результате было представлено пять эскизов профессионального стандарта.
Примечательно, что, перечисляя требования к учителю, конкурсанты не только говорили о владении современными методиками в области педагогики, психологии, ИКТ, но и «настаивали» на непрерывном повышении квалификации, где найдется место и правовым знаниям, и коммуникационным технологиям. Участники дискуссии пришли к единодушному мнению, что процесс разработки стандарта – это процесс согласования позиций всех заинтересованных сторон. Что образовательный стандарт сегодня – это защита учителя, ориентир его карьерного роста, а также инструмент диагностики соответствия качества преподавания и подготовки учителя.
«Требования к стандартам профессии, которые поставили наши лучшие учителя, свидетельствуют об их высочайшей компетенции, – отметил Геннадий Бордовский. – И кто знает, смог бы я сегодня претендовать на должность учителя средней школы? Но при всем разнообразии требований к учителю, которые мы с вами сегодня озвучили, список явно не полон. Человек – вот мера всех вещей! Учитель имеет дело с человеком, который меняется каждый день. И проблема учительской профессии в том, что здесь нет постоянного стандарта. Учитель должен находиться в непрерывном диалоге с учеником, обществом, государством. Убедительный, взаимный диалог – залог нашего успеха!»
Закрывая работу «круглого стола», Галина Меркулова отметила, что этот разговор – лишь начало обсуждения очень важной темы, и предложила продолжить диалог о профессиональных стандартах, подготовке учительских кадров и статусе педагога на страницах газеты «Мой профсоюз» и форуме сайта Центрального комитета профсоюза. Ждем ваших писем с размышлениями, предложениями и рекомендациями по адресу: Москва, Ананьевский пер., д.4/2, стр.1, или по электронной почте uginfo@ug.ru.
Елена ЕЛШИНА, главный специалист ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии