search
main
0

Не только смех, но и реабилитация

Что такое больничная клоунада и как она может изменить мир?

Проект «Академия улыбок», разработанный омским фондом социальных проектов «Территория милосердия», существует два года. Идея проекта пришла в голову его руководителю Анне Икаевой. Ведь детям, проходящим длительное и болезненное лечение в стационарах, приходится тяжело: они оторваны от семей, а медработники часто не в силах помочь своим маленьким пациентам отвлечься от серости больничных будней. Вот тогда и приходят они – больничные клоуны.

И вот уже два года студенты омских колледжей и вузов учатся, как правильно взаимодействовать с детьми: вместе смеяться, петь, танцевать и создавать зверюшек из воздушных шаров. Обучение волонтеров проходит два месяца по два раза в неделю. Занятие идет три часа, и каждый час с ними работает новый специалист – психолог, медицинский работник, актер, игротехник. А затем начинается практика, во время которой ребята дарят радость детям из 6 больниц, детских домов, интернатов, санаториев.

– Часто обращаются взрослые, которые в свое время пережили больницу сами или с ребенком и теперь хотят делать добро для других, – говорит Анна Икаева, директор фонда социальных проектов «Территория милосердия». – Спрашивают, как стать клоуном. А мы не берем, хотя отказывать очень трудно. У нас другая цель – мы обучаем именно студентов, чтобы у них была своя практика общения и социальной адаптации, а не та, которую они принудительно проходят в вузе или колледже.

Медики, педагоги, психологи, логопеды, актеры – нет практически ни одной специальности, в которой бы не пригодилось умение общаться с детьми. Общаясь с руководством учебных заведений, разговаривая с кураторами волонтерских движений, мы выходим на студентов, которые хотят менять себя, менять этот мир. Все исключительно добровольно.

Но цель проекта не только в этом. Анна Икаева хочет, чтобы «Академия улыбок» продолжалась бесконечно, потому что смысл проекта еще и в том, чтобы ребята-волонтеры возвращались, проявляя собственную инициативу.

– Мы не хотим, чтобы они прошли практику и забыли о проекте, – говорит Икаева. – Поэтому обучаем студентов только 1‑2‑х курсов, чтобы, став старше, они уже сами обучали других, вовлекая своих друзей и одногруппников. Чтобы им становилось нужно приходить в больницы в любимых костюмах. А задача учебного заведения – поддерживать своих студентов, не давать потухнуть желанию делать добро.

Ребенок, который долго лежал в больнице, со временем забудет неприятные уколы и горькие лекарства, но будет вспоминать клоуна, который появился в тяжелый момент, спел песенку, станцевал танец и подарил игрушку. И тогда врачи и поликлиники ему не страшны, потому что за стенами палаты не только боль, но еще чудеса и радость. Но умение радовать, развлекать, дарить яркие эмоции, по словам Икаевой, – тяжелый труд.

– Привычный образ клоуна с красным носом совсем не обязателен, – рассказывает Анна Вадимовна. – Костюмы у нас совершенно разные: есть ростовые куклы, мягкие пижамы-кигуруми. К детям может выйти девочка, усыпанная веснушками, в смешном платье, в разноцветных чулках, с огромным бантом на голове. На Новый год клоуны были снежными ангелами в светлых, нежных и мягких, как облако, нарядах. Дети их очень любят, хотя там нет и намека на привычный образ. Потому что клоун – это не образ, это профессия.

Сначала волонтеры не очень понимают, в чем смысл их работы: ну пришел, надел костюм, покривлялся – все счастливы. Но нет: клоун должен постоянно думать, потому что в любой момент все может пойти не по плану, сколько бы ни было придумано разных сценариев. Нужно держать в голове тысячу разных игр, подстраиваться под любую ситуацию, искать подход к каждому ребенку.

– Если клоуны приходят к детям с ограниченными возможностями здоровья, то нужны костюмы неяркие, нераздражающие, – объясняет Икаева. – И игры должны быть спокойными, например перчаточные куклы. Когда на занятиях накопленным опытом с волонтерами делится заместитель главного врача детской областной больницы, потом приходит другой специалист, вот тут до новичков начинает доходить, что все очень серьезно: нужно работать, а не просто кривляться.

Больничная клоунада – это не только про смех, но и про реабилитацию. Во второй половине 2020 года у «Территории милосердия» при поддержке Фонда президентских грантов появилось специальное мультимедийное оборудование – интерактивные пол и стены.

– Наше оборудование легкое, мобильное, не занимает много места, можно подключить в любой больнице, – рассказывает Анна. – На нем могут работать логопеды-дефектологи, психологи, специалисты ЛФК, там почти 500 программ, которые рассчитаны на разные патологии, возраст. Что мне очень нравится – оно подходит для всех, даже взрослым интересно. Можно запустить игру, где, например, снуют рыбки: ты до них дотрагиваешься, а они двигаются, уплывают от тебя.

К интерактивной стене легко и на коляске подъехать, а на интерактивный пол кладем специальные маты, они обработаны, продезинфицированы. Ребенок садится и гоняет рыбок: даже если он не слишком хорошо двигает ручками или ножками, это можно делать лбом! Ему интересно, он начинает стараться, двигаться, а вместе с этим уменьшаются спазмы мышц и судороги. Если что-то не получается, всегда рядом наши клоуны, специалисты.

Подаренная радость меняет и самих клоунов: волонтерам, которых обучает «Территория милосердия», как правило, до практики нечасто приходилось общаться с детьми.

– Общение с подопечными подталкивает молодых людей к здоровому образу жизни, – считает Икаева. – Мы на занятиях со студентами это обсуждаем. Говорю: «Хочу, чтобы вы были хорошими мамами и папами, чтобы не курили, не пили, носили одежду по погоде и не застужали почки». Они сначала смеются. Потом начинаю замечать, что девчонки, которых я ругала за то, что на каждом выезде курят возле автобуса, больше не выскакивают подымить. Это тоже наша победа. «Академия улыбок» вытаскивает все лучшее из людей.

В любую погоду – в мороз, жару, снег и дождь – больничные клоуны танцуют под окнами палат: сейчас пандемия, внутрь лучше не заходить. И долго не могут уйти с больничного двора, потому что дети, прижав носы к стеклам, улыбаются, машут, рисуют сердечки.

– Парни, девчонки сначала волнуются, переживают, не знают, как их примут, – смеется Анна Вадимовна. – А я всегда говорю:«Вы стесняетесь до тех пор, пока не наденете костюм. Надел – все: ты уже не Таня, не Ваня, ты клоун! Ты в костюме, но при этом остаешься самим собой, отдаешь ту любовь, что у тебя внутри. И дети тебя примут. Потому что ты их радость, их праздник». Они не воспринимают клоуна как человека, он для них ожившая сказка, что-то неземное.

Костюм дает возможность не стесняться, показывать себя настоящего, и волонтеры начинают в себя верить. Студенты открывают свое амплуа, альтер эго. Есть у нас парень, у которого образ зайчика (это его любимый костюм). А в жизни он на образ никак не похож – пухленький такой, маленького роста, наряд больше  его раза в два. Но он его любит и чувствует себя зайчиком. Клоуны забывают, что они люди, они зайчики, тигры, львы…

Ребенок возвращается домой и рассказывает маме и папе о самом важном: к нему в больницу приходил клоун! Многие родители потом обращаются в «Территорию милосердия», чтобы поблагодарить волонтеров. Они тоже становятся чуть другими, понимая: несмотря ни на что, счастье есть…

– Я не верю, когда говорят, что поколение молодых плохое, – признается Анна Икаева. – Я их вижу, с ними общаюсь. Это хорошие, умные ребята. И добро в их сердцах есть. Просто мир наш злой, и добро иной раз некому показать. Так, может, начнем принимать, уважать добро друг в друге? И тогда его будет легче дарить другим…

Ангелина ЯКОВЛЕВА, Омск, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте