search
Топ 10

Не только рейхстаг и Трептов-парк Урок немецкого языка на тему “Берлин” курса “Становление Германии” в 11-м классе (второй иностранный язык, четвертый год обучения, сдвоенный урок)

Цель занятия: познакомить учеников с разными образами столицы Германского государства (Берлин с рекламных проспектов для туристов, Берлин в сознании учащихся, Берлин в творчестве немецкого автора-исполнителя).

Дидактические задачи:
развивать умения воспринимать и интерпретировать художественный поэтический текст,
развивать у ребят контекстуальную догадку,
развивать умение дискутировать и полемизировать с носителем другой культуры.

Воспитательные задачи:
приобщить учеников к иноязычной художественной культуре,
расширить их культурно-страноведческую компетенцию,
воспитывать толерантное отношение к чужому мнению.

Развивающие задачи:
развитие образного мышления учащихся,
развитие умений сопоставлять и анализировать.

Оснащение урока: аудиокассета с записью песни Клауса Хофмана “Берлин”, цельный и разрезанный текст песни, фотографии с видами Берлина.
Ход учебного занятия

1. Введение в тему: фронтальная беседа с группой учащихся по теме “Liedermacher” (авторы-исполнители, барды).

Lehrer: Was ist Liedermacher?
Schьler 1: Liedermacher macht Lieder.
Lehrer: Gut. Und konkret?
Schьler 2: Er schreibt einen Text und komponiert die Melodie zu diesem Text.
Lehrer: Genau. Sind euch solche Liedermacher bekannt?
Schьler 3: Ja, Bulat Okudshawa, zum Beispiel.
Lehrer: Richtig. Welche Liedermacher kцnnt ihr noch nennen?
Schьler 1: Wladimir Wyssotzky.
Schьler 2: Alexander Galitsch.
Lehrer: Danke. Sind euch deutsche Liedermacher bekannt?
Schьler 3: Nein, noch nicht.
Lehrer: In Deutschland gibt es auch viele Liedermacher. Ihre Namen sind bekannt. Sie sind oft sehr populдr. Heute lernen wir einen deutschen Liedermacher kennen. Das ist Klaus Hoffmann. Klaus Hoffmann schreibt Texte und komponiert Musik zu diesen Texten.

2. Работа с текстом в парах. Каждая пара получает разрезанный текст первой строфы песни К. Хофмана “Берлин” и пытается составить связный поэтический текст, руководствуясь смыслом и наличием рифмы.

3. Презентация поэтических версий.
a) Каждая пара представляет свой собственный вариант первой поэтической строфы. Учитель обращает внимание на выразительное чтение версии.
b) Учащиеся пытаются понять, о ком (о чем) идет речь в строфе, и выдвигают гипотезы.

4. Прослушивание первого куплета и рефрена песни K. Хофмана “Берлин”.

Mein Gesprдch, meine Lieder,
mein HaЯ und mein Glьck,
mein Tag, meine Nacht, mein Vor, mein Zurьck,
meine Sonne und Schatten, Zweifel, die ich hab,
an dir und in mir bis zum letzten Tag.
Deine StraЯen, wo ich fliehe, stolper▓ und fall▓,
deine Wдrme, die ich brauch▓, die ich spьre ьberall.

Verkauf dich nicht,
Berlin
jung bist du nicht,
du alterst so schnell,
buckelst zu sehr,
trдgst an den Geldern
der Freier so schwer.
Die werden gehn,
dich sterben sehn,
Berlin,
Geliebte.

После прослушивания ученики отвечают на вопрос “Worum geht es in diesem Lied?”.

5. Заполнение двух контрастных ассоциограмм:

a) Учитель предлагает ученикам подумать и назвать слова, понятия, которые ассоциируются в их сознании со словом “Берлин”. На доске заполняется первая ассоциограмма.

b) Учитель предлагает ребятам прослушать текст песни К. Хофмана (первый куплет и рефрен) еще раз и заполнить вторую ассоциограмму.

c) Ученики сравнивают две ассоциограммы на доске, приходят к выводу, что их представление о Берлине носит клишированный характер (ребята называют достопримечательности германской столицы) и отражает российский менталитет (ассоциации, связанные с Великой Отечественной войной: рейхстаг, Бранденбургские ворота, Трептов-парк). Берлин для автора-исполнителя связан с его жизнью в городе, где он родился. Это его возлюбленная (“Berlin”, “Geliebte”).

6. Прослушивание песни и чтение поэтического текста
a) ученики слушают всю песню целиком, получив на руки текст;
Deine Ecken und Winkel, deine Hцfe ungezдhlt,
wo der Dreck und die Armut nach Verдnderung bellt,
dein Rausch am Morgen
riecht nach Haschisch und nach Bier,
und Rotz fдllt gelassen auf Gassen von dir.
Deine Mдrkte, die Weiber, ihre Ruhe, ihre List
und manchmal ein Witz, der mich in den Magen trifft.

Deine Hдuser mit Fluren,
wo man prьgelt, wo man lacht,
wo man, wenn▓s dunkel wird,
neue Mitbewohner macht.
Deine Rдume, in denen der Schlaf ungern kommt,
weil die Luft zum Atmen fehlt,
wo der Sensemann wohnt,
doch wo du frei sein erfдhrst in dieser groЯen Stadt,
obwohl sie einengt und preЯt und viele Mauern hat.

Meine Gesprдch, meine Lider,
mein HaЯ und mein Glьck,
mein Tag, meine Nacht, mein Vor, mein Zurьck.
Dein halbtoter Bahnhof, wo ich unter denen steh▓,
die morgen, schon morgen in bessre Stдdte gehen.
Wo ich dich verlassen will,
immer wieder, immer noch,
ich schaff den Sprung auch, ich lieb▓…

b) читают текст песни в парах друг другу;

c) определяют значение незнакомых слов с помощью контекста, либо запросив необходимую информацию у преподавателя. Учитель объясняет значение незнакомых слов с помощью синонимов или дефиниций:

Du buckelst zu sehr
= Du verbeugst dich tief.
= Du neigst den Kopf vor den anderen.

der Sensemann
= der Tod.

7. Cоциокультурная интерпретация поэтического текста.

8. Учащиеся находят в тексте индикаторы, по которым можно определить, когда был создан текст:

“doch wo du frei sein erfдhrst in dieser groЯen Stadt,
obwohl sie einengt und presst und viele Mauern hat.”

“Dein halbtoter Bahnhof, wo ich unter denen steh,
die morgen, schon morgen in bessre Stдdte gehen.”

Вместе с учителем ребята реконструируют политическую ситуацию в Восточном Берлине в восьмидесятые годы и интерпретируют заключительные строки текста, наполненные любовью к родному городу:

“Wo ich dich verlassen will,
immer wieder, immer noch,
ich schaff den Sprung auch, ich lieb▓….”

9. Контроль глубины понимания поэтического текста учениками

Задание А :
Der Sдnger besingt viele Aspekte der Stadt Berlin. Welche Dinge findet ihr selbst negativ oder positiv ? Entscheidet euch fьr die vier positivsten und negativsten:

Berlin (таблица 1)

Задание В:
Fьr den Sдnger ist Berlin eine Frau. Was fьr eine ? Wie ist diese Frau? Was tut sie? Was soll sie nicht tun? Was wird ihr gesehen?

Задание С:
Passen die Aspekte aus dem Text des Liedes auch zur GroЯstadt in Russland? Zu Sankt-Petersburg?

(Таблица 2)

Задания А,В,С выполняются в малых группах.

10. Ролевая игра: пресс-конференция с автором-исполнителем
a) учащиеся готовят вопросы автору-исполнителю (работают в малых группах),
b) автор-исполнитель (в этой роли могут выступать 2-3 ученика) отвечает на вопросы,
c) ребята подводят итоги ролевой игры (оцениваются оригинальность вопросов, глубина проникновения в текст и социокультурную среду, быстрота реакции, остроумие).

11. Ученики формулируют темы для домашней работы:
a) └Berlin von Klaus Hoffmann⌠
b) ⌠Wie war das Leben in Ostberlin in den 80er Jahren ?■
c) ⌠Mein Berlin und Berlin von Klaus Hoffmann■
d) ⌠Berlin und Sankt-Petersburg■

и предлагают способы их воплощения (рассказ, доклад, сочинение, репортаж).

12. Подведение итогов урока.

Игорь СМИРНОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте