search
Топ 10

Не в титулах счастье

Найти достойных хозяев для 10 миллиардов рублей – задача не из простых. Да к тому же еще и не единственная, если говорить о конкурсе среди высших учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные технологии. Изучив почти 200 программ, эксперты и члены конкурсной комиссии смогли составить примерную картину стратегического развития российской высшей школы. Картина вышла на удивление славная, внушающая большие надежды. Главное теперь, чтобы реальность не подкачала. По итогам конкурса собрали пресс-конференцию. Министр образования и науки Андрей Фурсенко, председатель Комитета Госдумы по науке и образованию Николай Булаев, председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов и академик Михаил Алфимов поведали обо всех деталях процедуры отбора. О том, кто какие заявки читал и как проходило итоговое голосование: когда определили 28 финалистов, каждого члена конкурсной комиссии попросили отметить наиболее приглянувшиеся ему вузы. Это и было рождение 17 победителей.

По словам Андрея Фурсенко, члены «жюри» с самого начала договорились как можно доброжелательнее относиться к претендентам из регионов. В конце концов это не соревнование громких имен, титулов и брендов, не зачет старых заслуг, а поддержка сегодняшних предложений и перспектив. А они, как вы понимаете, могут родиться не только в столице. «На лаврах сегодня не может почивать ни один вуз, какой бы славной ни была его история, – поддержал министра Борис Титов. – Конкурс показал, что не только в Москве и Петербурге сосредоточены сегодня образовательные, технологические и инновационные силы. Но главное, любой вуз смог убедиться: достойное финансирование сегодня можно выбивать, не тратя время на бюрократию, обивая пороги высоких кабинетов, а придумывая новые технологии и учебные программы».

Больше всего журналистов интересовало, как будет контролироваться целевое использование средств.

– Схема проста и прозрачна, – успокоил Фурсенко. – Все программы очень подробны, каждая копейка расписана. С каждым вузом будет заключен контракт, и мы будем переводить деньги частями, тут же проверяя, на что они идут. Если в проекте заявлена организация определенной лаборатории и запуск конкретной образовательной методики, то вуз обязан нам это представить. В противном случае финансирование будет приостановлено и как крайняя мера: не выполнил обязательства – верни деньги.

Николай Булаев призвал общественность не только проверять, но и помогать, и поддерживать. Как добрым словом, так и доверием: «Нам, депутатам, придется, наверное, вносить какие-то поправки в законодательство, чтобы облегчить победителям их задачу. Не стоит забывать, что это первый за всю историю российского образования конкурс с таким огромным инвестиционным ресурсом. Пока что тот блин, который готовился на наших глазах, получился не только не комом, но, напротив, очень аппетитным и вкусным. Давайте все вместе сделаем так, чтобы таким он и остался». Николай Иванович очень сокрушался, что в списке победителей нет ни одного педагогического вуза. Тут же родилось предложение при проведении следующего конкурса, который будет объявлен осенью – на кону будет уже 20 миллиардов рублей, организовать отраслевые номинации – медицинские, технические, педагогические, аграрные. Тогда и выводы будут более объективные. Еще неплохо было бы провести семинар для вузов, чтобы они смогли правильно подготовиться к подачам заявок.

А смогут ли сегодняшние победители принять участие в новом конкурсе, или этот успех «одноразовый»?

– К осеннему конкурсу они просто физически не успеют реализовать то, что задумано. Ведь эти программы носят не фрагментарный характер, но касаются переустройства практически всего вуза, – объяснил министр. – Но когда эти проекты будут завершены, все можно будет начинать сначала.

Анна ХРУСТАЛЕВА

Юрий КАРАБАСОВ, ректор Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета):

– Наш вуз попал в число победителей не случайно. Все 17 высших учебных заведений, победивших в конкурсе инновационных вузов, занимают достойное место как в отечественной, так и в мировой науке и образовании; в этом списке нет ни одного случайного вуза. Все выбранные – это гордость России. Если же говорить о нашем вузе, то вся инновационная деятельность ХХ века в области металлургии и металловедения так или иначе связана с МИСиС, поскольку нет такого направления в этой области, где бы не работали выпускники нашего вуза. Вся история института стали и сплавов – это внедрение всего самого нового, передового для своего времени.

В МИСиС любят и умеют учить. Мы всегда были сильны методическими разработками, оказывая системное влияние на другие образовательные структуры. За последние 15 лет в МИСиС открыли подготовку специалистов по новым специальностям, к примеру – «Информационные технологии в материаловедении и металлургии», «Инженерная защита окружающей среды», «Стандартизация и сертификация», «Наноматериалы». Наш вуз сотрудничает с зарубежными университетами в области обучения студентов. 122 выпускника МИСиС получили два диплома, один – нашего университета, а другой – немецкий или французский. Все это стало возможным благодаря нашим международным проектам, это наш вклад в болонский процесс.

Образование всегда было самым тесным образом связано с наукой. Со дня своего основания в 1918 году МИСиС (а в то время это была Московская горная академия) был ориентирован на развитие мощной фундаментальной науки. Преподаватели сами занимались научными исследованиями и привлекали к ним студентов. Сейчас в МИСиС около 20 разных учебно-научных центров, главная задача которых внедрить те научные исследования, которые проводятся в вузе. Для того чтобы приобретать и эффективно использовать уникальное экспериментальное оборудование, мы пошли по пути создания центров коллективного пользования. В МИСиС уже работает центр коллективного пользования всероссийского масштаба, выполняя заказы вузов, институтов РАН, отраслевых НИИ и предприятий. Есть идеи организации новых межкафедральных лабораторий для студентов и аспирантов. У нас идет мощная кооперация с институтами, работающими на оборонку.

Чтобы быть инновационными, мы постоянно отслеживаем ситуацию в экономике. У университета всегда были самые тесные контакты как с гигантами, так и с менее крупными предприятиями черной и цветной металлургии. Сейчас МИСиС сотрудничает с крупными российскими холдингами, такими, как «Норильский никель», СУАЛ, «Евразхолдинг», и другими. Нас знают владельцы и ведущие менеджеры этих предприятий.

У нас есть проект, которым вряд ли может похвастать какой-либо другой российский вуз, – мы построили Удоканскую опытно-промышленную фабрику в Читинской области для проведения технологических испытаний руд самого большого в России и третьего в мире месторождения меди.

Кроме того, МИСиС – базовая организация в области сертификации металлов в Национальном информационном центре ВТО. По вопросам качества на своей базе мы провели обучение более 10 тысяч человек со всей России.

Мы – единственный вуз России, который имеет Премию Правительства Российской Федерации в области качества. Вообще наш инновационный образовательный проект, представленный на конкурс, так и назывался – «Качество. Знания. Компетентность». Им руководит проректор по экономике и финансам Владимир Миклушевский.

Участвуя в конкурсе инновационных вузов, мы сделали заявку по минимуму – на 405 миллионов рублей. Думаем, благодаря этой поддержке со стороны государства сможем подтянуть учебный процесс, сделать системный рывок в масштабах всего университета, чтобы это на себе почувствовали и аспиранты, и студенты младших курсов, которые потом придут учиться на выпускающие кафедры. Ведь самая главная задача инновационного проекта, на наш взгляд, – это улучшение качества знаний наших студентов. Ребята уже с первого курса должны попадать в особую среду, наполненную самыми современными методиками и технологиями. Если наш студент не научится в вузе самым современным информационным технологиям , то как же он сможет работать в таких крупных компаниях, как Западно-Сибирский металлургический комбинат, Чепецкий механический завод, и им подобных? Поэтому сейчас мы работаем над созданием корпоративной информационной системы, планируем создать мультимедийные аудитории, электронную библиотеку.

Следует отметить, что, помимо образовательной, мы выполняем еще и социальную функцию. Наш выпускник никогда не останется без работы, даже если не смог работать по специальности. Обладая прекрасной общетехнической, экономической и компьютерной подготовкой, он востребован во многих других сферах жизни.

За последние годы мы уже прошли большой путь инновационных преобразований в разных областях. Победа в конкурсе – это не только большая удача. Это в первую очередь огромная работа по реализации всего намеченного. У коллектива университета есть уверенность в том, что в условиях коренного перевооружения отечественной металлургической отрасли и машиностроения выполнение инновационного образовательного проекта позволит создать условия для подготовки специалистов ХХI века, исследователей-разработчиков и менеджеров нового поколения, что в свою очередь повысит конкурентные преимущества МИСиС как образовательного и инновационного университета, позволит привлечь дополнительные ресурсы и инвестиции в дальнейшее развитие высшего профессионального металлургического и материаловедческого образования.

Михаил ПАЛЬЦЕВ, ректор Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова:

– Нами была подготовлена заявка, которая полностью отвечала требованиям конкурсной документации. Инновационная образовательная программа, предложенная на конкурс, содержательна и предполагает продвижение по наиболее важным направлениям модернизации образования – это повышение доступности, качества образования, совершенствование управления образовательной деятельностью, совершенствование технологий и содержания образования. Выбранная академией стратегия действий практико-ориентирована и поэтому в кратчайшие сроки приведет к оперативному внедрению результатов и в образование, и в практическую медицину.

По моему мнению, инновационность нашей программы заключается в том, что она направлена прежде всего на формирование в вузе конкурентной образовательной среды, что позволит максимально приблизить качество образования к реальным потребностям экономики, общества и государства.

Среди мер, которые предполагает предпринять академия, – обновление образовательных программ по профильным специальностям; реформирование структуры образовательного процесса по некоторым специальностям в соответствии с принципами Болонской декларации; создание информационной среды; качественное обновление технического парка и лабораторного оборудования, многое другое.

Предложенная академией программа комплексна, она имеет единую стратегическую цель, приоритетные задачи и план мероприятий, взаимоувязанных по срокам реализации и ресурсам. Поэтому результаты, которые ожидаются от реализации программы, многогранны. В первую очередь в академии будут созданы инновационная инфраструктура; внешняя объективная система управления качеством образования; разработана и внедрена инновационная модель управления вузом как учебно-научно-клиническим комплексом, основанная на принципах проектного и стратегического менеджмента; сформирована ИТ-инфраструктура вуза, а также в целях повышения уровня профессиональных компетенций сотрудников будет разработана программа развития персонала.

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Государственного университета – Высшая школа экономики:

– Инновационный вуз – это в первую очередь такой вуз, преподаватели которого занимаются не только преподаванием, но и исследованием, и вовлекают в эти исследования студентов. Университеты как раз и отличаются тем, что в них преподавание и наука неразрывны. К сожалению, такой разрыв произошел в высшей школе. Надо эту связь восстановить. Инновационный вуз – странное понятие для других стран, где все университеты инновационные.

В концепцию создания Высшей школы экономики с самого начала был заложен принцип неразрывной связи между учебным процессом и научными исследованиями. С участием ряда исследовательских организаций страны были созданы несколько базовых кафедр прикладной ориентации, преподавателями которых являются ведущие экономисты-практики.

Кроме того, в Школе были образованы самостоятельные научно-исследовательские лаборатории, позднее преобразованные в институты макроэкономических исследований и прогнозирования, социальной политики и социально-экономических программ, анализа поведения предприятий и рынков, проблем ценообразования и регулирования естественных монополий

В последние годы в Школе были созданы новые научно-исследовательские подразделения, занимающиеся не только прикладными, но и фундаментальными научными исследованиями и перспективными разработками. Это институты гуманитарных историко-теоретических исследований, информационного развития, статистических исследований и экономики знаний, развития образования, проблем государственного и муниципального управления, центры образовательной политики и трудовых исследований.

С самого начала научно-исследовательские подразделения Школы функционируют на принципах самофинансирования, выполняя заказы Министерства экономики, Центрального банка Российской Федерации, Министерства общего и профессионального образования, других министерств и ведомств, а также негосударственных организаций. Практика выполнения прикладных научных исследований по актуальным проблемам экономики переходного периода дает возможность вовлечения студентов и аспирантов в исследовательскую работу, предоставляя им возможность уже в процессе обучения проверить полученные теоретические знания на практике.

Юрий ЧАПЛЫГИН, ректор Московского государственного института электронной техники:

– Мы занимаемся фундаментальными исследованиями в области математики, физики, химии, электроники, информационными технологиями и телекоммуникациями, материалами и технологическими процессами, проектированием и технологией электронных приборов, робототехническими комплексами и технологическим оборудованием, приборами и устройствами радиоэлектроники и вычислительной техники, экологией, экономикой, менеджментом и маркетингом, социально-экономическими и философскими проблемами развития науки и техники, проблемами общего и профессионального образования. Наши инновационные разработки охватывают всю сферу деятельности.

Игорь ФЕДОРОВ, ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана:

– Основным принципом нашего вуза является то, что всегда прежде всего надо основываться на науке. Образование без научных изысканий – ремесленничество, школярство. Участие в научной работе, ее объемы определяют, насколько серьезен подход к воспитанию специалиста. Отсюда истоки нашей инновационной программы. В научных исследованиях участвуют и студенты, и преподаватели. И второй момент нашей инновационности – это учет и применение того, что современный мир основывается сегодня на развитии новых информационных технологий.

Наша программа состоит из шести проектов. Четыре из них относятся к новому в науке. Во-первых, нас интересует оценка остаточного ресурса сложных технических изделий, что позволит продлить эксплуатацию техники в нормальном, не аварийном состоянии. Второе – это наши разработки с использованием нанотехнологии в микросистемах техники. Микророботы в медицине, новые датчики, основанные на нанотехнологии, новые свойства техники. Третье направление, которым мы занимаемся, – исследование и разработка технических устройств коротковолновой части миллиметрового диапазона радиоволн. У нас есть радиотелескоп миллиметрового диапазона, спутник «Бауманец» будет запущен через месяц. И четвертое – это новые системы, устройства биомедицинской техники: кардиографы, томографы, аппараты неинвазивного обследования больного.

Два проекта разработаны с тем, чтобы поддержать эти четыре. Поэтому пятое направление – новые информационные технологии в образовании, включая лаборатории удаленного доступа, электронные учебники, инженерный портал. А шестое ведет новую образовательную программу «Менеджмент высоких технологий», что подразумевает под собой подготовку предметно-ориентированных менеджеров, способных координировать и управлять деятельностью высокотехнологичных производств.

Владимир ЛИТВИНЕНКО, ректор Санкт-Петербургского государственного горного института:

– Санкт-Петербургскому государственному горному институту принадлежит ведущая роль в развитии горной науки, геологии и металлургической промышленности. За более чем двухвековую историю институтом созданы ведущие научные школы и открыта целая сеть научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений по приоритетным направлениям науки и техники в соответствии с запросами развивающейся промышленности страны.

В условиях рыночной экономики сформировано общее научное направление института – охрана и рациональное использование земных недр при поисках, разведке, добыче и переработке полезных ископаемых.

Усилия ученых сосредоточены на решении инновационно-технологических проблем минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов страны. Институт успешно возглавляет работу и участвует в целом ряде международных федеральных и межотраслевых научно-технических программ по решению фундаментальных и прикладных проблем геологии, горного дела, металлургии, экономики и экологии. Это международная программа «Изучение палеоклимата Арктики по ледяным кернам», федеральные целевые программы по интеграции науки и высшего образовании России: «Мировой океан», «Леса России», «Возрождение Волги», «Обеспечение населения России питьевой водой», «Экологическая безопасность России» и создание единой государственной системы экологического мониторинга. Это программы межотраслевого сотрудничества с министерствами образования и природных ресурсов, а также Министерством по атомной энергии, с ОАО «Газпром». Разработаны направления развития науки и техники «Экология и рациональное природопользование», «Топливо и энергетика», «Химия и химические продукты», «Производственные технологии». Институт проводит государственную поддержку региональной научно-технической политики высшей школы и ее научного потенциала.

Николай КУДРЯВЦЕВ, ректор Московского физико-технического института:

– Это один из крупнейших научно-исследовательских центров России. Лаборатории и научные группы МФТИ выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в интересах Совета безопасности РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Центрального банка России, Академии наук, Министерства образования и науки, других министерств и ведомств.

Сотрудники института регулярно принимают участие в российских и международных конференциях. Стали традиционными чтения в честь многих известных советских и российских ученых, жизненный путь которых был связан с Физтехом, – Королевские, Вавиловские, Берговские чтения.

Научно-исследовательские работы, проводимые в МФТИ, координируются научно-исследовательской частью института.

Основные направления исследований – радиофизика и электроника, распространение радиоволн, волновая физика и теория дифракции, радионавигация и радиосвязь, радиолокация, дистанционное зондирование поверхности, распространение акустических и магнитных волн в среде, взаимодействие лазерного излучения с веществом, фемтосекундная оптика, высокоэнергетические лазеры ультрафиолетового диапазона, физика металлических и полупроводниковых пленок, физика активных лазерных сред, автоэмиссионная электроника, акустоэлектроника.

Людмила ВЕРБИЦКАЯ, ректор Санкт-Петербургского государственного университета:

– Санкт-Петербургский университет был основан Петром I в задуманной им целостной системе науки и образования в России, в которой были объединены Академия наук, университет и гимназия. С конца 60-х годов XIX века при университете возникают научные общества. В 1868 году было образовано Общество естествоиспытателей; в 1869 году – Русское химическое общество, созданное при деятельном участии Д.И.Менделеева и переименованное по его инициативе в 1878 году в Русское физико-химическое общество. Позднее возникают филологическое, антропологическое и историческое общества, ботанический сад и астрономическая обсерватория. В 1893 году был создан химический институт; двумя годами позже в здании университета Александр Попов продемонстрировал первый в мире радиотелеграф; в 1901 году открылся первый в России физический институт.

Сегодня в университете работают астрономический, биологический, вычислительной математики и процессов управления, географии, земной коры, информационных технологий, комплексных социальных исследований, научно-исследовательский институт менеджмента, математики и механики, радиофизики, физики, физиологии, химии научно-исследовательские институты. Есть специальный инновационный центр, который занимается проектами университета.

Это изучения по антимикробным препаратам насекомых, аэрофизическим вакуумно-криогенным установкам, быстродействующим анализаторам кислорода, бытовым очистителям воды, вакуумным монохроматорам, виброизолирующим подвескам трубопроводов, волоконно-оптическим элементам, выделению препаратов из женьшеня, высокостабильному квантовому стандарту частоты, высокотемпературному газовому хроматографу, гидромассажерам, гидропонике, гиперзвуковой аэродинамической трубе, голографическому детектору, гумусу, детектору сверхслабых магнитных полей, диагностике и активации адаптационных резервов, древесным отходам, дрожжи – продуцентам медицинских препаратов, защите от биообрастания, инвентаризации природных территорий, источнику оптического излучения, катализатору для разложения озона, коррекции системы почва – растение, лазерному анализатору элементного состава вещества, лечебному препарату Биолан, логической компьютерной игре, локальному энергоснабжению, малогабаритной ядерной энергетической установке, математическому обеспечению спутниковой связи, махолету, микроволновым датчикам, модели разделения нефтегаза, нанотехнологии синтеза наноокисла, нефтеводяным фильтрующим установкам, очистке инсулина и почвы бактериями от металлов, удалению нефтяной пленки, фиторемидиации нефтезагрязненных вод, эквивалентным преобразованиям в инженерных расчетах, электрохромным устройствам, ядерным монохроматорам.

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор Московского государственного университета:

– МГУ – крупнейший инновационный центр. Здесь был создан первый в стране Научный парк, трансформирующий научные достижения в высокие технологии. Более двух тысяч ученых университета вовлечены там в инновационную деятельность.

Для обучения в МГУ характерно сочетание учебной и научной работы, фундаментальной подготовки в избранной отрасли науки с узкой специализацией. Обычно фундаментальная основа закладывается на первых двух-трех курсах. Узкая специализация начинается после этого.

Одной из важнейших особенностей учебного процесса в университете является соединение обучения с ведением самостоятельной научной работы, направление которой выбирают сами студенты. Работа в научных кружках, научно-студенческих обществах, участие в студенческих конференциях наряду с занятиями в семинарах, спецсеминарах позволяют студентам сделать правильный выбор. Многие студенческие работы печатаются в научных журналах и сборниках.

С 1946 года, когда в университете появились первые иностранные учащиеся, подготовлено свыше 11 тысяч высококвалифицированных специалистов для 150 зарубежных стран. Ежегодно в МГУ обучаются свыше 2 тысяч студентов и аспирантов из многих государств мира. Более 400 человек занимаются на курсах предуниверситетской подготовки для иностранных граждан.

Важнейшими областями научно-технического сотрудничества являются совместная разработка научных проблем, обмен профессорами и преподавателями для ведения педагогической и научной работы, а также студентами и аспирантами для различных форм стажировок. Каждый год университет принимает на различные краткосрочные формы обучения свыше 2 тыс. иностранцев и направляет примерно столько же своих представителей во все уголки земного шара. В МГУ действуют международные курсы ООН по демографии, гидрологические курсы ЮНЕСКО, Международный центр по биотехнологии, Международный научно-лазерный центр, система курсов и семинаров по русскому языку для иностранных преподавателей. В 1991 году открыты Французский университетский коллеж, Русско-американский университет, Институт германской науки и культуры. Более 60 ученых, государственных и политических деятелей из зарубежных стран избраны почетными докторами и профессорами Московского университета. В свою очередь многие крупные ученые МГУ являются почетными членами зарубежных академий и университетов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту