Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Не торопите детство! Как вырастить ребенка счастливым

Учительская газета, №17 от 24 апреля 2007. Читать номер
Автор:

Если проанализировать огромный пласт выпускаемой сегодня литературы по воспитанию ребенка, то, к сожалению, можно сделать неутешительный вывод. В последнее время все очевидней проявляется не совсем верная тенденция – посвящать период дошкольного детства только (или исключительно) подготовке к школе. «Научить говорить раньше, чем ходить», «Компьютеры с пеленок», «Скоростное чтение с двух лет», – все эти лозунги (а нередко и методические пособия с такими названиями) стали знаком нашего времени.

А знаете ли вы, что согласно современным исследованиям дошкольники, ориентированные на раннее развитие и специальную подготовку к школе, оказывались в итоге менее успешными в первом классе, менее уверенными в себе; такие дети, как правило, проявляют тревожность, внутреннее напряжение, у них отсутствуют инициативность, самостоятельность, творчество и самое главное – желание учиться.

Интересно, что вплоть до начала XX века ребенок-дошкольник считался маленьким, но пока еще несовершенным взрослым; и не так уж давно отечественной и зарубежной психологией были сформулированы особенности и закономерности развития детей дошкольного возраста. Но, к сожалению, по ряду причин эти особенности, которые необходимо знать и учитывать в работе с детьми, зачастую ускользают от наших педагогов и родителей. Понятно, что в жизнь современных детей прочно вошли компьютеры, интерактивные игрушки, радио и мобильные телефоны, о которых не знали их сверстники два-три десятка лет назад. Но, несмотря на то, что современный мир коренным образом изменился, законы развития человека остаются прежними, и окружающие ребенка взрослые – педагоги и родители – должны хорошо знать детскую психологию, желания и предпочтения ребенка, его интересы, возможности, границы и предел этих возможностей. Однако родители в силу того же бушующего технического прогресса и постоянной занятости крайне мало интересуются жизнью своего малыша, его внутренним миром, радостями и переживаниями. Главной своей заботой многие родители считают интенсивное развитие ребенка и ускоренное обучение его чтению, письму, счету и т.д., тем самым лишая детей нормального счастливого дошкольного детства, а значит, и возможности стать полноценным человеком в будущем. Как ни горько сознавать, но в последние пятнадцать лет произошел и отток педагогов-профессионалов из нашей дошкольной сферы, и как следствие, понизилось качество воспитательно-образовательной работы в детских садах России, утрачиваются традиционные формы педагогической работы, которые крайне важны для полноценного развития ребенка-дошкольника.

Одним словом, настало время вновь обратиться к основам психологической науки и возвратить их в лоно дошкольного образования.

Именно с этой целью наша редакция решила создать специальную «психологическую» серию в помощь взрослым. В издательстве выпускается серия книг психолого-педагогической тематики в двух направлениях: одно из них адресовано педагогам детского сада, другое – родителям. Для педагогов детских садов вышла в свет книга известных российских психологов – С.Г. Якобсон и Е.В. Соловьевой «Дошкольник. Психология и педагогика возраста». В ней рассматриваются две основные группы вопросов: психологические особенности дошкольников и педагогические подходы к детям каждого года жизни – очаровательным двухлетним малышам, самостоятельным трехлеткам, пятилетним «почемучкам» и самым «взрослым» в детском саду – детям шестилетнего возраста. Авторы книги раскрывают актуальные для педагогов темы: стиль жизни детского сада и поведение воспитателя, добрые традиции, особенности работы с «нестандартными» детьми (агрессивными, тревожными, замкнутыми, застенчивыми).

Используя конкретные примеры, авторы книги рассказывают о том, как можно создать у детей необходимую мотивацию и сделать образовательный процесс нужным и интересным для них.

Книга «Дошкольник в современном мире» адресована прежде всего родителям, няням, гувернерам, но будет также интересна и полезна педагогам образовательных учреждений. Авторы – известные российские психологи, преподаватели Московского государственного психолого-педагогического университета – Е.О.Смирнова и Т.В.Лаврентьева – шаг за шагом раскрывают читателям тайны счастливого детства ребенка-дошкольника, особенности восприятия им окружающего мира.

Здесь много полезных советов, рекомендаций, примерных игр и занятий, которые позволят сделать жизнь маленького ребенка интересной и содержательной, помогут развить его память, внимание, творческое мышление, самостоятельность и многие другие полезные качества. Взрослые узнают о том, почему дети ссорятся и как избежать детских конфликтов, о пользе и вреде раннего развития, о вредных и полезных игрушках и о том, как подготовить ребенка к школе.

Серия книг по психологии будет пополняться такими изданиями, как «Понимаете ли вы своего ребенка?», «Непослушный ребенок», «Домашняя школа мышления», «Ребенок и мир красоты», «Неуверенный ребенок», и многими другими.

Мы запланировали также выпуск литературы по сложившимся традиционным направлениям дошкольного образования. Например, серия по изобразительной деятельности – «Необычные поделки», «Необычное рисование», «Необычная лепка», «Необычная аппликация», «Необычные игрушки». Все эти книги нацелены не на простое копирование ребенком предлагаемого взрослым образца, а на его собственное творчество. Причем выполнение работ предполагает использование самых простых подручных средств – газет, старых журналов, простой бумаги, пластилина, семян и плодов, конфетных оберток.

Еще одно направление, которое мы считаем приоритетным – это ознакомление детей с природой.

Современные дети, и особенно городские, оторваны от природы и зачастую о жизни животных, насекомых и растениях узнают из сказок. Я была очень удивлена, когда на простой вопрос: «Сколько у лисички лапок?» мой трехлетний внук ответил – «Две», и в подтверждение своего ответа принес книжку, где лиса действительно изображена стоящей на двух лапках в ботинках и шляпе. На наш взгляд, современный книжный рынок явно недопоставляет книги, в которых детям-дошкольникам раскрывается мир природы с позиций научной достоверности, разумеется, с учетом их доступности и адекватности возрастным особенностям ребенка. В нашей новой серии УМК «Мир природы» вышли: «Азбука. Звери и птицы России», «Азбука. Насекомые России», «Азбука. Растения России»; комплект книг «Кто где живет?», «Сказки о животных». Эти книги для чтения детям снабжены различными заданиями и вопросами. Одновременно мы считаем, что содержание таких книг полезно и для взрослых, так как часто взрослые не знают, как правильно ответить на тот или иной вопрос малыша.

В последнее время появилась еще одна проблема: в детском саду утрачивается традиция организации и проведения детских игр. Практика показывает, что современные дети в своих играх копируют не лучшие стороны жизни (играют в террористов, «крутых» бизнесменов, любовниц и др.), что в педагогическом смысле бывает весьма сомнительным. Возродить традицию позитивных, развивающих игр, обратить внимание педагогов и родителей на отбор полезных и исключение вредных игрушек призвана наша серия «Давайте поиграем!». Планируется выпустить сборник игр «Играю, значит интересно живу», «Игры для всей семьи», «Какую игрушку купить малышу?»

В связи с тем, что специальное коррекционное образование имеет тенденцию к развитию, так как к сожалению, не снижается количество дошкольников, нуждающихся в коррекционной поддержке, мы предусмотрели серии «Логопедия» и «Коррекция».

Скоро выйдет интересная книга «Растим говорунов» для занятий с детьми, имеющими различные речевые нарушения.

В серии «Коррекция» предусмотрено издание книги «Трудный ребенок: пути к сотрудничеству» (автор кандидат педагогических наук А.В.Закрепина) – об особенностях социального развития детей с умеренной умственной отсталостью, «Если ребенок отстает в развитии» (автор О.П.Гаврилушкина), а также комплект книг «Я – говорю!», в котором представлена инновационная технология обучения неговорящих детей – упражнения с пиктограммами (авторы Л.Б.Баряева, Л.В.Лопатина, Е.Т.Логинова).

Несмотря на то, что предшкольная ступень образования, о которой в последнее время все чаще говорят, еще не имеет официально закрепленного статуса, наша редакция в ближайшее время приступает к выпуску книг серии «Предшкола». Это занимательные пособия, где все особенности дошкольного детства будут учтены.

Общеизвестно, что сегодня большая часть детей дошкольного возраста не посещает детский сад и воспитывается в семье. В связи с этим мы предусмотрели для современной семьи серию «Педагоги – родителям». Книги данной серии в популярной форме объясняют мамам и папам, как развивать малыша, в какие игры с ним играть и что предпринимать, чтобы он рос крепким, здоровым и умным. В этой серии уже вышли книги Л.И.Пензулаевой «Растем здоровыми и крепкими», готовятся издания по экологическому образованию родителей и детей.

Готовится к выпуску комплект книг авторов М.М.Безруких и Т.А.Филипповой «Ступеньки к грамоте», которые направлены на развитие познавательной деятельности и творческой активности ребенка. Комплект будет включать 5 книг для занятий с детьми и методическое пособие для педагогов и родителей.

Конечно, мы не перестаем восхищаться смышленостью современных детишек, их быстрому умению работать с компьютерами и бытовой техникой и всячески стремимся способствовать еще большему их совершенству. И все же всегда следует помнить и о душе ребенка, его внутреннем мире – трепетном и ранимом. Понять и сохранить эту чистоту, вырастить из малыша умного, благородного, творческого человека – согласитесь, не менее важная задача.

Татьяна ОВЕРЧУК, заведующая редакцией дошкольного образования издательства «Дрофа»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту