О сексуальном значении свиньи и оргаистическом танце Шивы узнает десятиклассник из учебника по мировой художественной культуре, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации.Прекрасно, что наши федеральные власти обратили внимание на учебник истории и сейчас проводится огромная работа по его составлению. Хочу обратиться и к властям, и к ученым: обратите внимание и на учебники по другим дисциплинам!
Вот, например, ни в одном учебнике истории для средней школы вы не найдете никакого текста нарочитой сексуальности, как в учебнике по мировой художественной культуре. (Далее все ссылки цитируются из учебника: Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.) Хочу отметить, что я дипломированный специалист в данной области.Самое яркое подтверждение моих слов – иллюстрация на с. 54 (урок 7. Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора). На этой фотографии изображена любовная пара в недвусмысленной позе, сбоку от влюбленных расположены мужчина и женщина, занимающиеся самоудовлетворением. Это скульптурная группа из храма Кандарья Махадева, Кхаджурахо. Вот как эта скульптурная группа комментируется в учебнике: «Другая скульптурная группа – любовные пары в тесном объятии или соитии, изображенные с исключительной живостью. Но при откровенно непристойных позах выражения лиц бесстрастны, непроницаемы. В этом скрыт истинный смысл их существования, за которым стоит древняя магическая вера в то, что секс способствует плодородию и защищает от сил зла и разрушения» (с. 53). Интересно, видели ли этот учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, защитники прав детей? Неужели ученикам 10-го класса важно знать о сексуальной стороне мировой культуры?В примечаниях (с. 226): «Как бог-созидатель Махадева он (Шива) предстает в форме фаллоса». Без комментариев.Не сочтите меня ханжой, мне 36 лет, а не 86. Я считаю, что такие «научные изыскания» вполне приемлемы для диссертации, а не для школьного учебника. Ведь существует же различие между вузовской методикой и школьной. По-видимому, автор учебника об этом даже не догадывается.Учебник пестрит и другими ненужными подробностями о сексуальной стороне мифов:Урок 10. Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа (с. 69). «Воспылав страстью к белому быку, вышедшему из моря, Пасифая – супруга Миноса соединилась с ним, спрятавшись внутри полой деревянной коровы, которую сделал для нее прославленный критский археолог Дедал». С мифом о Минотавре дети знакомы уже с 5-го класса (на уроках истории и литературы). Так зачем же ученикам нужно знать такие неподходящие для их возраста подробности?Урок 1. Миф – основа ранних представлений о мире (с. 15): «Титан Крон оскопил Урана и занял его место». Как объяснить пятнадцатилетним подросткам слово «оскопил»? К сожалению, во время моей учебы в вузе ни на кафедре русского языка, ни на кафедре литературы, ни на кафедре культурологии так и не объяснили методику таких толкований. Кстати, от преподавателей кафедры культурологии я ни разу не слышала, чтобы такие аспекты можно было преподносить ученикам в школе. У нас четко разделялась методика вуза и методика средней школы.Создается такое впечатление, что в основу учебника легла чья-то плохо переваренная для детей диссертация.Даже бедной свинье от создателя учебника досталось. Урок 2. Славянские земледельческие обряды. Фольклор как отражение первичного мифа (с. 22).Детям сообщается, что «греческое слово «porca» (свинья) имеет, кроме того, сексуальное значение. Герой, приведший свинок и заставивший их плясать, не только демонстрировал магическую власть над животными, но и воспринимался как магически сильный супруг, без которого, по его же словам, «цветы посохнут, яблони посохнут». Таким образом, в сказке о царевне Несмеяне (!) прослеживается глубокое родство с аграрно-календарным мифом». Школьники обогатят свой запас знаний о сексуальном значении свиньи в сказке о Несмеяне. Кроме явных сексуальных коннотаций в учебнике есть и еще один существенный недостаток. В нем уделено внимание художественной культуре первобытного мира, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Месопотамии, Древней Индии, Китая, Японии, но ни слова об Иудее! А попробуйте без иудейской культуры объяснить раннехристианское искусство. И без знания основных положений Ветхого Завета рассказывать о Новом.В светской науке Библия рассматривается как важнейший литературный источник. Без знания библейских легенд трудно рассматривать и русское поэтическое искусство. А какое важное значение имели библейские сюжеты для развития европейского искусства! Кроме того, каждый культурный человек должен знать об Адаме и Еве, о золотом тельце, о Ноевом ковчеге, о мудрости Соломона…А напоследок я скажу…Конечно же, каждый учитель сам режиссер своего урока, художник-декоратор, оформитель и актер. Он может и отказаться от спорных вопросов в области педагогики на своем уроке, и найти для учеников что-то более интересное, нужное, развивающее и воспитывающее. Например, говоря о том же Шиве, не акцентировать внимание на фаллосе, а рассказать, что Шива – родоначальник йоги. Показать детям несколько упражнений из йоги, а возможно, даже провести интегрированный урок МХК и физкультуры. (Тоже культуры человечества!) Показать некоторые элементы индийского танца, объяснить, что каждое движение имеет свой смысл. Например, сложенные полукругом ладони в области солнечного сплетения – закрытый лотос. Рассказать о самых интересных индийских традициях, сохранившихся до современности: о поклонении перед коровой, национальной одежде, смысле цвета одежды и о многом другом. Важный воспитательный эффект будет иметь беседа об общечеловеческих ценностях в мировой культуре. Например, о цепи перерождений (будешь сейчас плохо себя вести, делать гадости ближнему – в следующей жизни окажешься жабой).Вот именно, упор на выявление общечеловеческих ценностей в культуре столь разных народов – это главное, чему мы должны научить детей на уроках МХК. А не только набору знаний об архитектуре, скульптуре, живописи с труднопроизносимыми терминами, которые большинство ребят благополучно забудут после выпуска из школы.Татьяна СТАНКО, учитель школы №3, г. Облучье, Еврейская автономная область
Комментарии