В последнее время существенно возрос потенциал социального партнерства в системе образования области. Его основой у нас всегда являлся и является конструктивный диалог между учредителем, работодателем и профсоюзом. На региональном уровне продолжается заложенная губернатором традиция встреч с профсоюзным активом и участие нашей организации во всех мероприятиях, касающихся решения социальных проблем работников.
Но есть еще много нерешенных проблем. Поэтому порой нам приходится выступать в качестве позитивной оппозиции и добиваться изменения решений правительства и Законодательного собрания области в пользу учителя. Так было при решении проблем оплаты коммунальных услуг сельским учителям, повышения заработной платы с 1 февраля 2008 года. В итоге мы совместно с властными структурами нашли приемлемые варианты выхода из этих непростых ситуаций.
Такой же в целом конструктивный диалог с профсоюзом складывается и в муниципалитетах, где большинство руководителей находят возможности социальной поддержки педагогов. Например, в организации отдыха учителей. Так, многие годы муниципалитеты сохраняют и содержат базы отдыха педагогов в городе Копейске, в Советском районе Челябинска. Радует, что в развитие базы Челябинска администрация города вложила в этом году значительные финансовые средства. Стал традиционным отдых работников образования в санаториях-профилакториях предприятий в городах Аше и Пласте.
Мы тоже внесли свой вклад в решение проблемы оздоровления учителей: нашли вариант долевого участия профсоюзных организаций, администраций образовательных учреждений и территорий в оплате путевок. Нам пошли навстречу главы администраций Агаповского, Сосновского, Чесменского районов. Кроме того, переговоры с руководителями ряда уральских здравниц дали возможность еще больше удешевить путевки. Прибавьте к «местным» путевкам еще и часть, которую предоставляет правительство области, – получится неплохой показатель. В итоге с апреля по май нынешнего года уже оздоровлено более 420 человек из 29 территорий области, причем стоимость путевки для члена профсоюза составила от 1 до 4 тысяч рублей.
Что касается численности и соответственно степени влияния профсоюзных организаций на местах, то приведу такой пример: еще три года назад в Сосновском районе организация составляла 39% от числа работающих, но после избрания нового лидера охват составил 87%. А ведь мы понимаем, что сегодня уже никого никуда «добровольно-принудительно» не загонишь. Значит, есть доверие и есть стимулы.
Не могу обойти такую актуальную тему, как новая система оплаты труда (НСОТ). Нас иногда обвиняют, что мы слишком активно настроены на внедрение НСОТ. Однако мы хорошо видим минусы предлагаемой системы и говорим о них – это низкая базовая ставка, которая не обеспечит достойного повышения, скорее она останется на прежнем уровне. В августе мы пролонгировали соглашение с Министерством образования области до 2010 года. Тогда же нами подписано с Министерством образования дополнение в соглашение, которое позволяет сохранить за каждым педагогом сегодняшнюю заработную плату при внедрении новой системы.
Несовершенным кажется нам и предлагаемый подход в оценке деятельности педагогов со стороны управляющих советов школ. Недавно коллеги рассказали мне поучительную историю. В одном из регионов России, где уже введена новая система оплаты труда, во главе такого школьного совета встала мама-парикмахер. Вот она и начала всех педагогов «стричь под бобрик» – урезать зарплату тем учителям, которые не нравились ее чаду. Возникла серьезная конфликтная ситуация, из которой сложно было найти выход. Мы против того, чтобы мнение родителей и учащихся было определяющим, хотя мы обязательно должны учитывать в том числе и его. Профсоюз считает, что такое количество оценщиков, тем более непрофессионалов, вряд ли будет способствовать творческой работе учителей.
В то же время мы видим и положительные стороны новой системы: это принципы формирования заработной платы (учет стажа, уровень образования, специфика деятельности).
Тревожит и ситуация с темпами внедрения НСОТ. Сначала мы радовались, что наша область не бросилась поспешно в этот процесс, но сейчас видим, что он принял слишком вялотекущий характер. При этом понятно, что федеральные органы власти «додавят» и мы, создавая стрессовую ситуацию для работников, срочно начнем ее внедрять. Почему стрессовую? Потому что, как я знаю, большинство руководителей (что уж говорить о педагогах) не знают содержания этой экономической новации. Поэтому нужно объяснять работникам, каким образом будет осуществляться расчет их заработной платы, на цифрах, на конкретных примерах, чтобы стало ясно, для чего это делается. Разъяснительную работу нужно успеть провести до 1 января 2009 года, когда предполагается введение НСОТ на территории всей области. Не хотелось бы повторения печального опыта нескоординированных действий руководителей различных уровней, финансовых служб при повышении заработной платы с 1 февраля 2008 года.
Теперь о проблемах высшей школы. Вузы зарабатывают, но это не тот уровень доходов, который может обеспечить достойную жизнь преподавателям и молодым ученым, хотя часть этих средств все же идет на оздоровление и материальное стимулирование. Особенно остро стоит проблема с жильем, и тут просто необходима помощь области: это может быть социальное жилье и льготные варианты по ипотеке. Также стоит, как мы считаем, обратиться в федеральные органы власти с предложением разрешить использовать часть внебюджетных средств на ссуды преподавателям под решение квартирного вопроса (об этом, кстати, говорил и Президент Российской Федерации).
Не внушает оптимизма и ситуация с кадрами. Увеличивается средний возраст учителей, на основные педагогические специальности выпускники школ не идут, при этом число учащихся года через четыре, по прогнозам, будет увеличиваться. Но если решать социальные проблемы и создавать стабильную комфортную обстановку для деятельности педагогов так же, как сегодня, и еще интенсивнее, то мы сохраним и уже имеющиеся «штыки», и постепенно увеличим приток молодежи. А творческого потенциала нашим педагогам не занимать!
Юрий КОННИКОВ, председатель Челябинской областной организации Профсоюза работников народного
образования и науки
Комментарии