Цель: создание условий для формирования учебной мотивации и активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении темы.
Задачи:- ввести понятия «социальные нормы», «отклоняющееся поведение»;- формировать познавательные потребности обучающихся;- продолжить формирование ключевых компетенций: умения анализировать, сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи, работать в группах, получать информацию из источников разного вида;- развивать навыки социального поведения.Оборудование: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, планшетные компьютеры, презентация к уроку, дидактический раздаточный материал для работы индивидуально и в группах, учебники.Литература и информационные ресурсы:Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень/под ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Диалог Раскольникова и Сони.Гражданский брак: «за» и «против»: www.jlady.ru/wedding/grazhdanskij-brak-za-i-protiv.htmlМилосердова Л.А. Урок-фрейм по теме «Производная».Ход урока1. Организационный моментОзвучивается эпиграф к занятию: «Великая цель образования – не знания, а действия» (Герберт Спенсер).2. Восстановление общего для всех уровня знаний – базовой рамки (англ. фрейм)Данный тип урока позволяет обучающимся оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем перейти на более высокий уровень.Фрейм означает консолидацию разнородной информации, имеющей центром то или иное реальное явление, действие, событие, ситуацию, воспринятую психикой в ограниченных рамках пространства и времени.Урок-фрейм охватывает все информационное окружение данного понятия. Фреймовое представление знаний имеет ту особенность, что в нем поневоле участвуют как все процессоры мозга, так и наблюдения, опыты, эмоции, аналогии и гипотезы, доказанное и предполагаемое, готовое и составляемое.Для этого учитель предлагает составить определение одного из ключевых понятий обществознания из набора слов, представленного на слайде (интерактив). Ученик ставит слова на слайде в нужном порядке.Социальные нормы – правила, регулирующие поведение людей в обществе.Тема «Социальные нормы и отклоняющееся поведение» записывается в тетради.Учитель поясняет, что в этих нормах люди видят эталон, модель, образец, как вести себя, и включаются в систему общественных отношений, получают возможность нормально взаимодействовать с другими людьми.Наша деятельность многообразна, правила сопровождают нас в самых различных жизненных ситуациях. Обществоведы разделяют социальные нормы на несколько видов.Обучающиеся вспоминают их, используя раздаточный дидактический материал (см. таблицу).(1 – обычаи и традиции, 2 – правовые нормы, 3 – моральные нормы, 4 – религиозные нормы, 5 – этикет, 6 – мода, 7 – эстетические нормы)Ученики строят древо социальных норм с помощью интерактивных технологий на слайде (цифру нужно переместить в корзину, откроется название социальной нормы – обучающиеся проверяют прозвучавший ответ).3. Работа в группахЧтобы посмотреть, какое отражение социальные нормы нашли в истории, литературе, современной действительности, испытывают ли они изменения с течением времени, работаем в группах (в течение 4 минут).Основной вопрос для всех: как главная мысль вашего фрагмента соотносится с понятием «социальная норма»?1-я группа: филологиАнализ фрагмента произведения «Преступление и наказание».Вывод: есть нормы непреходящие. В любое время и в любом обществе ценна жизнь. Убийство – поведение, нарушающее социальные нормы во все времена.2-я группа: историкиАнализ содержания реформы Петра I в области культуры и быта.Вывод: социальные нормы могут меняться со временем. Например, следование зарубежной моде в первой четверти XVIII века воспринималось как отклонение, но постепенно стало нормой.3-я группа: социологиАнализ текста и таблицы «Отношение к гражданскому браку».Вывод: некоторые нормы эволюционируют вместе с обществом, но могут и не стать нормой.4-я группа: правоведыРабота с интернет-ресурсами на планшетах с целью анализа проблемы курения в свете последних законодательных инициатив.Вывод: в настоящее время власть реагирует на потребности общества, создавая правовую норму – запрет на курение в общественных местах, но пока это скорее идеал поведения, чем норма.Общий вывод: социальные нормы различаются по важности для государства и общества, во многом зависят от конкретных исторических условий.После презентации работы каждой группы выделяем социальное действие, которое подвергалось анализу, размещаем на слайде соответственно линии социальных норм (работа в тетрадях и у доски).Учитель обращает внимание обучающихся на учебник. С его помощью они могут ввести понятие «девиация» и добавить примеры отклоняющегося поведения (стр. 177, 4-й абзац).Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение индивида или группы, не соответствующее социальным нормам.4. Возвращение к эпиграфуКак связать эпиграф нашего занятия с темой «Социальные нормы»?Мало знать социальные нормы, их нужно выполнять.Выставление отметок обучающимся.Домашнее задание: пройти тест (см. приложение), найти 3-4 примера девиантного поведения, привлекая дополнительные источники информации.5. РефлексияСегодня на уроке я узнал, что…Я понял, что…Научился …Мне понравилось (не понравилось), что…Хочу узнать о…ПриложениеТест по теме «Социальные нормы»1) Любая социальная норма:1. Является обязательным правилом поведения.2. Обеспечивается силой государства.3. Регулирует общественные отношения.4. Выражается в официальной форме.2) Эстетические нормы:1. Закрепляются в государственном законодательстве.2. Обеспечиваются силой государственного принуждения.3. Способствуют утверждению идеалов добра и справедливости.4. Закрепляют представления о прекрасном и безобразном.3) Установленные в обществе правила, образцы поведения людей называются:1. Социальным статусом.2. Социальной мобильностью.3. Социальной нормой.4. Общественным порядком.4) Какому виду норм соответствует следующая характеристика: «Они закрепляют представление о добре и зле в поведении людей»?1. Обычаям и традициям.2. Моральным нормам.3. Правовым нормам.4. Эстетическим нормам.5) Отклоняющееся поведение всегда нарушает:1. Правовые нормы.2. Моральные нормы.3. Социальные нормы.4. Обычаи и традиции.6) Верны ли следующие суждения?А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, договорах, политических принципах и международных договорах.1. Верно только А.2. Верно только Б.3. Верно и А, и Б.4. Не верно А и Б.7) Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения:1. Не имеющий осознанных мотивов и продуманных целей.2. Противоречащий принятым в обществе социальным нормам.3. Не соответствующий социальному статусу человека.4. Всегда приводящий к отрицательным последствиям.8) Отклоняющееся (девиантное) поведение всегда:1. Наносит ущерб обществу.2. Причиняет вред личности.3. Нарушает нормы права.4. Не соответствует социальным нормам.9) К социальным нормам относятся:1. Научные идеи.2. Обычаи.3. Экономические законы.4. Технические нормы.10) Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного связаны с понятием «мораль». Найдите и укажите термин, относящийся к категории другого понятия: социальная норма, право, добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо, духовность, санкции.11) Как иными словами называют отклоняющееся поведение?Ответы:1) 32) 43) 34) 25) 36) 17) 28) 49) 210) право11) девиантноеПрим. ред. Материалы для работы групп историков, филологов, социологов, а также презентация к занятию опубликованы на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru/method_article/820Елена КЛЕЙМЕНОВА, учитель истории и обществознания тамбовской областной кадетской школы-интерната «Многопрофильный кадетский корпус», учитель года Тамбовской области-2013
Комментарии