Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Не ученики, а эксперты! Обзор писем

Учительская газета, №05 от 2 февраля 2016. Читать номер
Автор:

Дети не хотят учиться – очень распространенное мнение. Якобы отлынивают от домашних заданий, бездельничают на уроках, не слушают учителей. Так ли это? Опыт многих учителей убеждает, что это бывает в тех случаях, когда они не получают удовольствия от учебы, потому что это для них неинтересно. Часто они не могут понять, для чего им знания по тому или иному предмету. Иногда родителям и учителям кажется, что ребенок ленится, на самом деле ему тяжело учиться по принуждению, он устает от перегрузки. Особенно это касается старшеклассников. Но загляните в любую школу, и в ней найдете класс, в который дети идут охотно, даже бегут на любимый урок, потому что им это страшно интересно, к любимому учителю, которого они готовы слушать и слушать. Как много зависит от самого учителя!

«Как научить детей учиться? – спрашивает Александра Фоменко из Московской области. – Это задача, которая сегодня стоит перед любым учителем. В советское время это удавалось многим педагогам. В те времена были другие дети. Они не были привязаны к компьютерам, мобильным телефонам, смартфонам. Многие действительно тянулись к книгам, пусть даже в основном читали приключения и фантастику, но читали и другую литературу. Поэтому речь у них, и устная, и письменная, значительно богаче по запасу слов, по стилю, чем у их нынешних сверстников. Именно с детьми XX века мы читали книги, а потом их обсуждали на наших литературных гостиных. Чтобы пробудить интерес к тому или иному произведению, я коротко рассказывала его сюжет. Нам очень нравились эти посиделки по вечерам. Так еженедельно мы устраивали встречи с полюбившимися нам героями. Теперь, скажу откровенно, дети очень мало читают или вообще не читают. Пыталась устраивать с ними такие же литературные гостиные, но желающих оказалось единицы, пришлось отказаться от этой затеи. Однажды я предложила ребятам два раза в месяц исполнять роль экспертов на моих уроках. Я им заранее объявляла тему занятия, и они готовились. «Но ведь эксперты должны знать не меньше, а лучше и больше ведущего урок. Это надо вам учесть», – объяснила я. Скажу откровенно, ученикам сначала не очень понравилась моя идея. Но, к моей радости, они постепенно заинтересовались. А дальше появилось новое мое предложение: «Кто-то из вас (естественно, выбирались лучшие ученики) будет вести уроки, а остальные будут теми же экспертами». Надо было видеть, с каким энтузиазмом восьмиклассники взялись за это, каждый старался показать себя с лучшей стороны. По каждой теме они искали дополнительный материал – и «учитель», и «эксперт». Я довольна, что нашла форму занятий, которая увлекла детей, и учиться им стало интересно». А вот что пишет Янина Сушко из Твери:«Однажды я прочитала в «Учительской газете» о том, как классный руководитель из Ростова-на-Дону Алла Землякова (между прочим, учитель математики) решила преодолеть нелюбовь детей к чтению, привычку обходиться без книг. Ведь незнание художественной литературы неизбежно отражается на культуре детей, на формировании их вкусов. И она сумела пробудить интерес к чтению и у учеников, и у их родителей, предложив необычную игру, в которой участвуют и дети, и их родители. На каникулы она давала задание тем и другим прочитать определенные книги. Читали всей семьей, а потом записывали свои впечатления о прочитанном. Мне понравился этот способ знакомства детей с художественной литературой, и я с успехом его использую».А у Натальи Спиридоновой из Московской области свой метод приобщения к чтению. На классных часах она или кто-то из учеников коротко рассказывает о только что прочитанной книге. «Стараемся заинтриговать ребят. И начинаем читать. И в классе, и дома самостоятельно, потом устраиваем обсуждение. Так мы прочитали Вениамина Каверина «Два капитана», «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. А еще сами пишем короткие рассказы. Ребята придумывают темы. И я пишу тоже. Потом зачитываем вместе, обсуждаем. Так что наши уроки проходят весело и увлекательно».Современным детям не надо объяснять, что знания необходимы. Но их предпочтения очень избирательны, и, кроме интересующего их предмета, им ничего не надо, кроме гаджетов, которыми они втихомолку убивают учебное время. Это не совпадает с интересами школы, которая должна дать знания в полном объеме по предусмотренным в программе предметам. Поэтому единственный выход – это сделать каждый урок увлекательным, интересным. Конечно, надо постоянно объяснять ребятам, для чего им необходимы получаемые знания. Но особо важно делать более увлекательным сам урок. Нередко можно услышать, что сегодня обучение в школе совсем не связано ни с реальными интересами детей, ни с самой жизнью. Как свидетельствуют письма в редакцию, многие учителя доказывают, что это не так.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту