Извечный вопрос интеллигента – «Что делать?». Первым его задал в своем романе Николай Чернышевский, который, по словам Ленина, помог стать революционерами сотням человек и изменил его самого. Еще одна очень важная параллель – Ленин выдвинул теорию, что обычный рабочий класс (читай «простые люди» современного российского сообщества) не в состоянии вести революцию с социал-демократическими целями, а преследует только цель «хлеба и масла». На мой взгляд, очень верное определение. И еще одна очень современная ленинская мысль: «…социал-демократического сознания у рабочих не могло быть. Оно могло быть принесено только извне. История всех стран свидетельствует, что исключительно своими собственными силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское (англ. trade union), то есть убеждение в необходимости объединяться в союзы, вести борьбу с хозяевами, добиваться от правительства издания тех или иных необходимых для рабочих законов и т. п.».
Человек моего возраста, взращенный и воспитанный на советских идеалах, очень трудно, а порой и болезненно, воспринимает современную действительность, очевидное расслоение общества, старушек у мусорных контейнеров, бульдозеры, закатывающие в грязь продукты питания, пресыщенность, безответственность и беспринципность представителей власти, аварийное жилье, плохие дороги, мажоров разного вида и возраста, различные телешоу, да и многое другое. Я не сторонник революционных разборок, но и не хочу ощущать себя бесправным дураком и потворствовать своим бездействием продолжению вакханалии власти. В свои почти семьдесят вернулся к материалам давно написанной, но не защищенной докторской диссертации (может быть, еще успею), более тридцати лет работаю на общественных началах (то есть без зарплаты) в социально ориентированной общественной организации, вкладывая в дело профессиональные знания и опыт педагога, душу и личные средства, словом, делаю, что могу. Однако вижу, как нас даже в, казалось бы, независимой общественной сфере пытаются загнать в рамки, как скот в стойло.
С начальной школы детей обучают проектному методу, суть которого, к сожалению, не в содействии личностному творческому развитию ребенка, а в навязывании и освоении стандартов и шаблонов, формировании потребности и опыта личного лидерства. Это всемерно поддерживается родителями современных детей – выходцами из постсоветской школы.
В общественном секторе возникают аффилированные структуры (фонды, ассоциации, союзы и др.), которые на бюджетные средства (субсидии и гранты) обучают другие общественные организации технологии привлечения спонсорских и иных целевых средств. Особо замечу, что учат не работать, а грамотно составлять заявки на конкурсы. Появились и посредники – юридические и физические лица, освоившие эту науку вместе с наукой откатов и предлагающие за процент от субсидий помощь в обеспечении победы на таких конкурсах.
На недавнем очередном семинаре, обучающем написанию заявок на такие конкурсы, учителем выступал молодой человек, который своей стильной одеждой (стиляги шестидесятых) демонстрировал свою успешность и финансовый достаток. «Смотрите и учитесь, – говорил он убеленным сединами общественникам, – как надо жить!» Те, моргая глазами, недоумевали, почему некоммерческая организация, работающая много лет на безвозмездных началах с социально уязвимыми группами населения, должна оказывать платные услуги и не может рассчитывать на субсидии. Ответ повис в воздухе. Оказывается, это установка власти.
Помните ответ нашего премьера: «Денег нет, но вы держитесь»? Общественные организации, заполнившие в постсоветский период социальные ниши, освободившиеся в результате оптимизации и прямого уничтожения внешкольных учреждений муниципального уровня, взяли на себя в инициативном добровольном порядке организацию досугово-воспитательной работы с населением, в том числе организацию кружковой работы с детьми по месту жительства, их отдыха в каникулярный период. Так было более двадцати лет, но сейчас все изменилось. За помещения, занимаемые общественными организациями, надо платить; чтобы грамотно составить заявку, надо платить; чтобы получить субсидию – «откатить»; чтобы занимать помещение для социальной работы – надо обслуживать управу и проводить без оплаты массовки на открытых площадках, обеспечивать выборы и прочее.
При этом субсидии разыгрываются на конкурсах, и их получают «грамотно» составившие заявки, но не обязательно осуществляющие деятельность, на которую указывали в этих самых заявках. К нам в прошлом году обратилась такая организация-победитель, получившая субсидию на организацию выезда детей-инвалидов с ментальными нарушениями в загородный пансионат для тренинга. Обратилась с просьбой, чтобы мы укомплектовали такую группу из своего круга общения (у них самих этого круга, как и самой работы, нет). А наша организация конкурс не выиграла, потому что, по мнению экспертов, мы указали, что просим поддержать, пусть эпизодически, практическую деятельность общественной организации. Это противоречит принципам выдачи субсидий – на свою деятельность НКО должна зарабатывать сама.
Вероятно, организаторы подобных конкурсов ведут себя по аналогии с пресловутыми гаишниками – мы вам жезл дали, а дальше вертитесь сами!
Поэтому я обращаюсь к властям предержащим: перестаньте держать нас за идиотов! Мы не можем вам противодействовать, но зато в силах заявить о своем несогласии с установившимся порядком поддержки НКО и вполне в состоянии просветить родительское сообщество и объяснить детям, почему их родители должны отказывать им в занятиях в кружках, летнем отдыхе. Поэтому не удивляйтесь, почему так молодеют участники протестных митингов.
Комментарии