Нужна ли реформа образования в России? Считаю, что без реформирования в этой области не обойтись, так как «образование является подъемным краном модернизации экономики». А для этого надо учитывать все достижения человечества на современном этапе.
Американцы после запуска первого искусственного спутника и полета Юрия Гагарина в космос были шокированы. Они прислали в СССР специальную комиссию, которая подготовила доклад с названием одной из глав: «Что знает Иван и чего не знает Джонни». Комиссия, а затем конгресс США заключили, что Америка проиграла соперничество в космосе за школьной партой и на студенческой скамье, и они решили увеличить в 10 раз ассигнования на образование. И тем более удивительно, что при нынешнем реформировании образования на капиталистический лад берется за образец то, от чего отказались «продвинутые» страны. В этой связи стоит поговорить об альтернативном проекте закона «Об образовании в РФ», разработанном общественным движением «Образование для всех» и фракцией коммунистов в Госдуме.Этот проект предусматривает, что новый закон об образовании нужен при двух условиях: если он будет отвечать на основные вопросы образовательного сообщества и страны и если не ухудшит, а улучшит положение большинства участников образовательного процесса. Ведь новый правительственный проект закона этим условиям не соответствует. Он окончательно уничтожает в нашей стране русское, советское классическое образование, основой которого является фундаментальность и доступность. В свое время Билл Гейтс заявил, что американская школа рухнула именно потому, что ушла от фундаментальной классической системы. Правительственный проект предлагает некий бесплатный «базовый» уровень, остальное – платное, альтернативная разработка утверждает, что школьное образование должно быть бесплатным. Следовательно, правительственный проект – это образование для избранных, а альтернативный – образование для всех. А значит, необходимо отменить федеральный закон №83, который разрешает всем социально значимым учреждениям переходить на платную основу, но ведь образование – это не услуга, а служение!Финансирование образования из федерального бюджета составляет в настоящее время 3,5% от ВВП. Европейские страны выделяют на это 7-8%, Южная Корея – 20%, США – 11%, Финляндия – 16,4%. Правительственный проект замалчивает проблему финансирования, а альтернативный предлагает выделять на образование не ниже 7% от ВВП, и только при таких условиях возможна модернизация страны.Педагогическую подготовку предстоит серьезно усовершенствовать, а зарплату учителя приравнять к средней в промышленности. Нынче она составляет только 64% от средней по стране, тогда как в США – 129%. Педагогические работники по пенсионному обеспечению и социальным гарантиям должны быть приравнены к государственным служащим, ведь их труд не менее важен, чем работа чиновников. Еще Конфуций говорил: «Если ваш план на год – сажайте рис, если на десятилетие – деревья, а если ваш план на всю жизнь – учите детей».По статистическим данным, средняя зарплата учителя в Иркутской области равна 14250 рублям в месяц, а средняя всех работающих – 23105, в промышленности же – 26000 рублей, то есть учительская – всего около 55% от зарплаты промышленной. Не верится, что учительская зарплата к 1 сентября 2011 года по обещанию губернатора достигнет средней по области, ведь на это потребуется больше трех миллиардов рублей, а где их взять?! Не секрет, что при переходе на подушевое финансирование уже уничтожены в России 19 тысяч школ, а зарплата учителей в более-менее благополучных по наполняемости школах снизилась. Некоторые педагогические коллективы вынуждены отказываться от услуг технических работников и переходить на самообслуживание, что не улучшает, конечно, санитарного состояния школ. Закрытие сельских школ из-за подушевого финансирования «загоняет в автобус» сотни тысяч детей, которые теряют немало времени и здоровья, а также ежедневно подвергаются опасности, ведь найти хорошего, ответственного водителя при малой зарплате, «рваном» рабочем дне и техническом самообслуживании практически невозможно. И при плохих дорогах, без сопровождающих это беда! Альтернативный закон предлагает подушевое финансирование для сельских школ не применять и закрывать их только с согласия населения. Много говорилось и писалось об аттестации уровня знаний – о ЕГЭ. Независимо от того, что этот вид аттестации поддерживают только 10 процентов учителей и преподавателей вузов, он уже навязан всем. Капиталистам не нужны знания профессионала, им необходимы навыки ремесленника, альтернативный же закон предполагает добровольность, а не обязательность ЕГЭ. В то время как в Германии попытки навязать «болонизацию» принудительно закончились студенческими волнениями, у нас «Единая Россия» навязала ее уже в начале нынешнего года. Альтернативный проект предполагает добровольность и такого процесса. Раньше количество детей в дошкольной группе регламентировалось определенным максимумом: ясельная – 15 детей, детсадовская – 25. Теперь по новым санитарным нормам количество детей зависит от расчета квадратных метров на ребенка: 2,5 – ясельной группы, и 2 – детсадовской. Таким образом, понятие предельной наполняемости исключается, а значит, если площадь игровой комнаты равна 80 квадратным метрам, то наполняемость составит 40 детей. Попробуйте вывести этих детей в прохладное время года на прогулку, а как быть при стихийном бедствии? Убежден, чем активнее образовательное сообщество будет участвовать в обсуждении обоих законопроектов – государственного и альтернативного, тем больше шансов на то, что предложения оппозиции войдут в итоговое решение парламента и президента.
Комментарии