search
Топ 10

Не только обучение, но и социальная поддержка

​Ни для кого не секрет, что специальности программиста и режиссера мультимедиапрограмм остаются самыми востребованными на рынке труда, на них не падал спрос даже во время кризиса. Именно эти специальности уже 10 лет получают студенты на факультете информационных технологий (ИТ) МГППУ. Факультет ведет подготовку специалистов, бакалавров и магистров в области информационных технологий, ориентированных на работу в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной сферы; инклюзивное обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); разработку и внедрение в учебный процесс специализированных технических и программных средств обучения студентов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья; выявляет и профессионально сопровождает одаренных студентов и учащихся, склонных к научно-техническому и художественному творчеству, включая математическое и программное обеспечение процесса тестирования.

Программисты для междисциплинарной работыКомпетенции выпускников факультета выходят далеко за пределы написания программ по техническому заданию. Молодые специалисты становятся равноправными участниками развития и модернизации учреждений системы образования, здравоохранения и социальной сферы. Такой подход к содержанию образования отличает этот факультет МГППУ от российских технических вузов. Его выпускники могут решать задачи, недоступные специалистам, подготовленным для работы в промышленности или ориентированным на экономические приложения, что делает их чрезвычайно востребованными в структурах, предназначенных для решения социальных, образовательных и других задач.Эта специфика формируется, во-первых, за счет направлений подготовки, которые возникают в контексте жизни психологического вуза, например «Прикладная информатика в психологии», а во-вторых, особенностью самих учебных планов, козырь которых глубокое изучение методов многомерного статистического анализа, математического моделирования, современных технологий диагностики, идентификации и прогнозирования развития сложных социальных систем.Направления подготовки студентов – это:    «Прикладная математика» по профилю подготовки «Психология»;    «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»;    «Режиссура мультимедиапрограмм».Направление подготовки аспирантов:    «Системный анализ, управление и обработка информации».Особое внимание факультет уделяет технологиям проектирования специализированных информационных систем, которые, как правило, не входят в учебные программы аналогичных направлений подготовки в российских технических вузах и ориентированы на потребности учреждений системы образования, здравоохранения и социальной сферы.Такой подход позволил добиться реальных успехов в области профессиональной подготовки. Тут реализован проектно-ориентированный подход к обучению студентов, предполагающий их активное привлечение к научной работе и участие в решении актуальных задач. Студенты и аспиранты активно публикуют статьи в научных (рецензируемых) журналах, входящих в перечень ВАК РФ, их проекты регулярно занимают призовые места на научно-технических конкурсах, отечественных и зарубежных научных конференциях и других мероприятиях. Это:    Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи (2 медали и 2 диплома в 2009-2010 годах);    Всероссийский конкурс студенческих выпускных квалификационных работ (3-е место в 2008 году);    Всероссийская олимпиада по программированию в среде LabVIEW (1-е место среди нетехнических вузов в 2009-2010 годах и 2-е место среди вузов России и стран СНГ и Балтии в 2008 году);    Международная студенческая олимпиада «IT-Планета-2010»;    Международная конференция-школа-семинар «Новые информационные технологии» (5 призовых мест, включая 3 первых, только за 2 прошедших года);    Всероссийские выставки НТТМ-2009 и НТТМ-2010 (2 медали и 2 диплома);    Международная конференция-школа-семинар «Новые информационные технологии» (работы отмечены дипломом);    Международные научные конференции «Condition Monitoring» в Великобритании и «Life IT» в Германии (работы отмечены дипломами);    Конкурс командных проектов и творческих работ учащейся молодежи в рамках Международного форума «Университеты в аспекте социальной политики в отношении инвалидов – интеграция через образование» в МГТУ имени Н.Э.Баумана, посвященного 75-летию высшего профессионального образования инвалидов в России (работы студентов факультета ИТ МГППУ были признаны лучшими в номинациях «Инновационные технологии», «Творческие проекты» и «Технологии обучения»).Студенты и аспиранты – одни из ключевых участников работ по грантам РФФИ и Москвы, выполняемых на факультете. Программные продукты, разработанные студентами и аспирантами факультета, были внедрены и реально используются в городских и федеральных учреждениях и организациях различного профиля.Расширяется международная деятельность и сотрудничество факультета с университетами США, Великобритании и Германии. Студенты выполняют дипломные и курсовые работы под совместным руководством отечественных и зарубежных профессоров. Для обсуждения полученных результатов проводятся телемосты и ежегодно организуются поездки на зарубежные студенческие научные конференции.«Особый» студент – успешный студентВ сфере информационных технологий инвалидность не препятствие для профессиональной самореализации, поиска работы и своего места в жизни. В 2006-2010 годах факультет окончили 46 выпускников с ограниченными возможностями здоровья, из них 12 – с отличием. В 2009-2010 учебном году здесь обучались 79 студентов с ОВЗ, из них 40 студентов – с нарушениями зрения. 30% всех московских студентов и аспирантов с нарушениями зрения получают образование на факультете информационных технологий МГППУ. Их успеваемость даже выше, чем у здоровых студентов.Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ведут 73 высококвалифицированных преподавателя, из них 88% имеют ученые степени и звания, причем 27% – ученую степень доктора наук. Все преподаватели имеют опыт работы со студентами с ОВЗ. Для этих студентов создана комфортная образовательная среда, это и дополнительные индивидуальные занятия, и техническое, методическое и психолого-педагогическое сопровождение, и безбарьерная архитектурная среда, и транспортное сопровождение, и организация учебной практики, и трудоустройство.Обучение студентов с ОВЗ в данном случае не благотворительная акция, а средство подготовки специалистов, спрос на которых в нашей стране на сегодняшний день существенно превышает предложение. Убедительным показателем высокого качества их инклюзивного обучения стало и то, что их успеваемость, как правило, выше, чем у здоровых студентов. Например, среди девяти выпускников факультета, окончивших его с отличием в 2010 году, шесть имеют ограниченные возможности здоровья, причем из трех выпускников-математиков, получивших «красный» диплом, все инвалиды 1-й и 2-й групп. Студенты с ОВЗ сами участвуют в разработке технических и программных средств, которые помогают им учиться. Это дает им чувство самостоятельности. Они наиболее компетентные в этой сфере специалисты, которые на собственном опыте знают, что нужно пользователю, если у него есть нарушения зрения или опорно-двигательного аппарата.Реализуя концепцию инклюзивного обучения, факультет решает важнейшую социальную задачу в интересах города. Потребность в работе подобного рода чрезвычайно высока, поскольку 12-15% населения любой страны относится к категории инвалидов (процент людей с ОВЗ еще выше). Профессиональная подготовка и обеспечение работой этой категории населения снижает нагрузку на социальные фонды и увеличивает долю экономически активного населения.Факультет информационных технологий МГППУ накопил значительный опыт в сфере инклюзивного образования, в том числе и в создании специализированных технических разработок, получив признание не только со стороны российских университетов, включая МГТУ имени Н.Э.Баумана, где обучают инвалидов с 1934 года, но и зарубежных коллег.На сегодняшний день факультет в городе единственная структура, которая при поддержке Департамента образования целенаправленно и успешно занимается разработкой, внедрением специализированных технических и программных средств, предназначенных для обучения студентов и учащихся с ОВЗ. Учитывая достигнутые результаты, Министерство образования и науки РФ в настоящее время рассматривает вопрос о создании в МГППУ федеральной инновационной площадки по непрерывному инклюзивному обучению студентов с нарушениями зрения.Собственные разработки факультета, обеспечивающие учебный процесс, – это:    конвертер ТЕХ-Брайль для мелкотиражного издания учебных пособий к печати рельефно-точечным шрифтом Брайля;    система «Гиперсаунд» для навигации по звуковым файлам для подготовки и воспроизведения звуковых учебников, удобных для незрячих и слабовидящих, а также для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы;    специализированные программные интерфейсы для студентов с нарушениями зрения;    программная система, предназначенная для озвучивания плоскопечатных текстов и текстов на экране компьютерного монитора для незрячих студентов и учащихся;    акустический навигатор для незрячих студентов и учащихся;    адаптация программного обеспечения для озвучивания текстов для студентов с нарушениями зрения (обеспечена совместимость с русской версией системы озвучивания текстов JAWS).Разработки выполняют как центр информационных технологий и учебно-производственные лаборатории факультета, так и в рамках курсовых и дипломных работ студенты под руководством преподавателей.Мы ищем талантыС 2001 года Департамент образования на базе факультета информационных технологий МГППУ проводит Московскую городскую олимпиаду по математике и информатике среди учащихся с ОВЗ, которая помогает повышать интерес учащихся специализированных школ к математике и информатике; создавать необходимые условия для выявления одаренных детей среди учащихся с ОВЗ; пропагандировать научные знания и развивать интерес к научной деятельности в области математики и информатики; активизировать работу научных обществ и других форм внеклассной работы среди учащихся специализированных школ.Участники этой олимпиады успешно продолжают обучение в ведущих вузах Москвы, включая МГППУ. Часть из этих студентов уже получили высшее профессиональное образование и стали высококвалифицированными программистами и математиками, некоторые молодые люди в настоящее время занимаются подготовкой кандидатских диссертаций.Факультет имеет значительный «задел» в области разработки технологий адаптивного тестирования интеллектуальных способностей. За последний год разработаны, оформлены программно и запущены в реализацию адаптивный матричный тест интеллекта Бертлинга – Холлинга и новая технология адаптивного тестирования. Принцип построения последних основан на использовании обучаемых структур в форме марковских моделей с дискретным и непрерывным временем.В 2011 году мы планируем сборку мобильного робота, предназначенного для тестирования когнитивных способностей, а также продолжение работ в области математических оснований адаптивного тестирования. Часть работ по внедрению технологий адаптивного тестирования будет проводиться в кооперации с коллегами из Германии, Великобритании и США.Факультет ИТ МГППУ демонстрирует высокие показатели в выполнении Инновационной образовательной программы, развивая при этом собственные научные исследования и программные разработки. Это один из наиболее динамично развивающихся факультетов соответствующего направления не только в Москве, но и по всей России, который успешно представляет нашу страну и на международном уровне.Лев КУРАВСКИЙ, декан факультета информационных технологий МГППУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте