Опыт прошедших полутора лет пандемии показал, что петербургские вузы могут оперативно корректировать учебный процесс. Об этом заявил председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Андрей Максимов. Он заметил, что формат дистанционного обучения, на который вновь рекомендовано перейти вузам, отработан, и полученный опыт позволяет использовать его не в ущерб качеству образования.
С другой стороны, по словам председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ректора Санкт-Петербургского государственного университета дизайна и промышленных технологий Алексея Демидова, каждый руководитель вуза может прибегнуть к своему варианту выстраивания учебного процесса. Например, половина институтов Петербурга предпочитают формат дистанционного обучения, часть университетов рассчитывают на самостоятельное выполнение заданий студентами с последующим контролем. Также ряд вузов сделали замену учебных часов каникулами с условием, что эти часы студенты потом отучатся.
Как заметил Алексей Демидов, к оперативному реагированию на ухудшение эпидситуации петербургские вузы готовы уже с начала года. Большинство учебных заведений работали в смешанном формате, и он себя оправдал, поскольку дает возможность менять пропорции онлайн- и офлайн-занятий в зависимости от специфики вуза.
По мнению директора СЗИУ РАНХиГС Владимира Шамахова, ситуация с переходом вузов на электронную форму обучения не критична. Мало того, формат электронного обучения в этом университете выбрали больше половины студентов еще до локдауна.
Занятия при этом полностью совпадали с расписанием, составленным для студентов, обучающихся очно или в смешанном формате. Важно, что на качество учебного процесса активно влияют студсоветы, а для технической и психологической поддержки студентов во всех вузах организованы горячие линии.
О том, что для студенческой аудитории дистант – это не всегда плохо, рассказала начальник учебно-методического управления Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена Елена Глубокова. К примеру, смешанный формат обучения предпочитают магистранты. Большинство из них уже работают в образовательных организациях, и им гораздо удобнее присутствовать на онлайн-занятиях. А в целом, конечно, все зависит от самого студента, если он хочет учиться, то формат обучения ему не важен.
Примечательно, что пандемия и связанный с ней переход на электронную форму обучения не отразились на количестве студентов-внебюджетников. Во многих вузах их количество не только не уменьшилось, но и увеличилось. В том же СЗИУ РАНХиГС число желающих получить высшее образование на платной основе выросло на 20%. Как пояснил Владимир Шамахов, прямой связи между пандемийными ограничениями и поступлением на внебюджет нет. Все зависит от качества обучения и технологий, применяемых в том числе в рамках дистанционного формата.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии