search
main
0

Не только интеллектуализация, но и социализация

Светлана КОЗЛОВА, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского городского педагогического университета:

– Как один из разработчиков программы «Столичное образование-5», я считаю необходимым обратить внимание на некоторые проблемы, решение которых предусмотрено в этой программе.

Дошкольный период детства – самоценный этап в развитии личности. Психологические новообразования, складывающиеся к концу дошкольного возраста, – основа благополучного развития ребенка в последующих этапах его жизни и в период обучения в школе. Поэтому то, что Москва обратила серьезное внимание на дошкольное воспитание, – это свидетельство глубинного понимания проблемы развития поколения.

Современная система общественного дошкольного воспитания очень изменилась за последние 10-15 лет, появилось много видов дошкольных учреждений. В Москве работают разные дошкольные учреждения группы кратковременного пребывания, дополнительного образования и так далее. Необходимо перестраивать содержание подготовки кадров с учетом этих видов, вносить изменения в стандарты, готовить необходимые учебные пособия для преподавателей и студентов, разработать систему специализаций, которые позволят гибко готовить специалистов для Москвы: для работы с детьми раннего возраста, с одаренными и способными детьми, с детьми, имеющими отклонения в развитии, и так далее. Модернизация системы подготовки кадров должна идти по линии обеспечения непрерывного профессионального педагогического образования, осуществляемого в разных учебных заведениях Москвы: средних, высших, переподготовки и повышения квалификации.

Так как охват детей дошкольными учреждениями в Москве не стопроцентный, то многие дети проходят подготовку к школе в группах кратковременного пребывания или дома с родителями. Сегодня уже существуют программы для такой подготовки. Однако их недостаточно, и они еще не оснащены полностью методическими и дидактическими материалами, они требуют внимательной экспертизы, мало проводится консультаций для родителей по ознакомлению их с особенностями подготовки ребенка-дошкольника к школе.

Из поля зрения управления дошкольным образованием и воспитанием все еще уходит большое количество детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, детей, выброшенных на улицу. Милиция делает попытку вести учет детей, живущих вне дома, однако этот учет неполон и требует особой подготовки специалистов к выявлению таких детей и возвращению их в семьи или к определению в детские дома разного вида (обычный, семейный и так далее). Необходимо объединить усилия органов образования, внутренних дел, социальной защиты, здравоохранения для профилактической работы с семьями риска, а также внимательно изучать характер взаимоотношений родителей и детей в так называемых неблагополучных семьях, которые зачастую нарушают права ребенка, используют недопустимые методы воспитания детей, что рождает агрессивность, тревожность, страхи у детей и как итог в последующем – асоциальное поведение.

Нас продолжает волновать снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста: лишь каждого четвертого ребенка сегодня можно условно отнести к абсолютно здоровым. Многие дети нездоровы уже с момента рождения, другие – приобретают отклонения в физическом развитии в процессе жизни.

На психическое развитие ребенка существенное влияние оказывает информационная среда, в которой живут современные дети. Эта среда, с одной стороны, благоприятна для умственного развития, с другой – может нанести вред здоровью и развитию. Думаю, что мы, работники образования, не должны оставаться в стороне от того, что предлагает детям телевидение, необходим пересмотр программ, дополнение их программами, несущими положительный потенциал для ребенка. Кроме того, настало время для систематического разговора с родителями и педагогами через специальные программы по ТВ.

Детские дошкольные учреждения ориентируются на интеллектуализацию педагогического процесса, а не на социализацию личности ребенка; стали меньше внимания уделять игре как ведущей деятельности дошкольного возраста; преобладают вербальные методы обучения; недостаточное внимание уделяется чтению детям хорошей литературы, развивающей их вкус и понимание литературного произведения; меньше внимания уделяется эстетическому и нравственному развитию детей.

Уровень воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях Москвы довольно высок. Однако еще не каждый детский сад отличается этим высоким уровнем. Остается проблема с кадрами, несмотря на то что колледжи и вузы Москвы постоянно выпускают таких специалистов. Вероятно, стоит еще и еще раз подумать над методами стимулирования педагогического персонала, молодых специалистов и идти как по линии повышения зарплаты, обеспечения всякого рода социальной защиты и льгот для специалистов, так и по линии повышения профессионального уровня, создания творческой атмосферы и доброжелательности в каждом дошкольном учреждении. Может быть, стоит включить в функцию психолога ДОУ работу с коллективом взрослых, направленную на борьбу с профессиональным выгоранием и на выявление потенциальных личностных возможностей каждого педагога. Стоит продолжить и начатую в Москве политику, когда все руководители дошкольных учреждений (заведующие и старшие воспитатели) должны быть обязательно с высшим образованием, а воспитатели – со средним и высшим специальным образованием.

Система дошкольного воспитания в нашей стране, и в Москве в первую очередь, всегда была одной из лучших в мире. Думаю, что она остается таковой и сегодня. Однако необходимо изучать опыт других стран. Поэтому запланированная на 2010 год Всемирная конференция по дошкольному воспитанию будет очень полезна и для других стран, и для нас.

В программе «Столичное образование-5» запланировано большое количество мероприятий, однако все они реально могут быть выполнены, если мы объединим свои усилия для их реализации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте