Два года назад наш ЦО №1469 активно включился в изучение и апробацию введения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Работа началась с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения.
Возможность апробации условий введения ФГОС второго поколения на базе ЦО была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, на педагогическом совете. Мы провели анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе внеурочной деятельности учащихся, распределили обязанности между членами администрации, участвующими в эксперименте. Мы поставили задачу создания необходимых санитарно-гигиенических и материально-технических условий для апробации ФГОС второго поколения по таким направлениям: Отработка алгоритма внедрения основных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Формирование механизма использования в работе с детьми с разным уровнем развития познавательных способностей и возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем), над развитием информационных технологий ЦО №1469 работает третий год в рамках экспериментальной площадки; коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми, использование групповой и парной работы); самоорганизация (умение ставить цели и задачи, планировать и корректировать свою деятельность, полноценно использовать личностные ресурсы, ответственно относиться к здоровью); самообразование (умение учиться, готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию развития на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Работа над созданием основной образовательной программой начального общего образования.Опыт первого года (2010-2011 учебный год) работы по апробации введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод, что такое реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело и оказалось востребованным и родителями, и детьми, и многими прогрессивно настроенными педагогами.Мы успешно апробировали в первых классах в течение двух недель модульный учебный курс «Введение в школьную жизнь» авторов Г.Цукерман и К.Поливановой. По сравнению с прошлыми годами наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Во главу угла мы поставили задачу укрепления здоровья детей, стремясь заложить основы навыков учебного сотрудничества и школьного товарищества, вести обучение совместной деятельности в игре, оптимизировать переходный этап от дошкольного детства к обучению на ступени начального образования. Уроки в первых классах длятся 35 минут, учителя проводят физкультминутки и динамический час. На уроках в первой половине дня и на занятиях во второй половине дня идет работа по профилактике переутомления учащихся. Воспитатели ГПД ежедневно проводят спортивный час в игровой форме, обязательные прогулки на свежем воздухе. Педагоги, воспитатели ГПД, психолог и администрация совместно с медработником ЦО осуществляют контроль и корректирование функционального состояния ребенка. Помимо учебных кабинетов мы активно используем спортзал, кабинет лего, библиотеку, кабинеты психолога и логопеда, зимний сад, игровую пришкольную площадку. Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности – разнообразными формами дополнительного образования.Другим направлением нашей работы стала апробация внеурочной деятельности. Введение часов внеурочной деятельности (одно из главных достоинств новых стандартов) увеличивает возможность школы для расширения спектра предоставляемых образовательных услуг, создает финансовое обеспечение возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися с использованием учебной лаборатории «Karnelson», пособий «Спектра» и «Лего».Время, проведенное ребенком в школе, дает положительный опыт общения, позволяет ему проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представление об окружающем мире. У нас сложились доброжелательные взаимоотношения между членами педагогического коллектива, учащимися и родителями, что тоже было одним из условий формирования здоровьесберегающей среды. Родители положительно относятся к продленному режиму дня, дополнительные задания они оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение года мы проводили родительские собрания, где обсуждали успехи и проблемы детей.В качестве методологической основы разработки стандарта заложен системно-деятельностный подход – создание форм и видов деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цель и задачи, достигать их, умеющий общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. Каждое из приведенных качеств – компетентность, перед школой стоит задача формировать эти компетентности, над этим мы работаем уже третий год.В первый год (2010-2011 учебный год) в эксперименте были задействованы первые классы, а в этом, 2011-2012 учебном году – первые и вторые классы.Основным результатом начального образования по новым стандартам стало: формирование предметных и универсальных способов действий; воспитание основ умения учиться; индивидуальный прогресс в личностном развитии ребенка; совместная работа с родителями.В школьном методическом объединении учителей начальных классов мы продумали план таких мероприятий по апробации: создание нормативной базы; изучение пакета документов по стандартам на заседаниях МО, методсовете и в режиме самообразования; создание проблемной группы учителей; проведение родительских собраний «Основные идеи стандартов второго поколения»; проведение дней открытых дверей; проведение диагностики учащихся 1-х и 2-х классов; прохождение курсовой подготовки учителей; создание информационного пространства класса; проведение открытых уроков в соответствии с новыми требованиями и организация взаимопосещения.Для успешной и грамотной реализации стандартов второго поколения нужна курсовая подготовка учителей, так как основные изменения, связанные с новым стандартом, лежат именно в области учебного процесса. Поэтому учителя начальной школы проходят обучение в МИОО. Три учителя вторых классов уже прошли обучение, а учителя первых и четвертых классов продолжают проходить обучение и в настоящее время.С введением новых стандартов начального образования нужно работать по-новому. Новое время, новые задачи и требования стоят перед школой, ведь современные дети уже не те, что были несколько лет назад, они требуют нового подхода в обучении. Начинать учителям надо с себя, психологически настроиться на изменения, не навязывать знания, не заставлять ребенка выполнять каждое задание, а создавать условия для того, чтобы ребенок захотел это сделать на уроке.Для того чтобы быть готовым к работе по новым стандартам, учителю необходимо:- освоить содержание основных документов государственного стандарта;- принять идеологию ФГОС;- переосмыслить собственную деятельность в отношении использования форм и методов образовательной деятельности, способствующих развитию личности ребенка;- постоянно работать над собой, повышая профессиональную компетентность и др.Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь прежде всего о развитии личности ребенка. Одно из основных направлений работы над стандартами – формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия – способы действий в конкретной ситуации, которые позволяют перевести знания в действия. Универсальные – значит, могут применяться в любом предмете и во внеурочной деятельности.Современному учителю начальных классов нужно работать творчески, увлеченно, по-новому, привлекая к обучению и развитию детей и их родителей. Родители тоже должны знать о стандартах второго поколения. Одна из задач учителей заключается в том, чтобы выстроить единое пространство работы с семьей, родителями. Достижение запланированного результата возможно при условии тесной работы учителя с родителями, их помощь не должна расходиться с методами и приемами, используемыми учителем на уроке, помогать и показывать, где и как искать необходимую информацию, находить ответ на вопросы. Важно быть не рядом, а вместе с детьми. Учителя должны чаще приглашать родителей в школу, обсуждать с ними вопросы воспитания и обучения, прислушиваться к их мнению и сообща искать пути к решению тех или иных задач, таким образом и происходит сплачивание коллектива родителей и детей, усиление взаимодействия «учитель – ученик – родитель».Мы разработали систему работы с родителями, это родительские собрания, индивидуальные консультации для родителей учителя, психолога, дни открытых дверей, предметный марафон начальных классов, концерты и праздники, открытые уроки, выставки детских работ, проекты.Сегодня невозможно представить современный урок без групповой работы, в ходе которой дети овладевают коммуникативными способностями, учатся договариваться, планировать и оценивать свою деятельность. На уроке очень важна деятельность самих детей, чтобы они активно участвовали в добывании знаний и овладении ими. Ребенок сам с помощью учителя, его вопросов и заданий или с использованием материалов учебника наблюдает, анализирует, сравнивает и делает выводы, которые становятся его собственным достоянием. Когда знания добыты самостоятельно, путем мысленной напряженной работы, не надо ничего зазубривать. В этом суть деятельностного подхода или проблемного обучения, который лежит в основе новых стандартов. Материал усваивается лучше, используется потенциал ребенка, у него получаемая информация откладывается в голове, ребенку интересно, т.к. он не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник деятельности, самого процесса обучения. Интересно на уроке должно быть и сильному, и слабому ученику, для этого учитель должен приготовить разноуровневые задания, важно, чтобы ребенок не боялся браться за сложные задания. Невыполнение тоже результат, а если у ребенка что-то не получается, то не возбраняется обратиться за помощью к сверстнику, учителю. Такие возможности заложены в учебниках нового поколения.Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока для учащихся, следовательно, ему необходимо владеть современными методами и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком. В современную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.Использование компьютерных технологий позволяет сделать уроки более интересными, продуманными, мобильными. Ученики 1-4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить обучение, применяя качественный иллюстративный материал, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь как нельзя кстати приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Еще К.Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». В последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что еще вчера казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально заглатывают все новинки, они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD-плеерами. И им стали неинтересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы, в результате снижается их познавательная активность на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому нам, учителям, приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предметов профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение писать и читать, человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.О.ГАЙДАШ, ЦО №1469;Г.МИХАЛЕВА, заместитель директора по УВР
Комментарии