search
main
0

Не такие, как все. Алгоритмическое мышление гарантирует высший пилотаж

Кто лучше усваивает информатику – мальчики или девочки? На этот вопрос учителя информатики 23-й владивостокской школы не могут ответить даже для себя, то есть нет, сначала они дружно утверждают, что никакой, но… В физико-математическом 11-м классе с углубленным изучением информатики всего три девочки и 17 мальчиков! Девочек было больше, но «по дороге» к выпускному именно они сошли «с дистанции», не выдержав усиленных нагрузок.

Владивостокская средняя школа №23 – специализированная. Здесь серьезно преподают математические науки и информатику. С 9-го класса учеников разделяют по профилю. Самые сильные ребята попадают в физико-математический класс. Учителя информатики, с которыми удалось поговорить (всего их в школе шесть), работают со «специализированными» и с обычными классами. Так вот это – совершенно разные истории.

Передовые школьницы

В 23-й школе с первого по седьмой класс ведется компьютерная подготовка учеников. В это время различий между тем, как усваивают материал мальчики и девочки, никаких. Все школьники с удовольствием и одинаково успешно занимаются обучающими играми, учатся печатать на компьютере. Ситуация осложняется в старших классах, когда доходит до использования алгоритмического мышления, применения компьютера в решении задач. Тут вперед вырываются мальчишки, но в 23-й школе в этом году среди претендентов на золотую медаль есть и девочки: у них никаких проблем с математикой, физикой и информатикой тоже.

По словам учителя информатики Ларисы Андреевой, в обычных классах педагоги делают упор на развитие навыков пользователя компьютером. В этом мальчики и девочки идут абсолютно на равных. Здесь все решает не половой вопрос, а скорее материальный: если есть дома компьютер, значит, ребенок уже знает, как им пользоваться в навигации, загрузке программ. В классе у такого ученика дело идет быстрее.

Наоборот, в обычных классах «в передовики» чаще выбиваются школьницы – они выполняют работу методичнее, дотошнее, скрупулезнее. А мальчики берут тему нахрапом. Среди неуспевающих больше последних, потому что, как правило, они чаще пропускают уроки, не делают домашние задания, но все-таки предмет любят!

– Так получается, что мальчишки к нашему предмету испытывают больший интерес. Довольно часто выясняется, что материал урока они уже знают. Когда видишь, как у них глаза горят, что они все схватывают, интересуются, относишься к ним теплее, но есть и «продвинутые» в этом смысле девочки, нельзя их вот так «отмести» от предмета, – считает информатик Евгения Щурова.

Учителя информатики больше согласны с тем, что есть успевающие и неуспевающие по предмету. В принципе то же самое может сказать учитель любого профиля.

Мужское дело

А вот что касается усиленной программы в специализированных классах, то информатика «высшего пилотажа» – программирование – действительно лучше дается мальчикам.

– В специализированных классах учатся дети с такими способностями, что они схватывают все с первого раза. В обычных, может быть, порой приходится «разжевывать» материал, а в математических классах мы больше направляем, чем учим, – рассказывает Лариса Андреева. – У мальчиков обычно ответ готов, как только прочитана задача, а потом они его обосновывают. С девочками другая история. В конце этого учебного года мы решали в 11-м классе задачи, которые, наверное, требуют «олимпиадного» склада ума. Сразу было заметно, что мальчишки схватывают лучше, отвечают быстрее. Но так же они ведут себя на уроках математики, физики, во время компьютерного тестирования… Нет, мальчики не умнее девочек, но думают они точно по-другому. У них разные методы усвоения материала.

Для того чтобы перейти с программированием на «ты», все-таки нужен математический склад ума, логическое мышление – этим природа одаряет больше представителей сильного пола. Правда, у школьника, очень способного к информатике, может совершенно не сложиться с литературой или историей. Такие примеры в 23-й школе тоже есть.

В разговоре с учителями информатики неожиданно выяснилось, что если «конфликт» полов и существует, то… на уровне взаимоотношений учителя и ученика, а поскольку информатику преподают женщины…

– Приходится убеждать своих учеников, что мы знаем не меньше. Нам все время приходится до них тянуться, под них подстраиваться. К каждому уроку нужно серьезно готовиться, – говорит Лариса Андреева.

– Здесь я поняла, что мне знаний нужно больше, чем требуется в обычной школе. Уровень у «спецдетей» высокий, многие из них занимаются дополнительно при университетах. Если ты чего-то не знаешь, тебе тут же поставят это в минус. Хотя так, конечно, ведут себя далеко не все ученики, – продолжает Евгения Щурова.

Кстати, Евгения Анатольевна закончила в Хабаровске педагогический вуз с красным дипломом, по специальности она математик и информатик. Какой у этого учителя склад ума?..

То, что именно женщины учат информатике, и мальчиков в том числе, на самом деле говорит о многом. Да причин того, что мужчины не идут работать в школу, масса, но мы сейчас не об этом. Женщины-учителя не просто «не портят» (как они скромно оценивают свои заслуги!), а дают возможность талантливым ученикам проявить себя, развивают их способности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте