Урок в присутствии родителей. Задачи: Обучающая – формирование у учащихся знания прав ребенка в семье на основе Семейного кодекса. Развивающая – анализ учебных ситуаций по практическому использованию прав ребенка в семье. Воспитательная – поиск компромиссного решения при конфликтных ситуациях в семье. Привлечение родителей к решению воспитательно-образовательных задач школы.
Ход урока
Мотивация. Сценка
Сергей: Ты знаешь, Саша, я, наверное, уйду из дома. У меня в семье никаких прав нет. Просил у родителей купить мне компьютер, а они новый холодильник купили. На прошлой неделе с мамой в магазине такие клевые джинсы видели, а мама сказала, что деньги нужны для обучения брата в институте. Думаю, что о пейджере можно уже и не мечтать. Только и слышу: «Сережа, уберись в своей комнате. Сережа, сходи в магазин. Сережа, вынеси ведро с мусором».
Саша: Ты прав, Серега, я, пожалуй, тоже уйду. Представляешь, мне уже 14 лет, а я каждый вечер слышу: «Где ты гулял так долго, время уже 7 часов. Опять, наверное, во дворе слонялся с Коляном и Толяном? Какие они тебе друзья – они давно курят и пиво пьют». Хотел на каникулы к деду с бабушкой поехать в деревню, а родители заявили: «Чего тебе там делать? Лучше позанимайся». А уж если двойку в школе получу, то вообще гулять не пускают. Как будто у меня никаких прав нет.
Далее идет обсуждение увиденной сценки.
Попробуйте назвать шесть основных прав ребенка в семье, закрепленных в Семейном кодексе РФ.
На доске оформляется схема по ходу ответов учащихся (см. схему).
Ребята, постарайтесь раскрыть содержание первого права.
Ученик: Ребенок до 18 лет имеет право жить, воспитываться в семье, окруженный заботой и вниманием родителей.
Как вы понимаете дополнение «насколько это возможно…»?
Ученик: Ребенок может потерять родителей, может оказаться в приюте, сбежать из дома или до 18 лет создать свою семью.
Задание для родителей
Назовите все возможные причины, по которым могут лишить родительских прав по суду.
Родители: Лишение родительских прав – это крайняя мера за невыполнение своих обязанностей. Лишают родительских прав за жестокое обращение с детьми; аморальное поведение; уклонение от материального обеспечения ребенка; уклонение от воспитания, развития и обучения ребенка; отказ от ребенка, оформление его в приют.
Если ребенок остался без родителей, кто же займется его воспитанием?
Ученик: Государство в лице органов опеки и попечительства…
Ребята, постарайтесь раскрыть содержание второго права.
Ученик: Никто не может препятствовать общению ребенка с отцом и матерью, бабушкой и дедушкой, братом и сестрой. Расторжение брака между родителями не влияет на права ребенка.
Однажды Марина прибежала из школы и прямо с порога закричала:
– Мама, родители Пети развелись!
– Это случается, – сказала мама. – Но почему тебя это так волнует?
– Но ведь это же мой одноклассник. Он ходит грустный, потому что его мама не позволяет ему встречаться с папой. Все в классе решили помочь Пете. Мы придумали, что можем устраивать встречу Пети с папой у кого-нибудь на квартире.
– Это не так просто, доченька. Вы не имеете права вмешиваться в частную жизнь Пети и его родителей, – ответила мама.
– Он так страдает и должен встречаться со своим папой. Что же делать?
Что можно посоветовать Пете и его родителям в такой трудной ситуации?
Родители: Родители должны забыть о своих внутренних обидах в интересах своего ребенка, найти компромиссное решение.
Ребята, а каково ваше мнение?
Ученик: Я согласен, что права ребенка нельзя нарушать.
Ребята, постарайтесь раскрыть содержание третьего права.
Ученик: Содержание детей предполагает приобретение для них одежды, книг, игрушек и т.д. Дети имеют право на жилплощадь. Правда, распоряжаться имуществом, представляющим большую ценность, дети могут только с разрешения родителей…
Гражданка А. вышла замуж за гражданина С. и со своей матерью переехала жить в его двухкомнатную квартиру. Вскоре у них родилась дочь. А через шесть лет супруги расторгли брак. Так как раздел квартиры был невозможен, бывшие супруги договорились, что С. оставляет своей бывшей семье квартиру, но А. отказывается от алиментов. Через год дочь заболела, и ее мать обратилась к отцу за материальной помощью. Но он отказал, сославшись на соглашение об отказе от алиментов и на то, что много платит за наем квартиры. Гражданка А. обратилась в суд за взысканием алиментов. Какое решение должен принять суд?
Родители: Суд примет решение о выплате алиментов в пользу ребенка, так как соглашение родителей противоречит законному праву ребенка…
Ребята, постарайтесь раскрыть содержание четвертого права.
Ученик: Защиту прав ребенка и законных его интересов обязаны производить родители или лица, их замещающие. Ребенок может и сам обратиться за защитой в местную администрацию.
Учитель: В прошлом году, изучая Конвенцию о правах ребенка, мы с вами выполняли творческую работу. Хочу напомнить вам о ней. Вы также можете посмотреть ее в своих тетрадях.
Защищают права ребенка:
Сам ребенок
Школа
Милиция
Врачи
Взрослые люди
Общество
Молодежные и детские организации
Семья, родители
Ребята, постарайтесь раскрыть содержание пятого права.
Ученик: К мнению ребенка родители должны прислушиваться всегда. Более того, с 10 лет мнение ребенка обязательно в следующих случаях: при изменении Ф.И.О. ребенка; при усыновлении; при передаче его в приемную семью.
Учитель: Какие действия имеет право совершать ребенок по мере достижения им дееспособного возраста, мы обсуждали с вами неоднократно. А вот родителям я хочу вручить краткое изложение ваших прав на память. Ребята, откройте тетради, родители, приготовьте листочки для выполнения следующего задания.
Задание для детей и родителей
Вам, ребята, необходимо записать 5 ситуаций, при которых ограничение ваших прав и свобод со стороны родителей вредит вам.
А родители записывают 5 ситуаций, при которых ограничение прав и свобод ребенка со стороны родителей – в интересах ребенка.
Учитель: Я очень надеюсь, что правовое образование, взаимное уважение и любовь всегда помогут вам в разрешении всех возникающих разногласий.
Ребята, постарайтесь раскрыть содержание шестого права.
Ученик: Родители должны думать не только о том, как накормить и одеть детей, они должны развивать их, помогать им становиться личностями.
Учитель: Вспомним сценку, которую представили в начале урока Сергей и Саша, и попросим родителей проанализировать ее.
Родители: Детям не стоит путать свои права с необоснованными капризами.
А что вы, ребята, думаете по этому поводу?
Ученик: Ребенок должен знать не только свои права, но и свои обязанности.
Учитель: Мне бы хотелось, чтобы родители прокомментировали еще одну ситуацию, хотя все основные права ребенка в семье мы уже обсудили.
В редакцию одного юридического журнала пришло такое письмо: «В нашем доме живет очень старая и больная женщина – Ольга Сергеевна. Мы, все ее соседи, хоть и сами люди немолодые, помогаем ей, как можем. Кто сходит за продуктами, кто уберет квартиру, кто приготовит обед, кто поможет ей из квартиры спуститься на улицу, чтобы посидеть на лавочке. До последнего времени мы все считали, что Ольга Сергеевна одинокая, что нет у нее на свете ни одной родной души. Ведь она никогда никому не жалуется, да и о себе не рассказывает. Но как-то вечером рядом с нашим домом остановился роскошный автомобиль, и из него вышел молодой, хорошо одетый мужчина. Оказалось, что это родной сын Ольги Сергеевны. Но приезжал он не затем, чтобы помочь своей матери, уделить ей внимание, узнать о здоровье. Он приехал уговорить мать согласиться жить в доме для престарелых, а квартиру подарить ему. Долго после его отъезда все мы возмущались, а вот что можно по закону с такими сделать – не знаем. Помогите нам».
Родители: Дееспособные дети обязаны заботиться о недееспособных родителях, а в случае уклонения с них по суду могут быть взысканы алименты на обеспечение родителей.
Учитель: Для родителей нет ничего дороже своих детей и, думаю, что очень немногие из них могут обратиться в суд на неблагодарных детей.
Рефлексия
Ребята, давайте скажем своим родителям слова признательности и благодарности. Каждый говорит, не повторяя уже прозвучавшие высказывания.
Начнем с меня. Я благодарна своим родителям за… (далее высказываются все ученики).
Домашнее задание
Написать мини-сочинение «У меня будет семья…».
Татьяна ДМИТРИЕВА, учитель права школы №11, Алатырь, Чувашия
Комментарии