search
main
Топ 10
«Мертвые души» и физруки в качестве охранников: что возмутило главу Дагестана в школах Во время ремонта школы в Подмосковье нашли послание из 1972 года: что написали нам 51 год назад В Курганской области больше не собираются кормить школьников бесплатными обедами Победителя профессионального педагогического конкурса объявили в Алтайском крае В Роструде назвали самые дефицитные специальности учителей-предметников Директора школы уволили после показа на уроке фото статуй Микеланджело Десять школ в Архангельской области ждет капитальное обновление «Неустойчивые» выражения: топ-10 фразеологизмов, которые мы произносим неправильно В Челябинской области проведут психологическое тестирование педагогов Первые группы белгородских школьников отправились в путешествия по региону Чернышенко пояснил, почему России важно обучение иностранных студентов Вниманию абитуриентов: в 2023 году количество специальностей для поступления в вузы сокращается в два раза Министр просвещения рассказал о поддержке учителей Эксперты определили самый популярный предмет на ЕГЭ среди московских школьников К 200-летию со дня рождения Константина Ушинского выпустили юбилейные марки Приоритетные задачи Года педагога и наставника назвали в Минпросвещения России Все российские школьники завоевали медали на олимпиаде по физике в Бухаресте Испытано на себе: родители ярославских школьников сдали ЕГЭ В школах Сочи ждут земских учителей В Подмосковье назвали топ-3 направления трудоустройства подростков
0

Не токмо к единому мореходству… Профессиональному инженерно-техническому и военному образованию в России – 300 лет

Все началось с неудачи. За ней, как известно, всегда следуют размышления. Вот и решил молодой русский царь Петр Алексеевич после первых поражений в Северной войне создать в своем государстве разные школы. Ведь только образование могло дать необходимых стране профессионалов – моряков и техников, полководцев и чиновников, военных и гражданских специалистов.
Известная страсть Петра I к техническим и прикладным знаниям определила направленность будущей школы. Еще в Англии в 1697 году он присматривался к подготовке офицеров-моряков. Видимо, там и тогда у него появилась мысль – организовать на Родине “морскую кузницу”. Это было вполне реально: в Москве еще в 1687 году открылась Славяно-греко-латинская академия – первое в стране высшее учебное заведение.
И вот 14 января 1701 года по старому стилю появился Высочайший указ императора Петра I об учреждении в Москве первой светской в России школы “математических и навигацких, то есть мореходных хитростью искусств учения”. Там “добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением” учили на офицеров армии и флота. Давали также и общеобразовательные знания, благодаря чему выпускники становились администраторами и дипломатами, учителями и строителями, геодезистами и инженерами. В царском указе специально подчеркивалось, что “Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству к пользе”.
По времени возникновения школа была самым крупным в Европе учебным заведением реального типа. Туда принимались подростки и юноши от 12 до 20 лет всех сословий, кроме крепостных крестьян. Нуждающихся полностью обеспечивало государство. Учебный курс состоял из трех ступеней (классов или школ): в начальной, так называемой русской школе осваивали чтение, письмо, начала грамматики и арифметики. В цифровой (арифметической) – геометрию, арифметику, плоскую и сферическую тригонометрию. В высших – навигаторских классах – математическую географию, астрономию, черчение, геодезию, навигацию. Учеников поощряли, выплачивая им денежное содержание, возраставшее от класса к классу. Наиболее богатых и способных отправляли на практику за границу. По возвращении их ждал строгий экзамен. Иногда во главе с самим Петром Великим.
Царь внимательно следил, чтобы Навигацкая школа не знала нужды в оборудовании и учебных пособиях. И там было все необходимое. Книги и приборы, чертежи и карты покупались за границей и по приказу царя доставлялись в школу русскими посланниками. Сам Петр передал школе большой медный глобус – подарок голландских купцов его отцу. А сподвижник государя Я. Брюс в 1702 году за свой счет оборудовал здесь обсерваторию с телескопами и астрономическими инструментами. В 1705 году питомцы Навигацкой школы впервые покинули ее стены. Все они были определены на флот. Многие участвовали в Северной войне 1700-1721 годов, в ратных делах применяя полученные знания.
Вскоре после Навигацкой в Москве была организована Артиллерийско-инженерная школа, а в 1703 и 1713 годах соответственно к ней прибавились Московская и Петербургская инженерные школы. Спустя еще четыре года начали прием аптекарская и хирургическая школы в Москве. А в 1715 году часть учащихся и преподавательского состава школы математических и навигацких наук перевели в Петербург, и она составила основу учрежденной Петром Морской академии.
Позже высшее техническое образование дало еще более глубокие корни. В 1773 году в Петербурге появилось приравненное к академиям Горное училище. В 1828 году открылся Петербургский практический технологический институт, а в 1830 году – Московское ремесленное учебное заведение, ныне МГТУ им. Баумана.
…300 лет минуло со дня подписания знаменитого петровского Указа. В юбилейном году об этом напомнят конкурсы и конференции. 14 февраля в Московском государственном Кремлевском дворце пройдет Международная научно-практическая конференция “Профессиональное инженерно-техническое образование в ХХI веке”. Потом объявит своих победителей Всероссийский конкурс “Инженер года”. А еще к берегам Нидерландов отправится учебный корабль Ленинградской военно-морской базы. Ведь именно в этой стране Петр Великий постигал кораблестроение и морское дело.
Ольга МАКСИМОВИЧ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте