– Хорошо, что теперь многие школьники могут работать на компьютерной технике сегодняшнего дня. Хотя качество поставки могло быть лучше, – говорит Татьяна Тяхти, руководитель методического объединения учителей информатики Петрозаводска, учитель информатики школы № 5.
Дареному коню в зубы…
Кто ж ведает, что «дареная лошадка» окажется темной и с плохими зубами? Когда компьютерная техника по целевой федеральной программе только поступила в школы Петрозаводска, учителя информатики и лаборанты не подозревали, что их проблемы только начинаются. Конфигурация компьютеров нареканий не вызывала, а вот качество исполнения… Замены требовались во всех без исключения школах: сгорали модемы неправильной сборки, «висла» клавиатура, приходилось менять материнские платы, барабан в принтере и другое.
– Хорошие компьютеры работают десятилетиями, а плохие – в лучшем случае три года, пока действует гарантия. Качество компьютеров, которые поступили в сельские школы, в отличие от городских было лучше, – уверена Елена Шлякова, учитель информатики и зам. директора по информатизации петрозаводской школы № 10. – Не представляю, на какие средства будем ремонтировать технику, когда кончится гарантия!
Будущие и нынешние «компьютерные» траты – разговор невеселый. Директор одной петрозаводской школы, которая попросила не называть ее имени, сказала, что ничего не поделаешь – вынуждены «доить» родителей.
Когда через компьютерные классы еженедельно проходит поток из 1200 детей, техника не может не ломаться. А ведь нужно думать и об обновлении оборудования, о создании локальной сети школы, приобретении видеопроекторов, компьютеризации всех предметов. Впрочем, последнее – лишь мечта.
Хоть кол на голове теши
Но даже проблемы с охраной меркнут для руководителей школ перед новыми убийственными СанПиНами – санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, выпущенными летом прошлого года. По мнению работников школы, подобные нормы необходимо принимать на региональном, а не на федеральном уровне, причем для разных видов школ свои.
Соответствовать новым СанПиНам могут только компьютерные классы в самых современных зданиях. В старых же хоть кол на голове теши, а площадь класса больше не сделаешь. В кабинетах площадью по 50 квадратных метров разрешается размещать не более восьми компьютеров. Сажать ребят по двое за машину – неудобно и проку мало, потому в класс ставят 12 машин. Втиснули бы и все 13, да СЭС не разрешает. Арифметика простая: класс из 26 человек делим на две группы по 13 человек. Разбить класс на три группы и тем самым выполнить санитарные нормы не получается: оплата предусмотрена двум, а не трем педагогам.
Во многих школах нет положенной СанПиНами лаборантской, необходимо переделывать освещение и ставить кондиционеры – в некоторых зданиях топят так сильно, что кажется, будто находишься в бане, никакие открытые форточки не помогают. О специальной компьютерной мебели порой речи даже не идет: полторы тысячи рублей за разноуровневый стул – это, знаете ли…
Во многих школах собирают деньги с родителей на любую мелочь – лампочки, мел. По словам педагогов, если раньше из городского комитета по образованию шла разнарядка: получите пачку стекла, то теперь прибавляют – заплатите три тысячи. Где их взять?
У каждого свои секреты
Помимо финансирования педагогам приходится размышлять о содержании образования. Проблема учителя информатики в том, что нет рекомендованных единообразных программ и учебников, приходится адаптировать старые программы к своей школе и количеству часов.
По словам учителей, такое впечатление, что это программное обеспечение делали коллективы, оторванные от школы. Чувствуется, что эти люди не учат детей. Если позволяют средства, лучше купить хорошую электронную библиотеку фирмы «Кирилл и Мефодий», которую можно использовать как электронные методические разработки к уроку.
Что же касается обустройства кабинета, то здесь у каждого свои секреты. В школе № 10, например, покрасили обычные столы неотсвечивающей краской и приобрели жалюзи. По санитарным требованиям окна в компьютерных кабинетах должны быть преимущественно ориентированы на север и северо-восток. Для школы это невыполнимо, вот и купили жалюзи, которые защищают от прямого света.
В коррекционной школе-интернате № 21 закупили одноместные компьютерные столы и сделали деревянные подставки под ноги. В компьютерном кабинете, где занимаются ребята со второго класса, правила техники безопасности представлены в доступном для малышей виде – картинках, на которых изображены веселые человечки. Они объясняют, что сидеть нужно на расстоянии 50-60 сантиметров от экрана компьютера, нельзя дотрагиваться до монитора руками, включать компьютер без разрешения учителя, трогать провода и розетки и так далее.
Категорическое «нет»
– Приучаем детей с малого беречь технику. Если малыши приходят в верхней одежде и с грязными руками, отправляем привести себя в порядок, – сказал техник школы-интерната Антон Галка.
У преподавателей информатики Елены Шляковой и Татьяны Тяхти есть еще одно категорическое «нет»: она не разрешает в своих классах играть в компьютерные игры – ни между, ни после занятий.
– Я – за логические игры и только, – говорит Татьяна Тяхти. – От того, играют ли дети на машинах, зависит сохранность техники. Кроме того, время, потраченное на игру, можно использовать с большей отдачей для развития детей.
Особая тема – чистка компьютеров. До нынешнего учебного года это было настоящей проблемой. Разве после семи уроков у преподавателя информатики есть силы, чтобы еще и чистить технику, особенно если в школе десятки машин? Теперь за счет города в школы в зависимости от количества оборудования взяли инженеров по обслуживанию вычислительной техники, лаборантов, техников. Инженеры занимаются профилактикой, установкой и переустановкой программного обеспечения, обучением учителей-предметников.
К сожалению, настоящие профессионалы в школу идут редко – ставки здесь мизерные. Поэтому учителям информатики приходится что-то придумывать. Некоторые, например, отыскивают через университетские кафедры сильных студентов-физиков. Ребята в свободное от учебы время выполняют большой объем работы, порой жертвуя своими выходными.
Нельзя не упомянуть и о технической поддержке, которую бесплатно оказывает школам Петрозаводский госуниверситет. Некоторым школам, например, ПетрГУ подключил технику, локальную сеть.
Мечтать и зарабатывать технику
Если школа получила технику по целевой федеральной программе, создать компьютерный кабинет – не самое сложное дело. Если же в ближайшее время техники от государства ждать не приходится, то о компьютерном классе остается лишь мечтать.
Как выживают в такой ситуации учебные заведения? Я побывала в петрозаводской школе-интернате № 21 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которая известна своими достижениями в области информатизации. До 1998 года ученики этой коррекционной школы не видели нормальных компьютеров: машины болгарского производства «Пълдин» без кнопочной клавиатуры – не в счет.
Учитель информатики Людмила Ивашенкова случайно узнала о программе межшкольных связей американского проекта «Гармония» по интернету и отправила туда заявку. Конкурс выиграли, благодаря чему появились первых два компьютера IBM, сканер и принтер. На следующий год школа победила в правовом конкурсе Института «Открытое общество». За счет фонда приобрели еще два компьютера и цветной принтер. Победили и в проекте «Беседушка», благодаря чему в школе появился еще один компьютер.
Кроме того, занялись поиском проектов, с помощью которых можно было бы заработать технику. Волей случая на пути встретились замечательные люди, которые стали помогать школе. Американка Галина Пендилл, организатор благотворительного фонда «Помощь детям-сиротам России», русская по происхождению, нашла организацию в Москве, которая подарила школе четыре старых «Пентиума». Привезти их из столицы помогла петрозаводская компьютерная фирма. А местный предприниматель подарил для медиков школы новый компьютер. Помимо этой машины для учебного заведения приобрели еще два новых компьютера.
Директор и его заместитель по учебной работе и информатизации Людмила Ивашенкова всерьез озабочены будущим своих подопечных. Потому и изыскивают любые возможности – за счет регионального компонента, уроков труда и факультативов – для того, чтобы ввести как можно больше занятий на компьютерах.
Модернизация обошла стороной
– Не понимаю, почему учебные планы для коррекционных школ не соответствуют планам модернизации? Почему в общеобразовательных школах информатика вводится со второго класса, а в наших она предусмотрена учебным планом только в 11-12-х общеобразовательных классах? – возмущается Людмила Алексеевна Ивашенкова. – В планах для вспомогательных классов информатики нет вовсе. А в классах компенсирующего обучения предполагаются занятия по часу в неделю всего лишь с 7-го по 9-й класс!
Людмиле Ивашенковой, 12 лет проработавшей в школе учителем информатики, с трудом удается сохранять оптимизм. Ведь грантовых конкурсов, в которых могла бы участвовать школа, все меньше, а на том оборудовании, что есть, далеко не уедешь. Старая техника, которой приходится работать с восьми утра и до семи вечера, часто выходит из строя. Беда с программным обеспечением, выходом в интернет. Доступ во Всемирную сеть есть, но не всегда – школу часто отключают от телефонной сети, последний раз сидели без связи почти пять месяцев. Дети и учителя работают в Сети только с учебной целью, поскольку оплачивать большие суммы школа не может.
Но даже если телефон отключен, работа в интернете и общение детей с друзьями не прекращаются. Педагоги ходят на «учительские субботы» в региональный центр Федерации Интернет Образования, а письма учеников пересылает со своего домашнего компьютера учитель информатики.
А как необходимы логопедам и дефектологам школы компьютерные программы по коррекционной работе! Но разве отыщешь на каждую три – девять тысяч рублей? Спонсоров удалось уговорить приобрести для школы одну-единственную программу за три тысячи.
Финским коллегам из Центра для детей-инвалидов Оулу такое и в страшном сне не приснится. У них все напичкано специализированными устройствами для особых детей. Есть даже приставки к компьютерам, с помощью которых больной ребенок управляет машиной, под каждого ребенка создается своя клавиатура, порой всего из двух кнопок. Через пять – семь лет подобная техника будет необходима петрозаводской школе-интернату как воздух. Ведь, как и многие коррекционные учреждения страны, школа будет вынуждена перейти на обучение особо тяжелых детей – остальных интегрируют в общеобразовательные школы.
Комментарии