search
main
0

Не служба, а служение

Современная российская школа – полигон для новаций. Переменам несть числа. Они всюду: в учебных программах, в целях, задачах и методах обучения. Как флагом, размахиваем применением высоких технологий на уроках. Виват им, конечно! И все-таки… Не технологии главное в учебно-воспитательном процессе. Главное лицо в нем – учитель. Если он – личность. Если компетентен и любит свой предмет. Если не утратил желания передавать свои знания детям. Если его принцип звучит примерно так: «Берите все, чем владею я, и идите дальше. Приумножайте!» Если в работе он не теряет силы, а черпает вдохновение. Именно о таком учителе – наш рассказ.

Героиня его всей своей биографией доказывает истину: педагогика – не служба, а служение. Приходит время, когда дети отрываются от родительской руки. И уходят в самостоятельность. В новый мир, среду, компанию. Но прежде чем их обрести, ребенок остается один, открытый всем жизненным ветрам. Ветрам не всегда добрым: за его душу борются разные СМИ, интернет-сообщества, всякого рода «продавцы красивой жизни». Счастье, если мальчишке или девчонке на распутье протянет руки компания вроде той, что создала и ведет сквозь годы Марина Алеханова. И примет их в свои ряды. Марина Николаевна Алеханова – учитель музыки Вознесенской средней школы, самой крупной в одноименном районе Нижегородской области. А после уроков – вдохновитель и наставник «Школьной компании «Калейдоскоп». Ее воспитанники считают себя «детской республикой с художественным уклоном». Здесь ребята учатся петь, танцевать, читать стихи, осваивают конферанс. Заодно решают личностные проблемы роста. Обретают навык держаться на сцене, побеждать застенчивость. Привыкают жить в коллективе, общаться со сверстниками, позитивно смотреть на мир. Ценные качества во все времена! А в наши – особенно: в «вирте» не освоить науку слышать и понимать другого человека, своего современника. В «Школьной компании» все поставлены лицом к лицу, работают бок о бок. И ладят между собой, старшие опекают младших, присматривают за ними во время частых поездок.- В коллектив беру всех желающих. Лишь бы было стремление заниматься. Не отсылаем даже при кажущемся отсутствии слуха. Знаю: рядом с теми, у кого слух есть, у новичка очень скоро «откроются уши». Он будет слышать музыку. В коллективе этот процесс проходит быстрее, – поясняет Марина Николаевна.Добавим: и при том внимании, которое она уделяет каждому «калейдоскоповцу». Прослушивание и изучение вокальных и артистических возможностей детей, поиски лучшего репертуара для них, и репетиции-репетиции-репетиции. Всем этим до краев заполнены ее рабочие дни, выходные и даже отпуск. Жизнь в «Компании» не замирает и в каникулярные месяцы. Все лето в открытые форточки ближайших к школе многоэтажек влетают песни. В домах легко угадывают: трудится детская вокальная студия. Шлифует мастерство. Наверное, устают. Зато на концерте номера пойдут без помарок. Высокая планка выступлений – марка руководителя ребят Марины Алехановой. Каким-то непостижимым образом она умеет из обычного ребенка достать его гениальную суть, лучшее, на что он способен. И развить дремлющий дар, заставить его сиять драгоценным блеском. От этого света вспыхивает радостью и сам солист, и его зрители. Поэтому «калейдоскоповцы» – многократные победители не только районных и областных, но и всероссийских, международных конкурсов. Если собрать все их дипломы, ими можно украсить одну из длинных стен школьного коридора. Вот такая своеобразная получилась бы Аллея славы детского творческого коллектива. И на небосклоне вознесенской культуры «Калейдоскоп» – яркая звездочка. Его не спутаешь ни с каким другим объединением. По технике и артистизму, уверенности на сцене он затмевает многих. Все это благодаря профессионализму, принципиальности и требовательности наставника.Она не делает скидок на возраст. Студийцы не имеют права лениться, работать на репетициях спустя рукава, гореть вполнакала. Ребята в курсе: увлечь могут только увлеченные. И вызвать ответные эмоции зала. Тогда он взрывается аплодисментами, рукоплещет твоему искусству. Усталость при подготовке, страх, сомнения не проходят даром! Вот он, успех, и момент истины: в «Компании» они учатся побеждать!В прошлом выпускница Горьковского музыкального культпросветучилища, Марина Николаевна сама человек увлеченный. До самозабвения. Быстрая, яркая, уверенная в себе, фонтанирующая идеями, она редко бывает одна. Вокруг нее всегда живая стайка или плотное кольцо детей. У них находятся темы для обсуждения. Так было и в детском клубе «Жемчужинка», откуда она пришла работать в школу. Очарованные ребятишки и там ходили за ней по пятам. Им с ней было интересно. Она понимала их и так же, как они, хотела движения, перемен, красоты в обыденности. В школу Марину уговорил перейти Петр Романов, бывший в ту пору ее директором. «У вас получится», – убеждал он. И вот уже 25 лет Марина Николаевна с его легкой руки на учительском поприще. Преподает музыку. Знакомит юный народ с разными произведениями: классиков и современных композиторов. На примерах великих ребята постигают гармонию звуков. А вокалом идут заниматься после уроков. Полистаем дневники «трудовых будней» «Школьной компании».    «Золотые горлышки» из «Калейдоскопа» озвучивают, расцвечивают и оживляют районные мероприятия. Сошлюсь на муниципальный этап областного конкурса «Ученик года»-2018. Ребята вели конкурс, в перерывах пели, танцевали. Даже ансамбль мальчишек-невеличек старался петь хорошо. Зритель от столь высокой планки только выигрывает. Да и артисты привыкают к мысли: раз берешься за дело, стремись быть в нем первым».    «К памятной дате – Дню Победы – подготовили концерт. Выступили вместе с хором ветеранов работников просвещения «Вдохновение». Тема благодарности и памяти объединила оба поколения».    «Ездили в Арзамас на вокальный и хореографический конкурсы. Стали дипломантами. Антон Белов с песней «Лучший город Земли» и Алена Литвинова (песня «Бабушка-сударушка») приняли участие в гала-концерте в числе лучших исполнителей».Кстати, на том конкурсе произошло удивительное для руководителя «Компании» событие. Ее разыскал один из зрителей и со словами: «Ваши ученики прекрасно поют! Спасибо вам за ваш труд!» низко поклонился Марине.В настоящее время ребята вдохновились волонтерским движением. Создан и делает первые шаги волонтерский отряд «Бэтмены». Бэтмен – супергерой западного кино, защитник обездоленных и попавших в беду. Наши «бэтмены» решают более приземленные задачи. Но тоже благородные. Они способствуют очищению окружающего пространства, пытаются сохранить его изначальную красоту и благоустроенность.- Пришли к нам в подъезд, молодые, веселые, во главе с учительницей. Взялись за окна, которые не знали тряпки года три. Вычистили до блеска, так что свет хлынул на площадку, – рассказывает жительница дома №8 Заводского микрорайона Нина Сазонова.В другом подъезде юные дизайнеры расписали красками унылые подъездные стены, покрасили череду скамеек возле домов… Игра? Да. Но игра полезная, которая заставляет не разрушать, а созидать, создавать эстетику быта своими руками. А еще внушает сопричастность к миру и призывает к ответственности за мир не только «от печки до порога»…

Польза от деятельности талантливого учителя и воспитателя Марины Алехановой не поддается математическим подсчетам. Ее не выразить в мерах длины, веса, объема. Но польза великая есть. Хотя и арифметический вариант имеет право на жизнь. В год в детской студии занимаются 150 человек. Умножьте на 25 лет, которые она отдала детям. И вы поймете, скольким подросткам она помогла встать на крыло. Уберегла от скользких дорожек, направив их энергию в положительное русло, сформировав «завтрашнюю радость», которая состоит не в сиюминутных удовольствиях и пагубных привычках. Раскрыла таланты. Заставила поверить в свои силы. Научила трудом и упорством добиваться поставленных целей. У Марины Алехановой – огромный авторитет среди родителей ее учеников, их зрителей, не говоря уже про самих ребят. На последнем отчетном концерте они устроили ей овацию. Это признание заслуг человека, горящего работой, днями пропадающего в школе, увлекающего своим творчеством молодых.

Наше досьеМарина Николаевна Алеханова – почетный работник общего образования РФ, обладатель гранта губернатора Нижегородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование», победитель конкурса «Учитель года Вознесенского района»-2017. Много лет возглавляет культурно-массовую комиссию Вознесенской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки.Награждена почетными грамотами Министерства образования РФ и Министерства образования Нижегородской области, Президиума Нижегородской областной организации Профсоюза образования, благодарственными письмами Правительства Нижегородской области и администрации Вознесенского муниципального района.

Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте