search
main
0

Не ругайте холерика. Классный час на тему «Я и мой темперамент»

Цели: раскрыть психологию темперамента, дать психологическую характеристику типов темперамента. Информация о психологии темперамента необходима для самопознания, а также коррекции взаимоотношений друг с другом. Эти знания помогают ребятам объяснить мотивы поведения другого типа, понять, как реагировать на те или иные события, разобраться, каков их собственный индивидуальный стиль выполнения заданий.

Ход классного часа

1. Размышление над эпиграфом.

Задание: Прочитать эпиграф. Почему в разных жизненных ситуациях автор отдает предпочтение тому или иному типу темперамента?

«В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником; в важных событиях жизни – меланхоликом; относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, – холериком; и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком» (Вильгельм Вундт).

2. Понятие о темпераменте

Темперамент (от лат. «temperamenum» – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Это врожденное качество, которое проявляется в силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов, которые зависят от типа нервной системы.

3. Можно ли изменить тип темперамента?

Тип темперамента может несколько изменяться в зависимости от условий жизни, возраста, воспитания, внешних событий.

Наиболее достоверны факты изменения типа темперамента в раннем детстве в связи с перенесенными болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни (например, холерик в удрученном состоянии ведет себя как флегматик, а возбужденный флегматик может взорваться как типичный холерик).

4. Влияет ли тип темперамента на способности человека?

Темперамент не определяет уровня общих или специальных (профессиональных) способностей.

Люди одного и того же темперамента могут быть высоко- и малоодаренными, и, наоборот, люди, обладающие различными темпераментами, могут успешно работать в одной области. Те или иные свойства темперамента в одних ситуациях профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха в ней, в других – мешать.

5. Влияние темперамента на индивидуальный стиль учебной деятельности

Когда требования деятельности противоречат какому-либо свойству темперамента, то человек выбирает такие приемы и способы ее выполнения, которые наиболее соответствуют темпераменту и помогают преодолеть влияние его отрицательных в данных условиях проявлений.

Совокупность таких успешных индивидуальных приемов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

6. Индивидуальный стиль деятельности влияет на темперамент?

Приобретение индивидуального стиля деятельности не изменяет самого темперамента, так как индивидуальный стиль – совокупность вариантов деятельности, наиболее удобных для человека при имеющемся у него темпераменте.

Таким образом, ни одна сторона личности – ее направленность, характер, уровень общих и специальных способностей – не определяется темпераментом, однако проявления всех свойств личности в той или иной мере зависят от типа темперамента (обратная связь).

7. Типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик – это различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента (индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др.)

В природе не существуют чистые типы темперамента, имеется в виду смешанный тип, в котором есть определенные свойства от каждого типа, но при этом одно из свойство доминирует.

Нет хороших или плохих темпераментов: каждый из них имеет свои положительные и отрицательные особенности, поэтому главные усилия должны быть направлены на разумное использование достоинств и нивелирование отрицательных сторон своего темперамента.

Характеристика типа «сангвиник»:

– психически активен;

– быстро отзывается на окружающие события;

– стремится к частой смене впечатлений, тяготится однообразием, не любит строго придерживаться систем и правил;

– сравнительно легко переживает неудачи и неприятности;

– живой, подвижный, с выразительной мимикой и жестами;

– коммуникабельный (много знакомых причисляет к друзьям),

– бодрый, оптимистичный.

Положительные черты: высокая работоспособность, хорошая приспосабливаемость, отзывчивость.

Недостатки: склонен к непостоянству, разбросанности, поверхностности.

В учебной деятельности: часто недостает терпения и настойчивости, работает с увлечением только до тех пор, пока интересно; потеряв интерес, легко может бросить начатое дело и переключается на другое.

Роль в общении: «артист», потешник, старается всех рассмешить.

Рекомендуемый стиль в общении: лучше воспринимает замечание в виде шутки.

Характеристика типа «холерик»:

– очень энергичный, способен отдаваться делу с особой страстностью;

– быстрый и порывистый, склонен к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, но быстро отходит;

– со стремительными движениями и выразительной мимикой;

– трудно адаптируется в новом коллективе;

– впечатлительный, внутренне переживает и сопереживает, надежный друг;

– может быть лидером, если приучит себя к сдержанности.

Положительные черты: способность преодолевать большие нагрузки, энергичность, активность.

В учебной деятельности: работает рывками, циклично, стремится к чередованию действий, не умеет рассчитать силы на длительное время. Вынослив, работоспособен, любит работу, связанную с перемещением, стремится к лидерству в групповой деятельности.

Роль в общении: подчиняет своим требованиям, непреклонен, властен.

Рекомендуемый стиль в общении: индивидуальная беседа и косвенные предъявления требований – совет, намек и т.п. Публичное порицание резким тоном вызывает агрессию.

Характеристика типа «флегматик»:

– невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний;

– малоэмоциональный, тихий, с повышенной застенчивостью, но способный к энергичным действиям;

– самооценка несколько занижена, в группе не на виду, скромен;

– доводит начатое дело до конца, не стремится делать лучше, чем требуется.

Положительные черты: надежность, основательность.

Недостатки: медлительный, эмоционально бедный (нередко на грани с черствостью).

В учебной деятельности: стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное выполнение однажды принятого распорядка, а некоторую замедленность реакций флегматик восполняет тщательным планированием действий и педантичным контролем.

Роль в общении: спокойный созерцатель.

Рекомендуемый стиль в общении: нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требований, для этого нужно время.

Характеристика типа «меланхолик»:

– впечатлительный, склонный к глубоким переживаниям;

– легко ранимый, но внешне слабо реагирует на окружающее;

– со сдержанными движениями и приглушенностью речи;

– имеет ограниченный круг знакомых;

– легко переносит одиночество, предпочитает уединение;

– при неудаче чувствует подавленность, страх.

Положительные черты: способен на глубокие, устойчивые чувства.

Недостатки: упрям, обидчив, замкнут; склонен принимать только те мнения, которые совпадают с его собственными.

В учебной деятельности: меньше устает и раздражается, чем представители других типов темперамента, выполняя однообразные действия. Однако при больших нагрузках быстро устает. И работоспособность снижается. Противопоказаны ситуации, требующие быстрого принятия решений и «холодной головы».

Роль в общении: подопечный, беззащитный.

Стиль общения: индивидуальная беседа, косвенные предъявления требований – совет, намек. Публичное порицание вызывает глубокую и длительную обиду.

8. Задание: смоделируй поведение представителей четырех темпераментов в различных жизненных ситуациях, а также тактику общения с ними окружающих людей в следующих ситуациях:

опоздал в театр (на урок, на встречу);

забыл дома ключи, стоит перед открытой дверью;

получил радостное известие;

стал объектом глупой шутки приятеля;

разбил любимую мамину вазу;

надо срочно выполнить большую по объему и трудоемкую работу;

приехал на три часа раньше назначенного срока встречи с приятелями на лоне природы.

9. Определи свой тип темперамента:

Ответив на вопросы опросника Айзенка (подростковый вариант), определи свой тип темперамента.

Внимательно прочитай характеристику своего типа темперамента.

На ее основании скорректируй свое поведение в различных жизненных ситуациях, в общении с окружающими тебя людьми.

Предложи это сделать членам своей семьи, своим друзьям. Внеси поправки в стиль взаимоотношений с родными и близкими.

10. Типы темперамента в нашем классе. Подведение итогов классного часа. Выработка рекомендаций

Итог работы: определение типа темперамента индивидуально для каждого гимназиста; выявление соотношения типов темперамента в рамках данного классного коллектива и выработка совместных рекомендаций по улучшению психологического климата в классе.

Вот какие рекомендации сформулировали гимназисты для их 6-го «А» класса:

– «надо быть терпимее друг к другу, помнить, что рядом с тобой человек с определенным типом темперамента, а значит, с характерными для него специфическими способами реагирования на различные жизненные ситуации, конфликты» (Кузина Катя);

– «стараться не допускать крайних проявлений эмоций у холерика, тотального чувства страха и подавленности у меланхолика, грубого торопливого стиля общения с флегматиком, ограничения рамками творческой деятельности сангвиника» (Кропачева Ксюша);

– «руководствоваться в общении друг с другом советами, которые нам дали сегодня, рассказывая о различных типах темперамента» (Соловьев Алеша);

– «помнить о том, что не существует «плохих» или «хороших» типов темперамента, не выражать недовольство по поводу недостатков своего типа темперамента, а сосредоточить внимание на положительных особенностях и работать над недостатками» (Мосунова Настя).

Этот классный час считаю одним из самых интересных и значимых в области психологии личности, так как полученная информация личностно значима для подростка, способствует появлению интереса детей к самопознанию и развитию, помогает заглянуть в себя и ответить на важные вопросы этого возрастного периода: почему я такой? Почему я так реагирую? С чем связана моя излишняя эмоциональность или, наоборот, скромность и застенчивость? Как выстраивать отношения с другими сверстниками? Знание типов темперамента считаю нужным и в педагогической деятельности учителя-предметника для коррекции приемов и заданий, контроля в учебной деятельности.

Хочется отметить, что современный ребенок обладает большими потенциальными возможностями для саморазвития. Такие классные часы способствуют появлению и усилению интереса детей к самопознанию и саморазвитию, обеспечивают психолого-педагогическую поддержку в решении возникающих у них жизненных проблем, связанных с обучением, общением и социализацией. Отвечая на вопрос анкеты «Нужны ли подобные классные часы в гимназическом учебном плане?», Максим М. ответил: «Конечно, нужны! Ведь должен же хотя бы раз в неделю ученик о жизни думать, узнавать новое о себе». Вот и получается, что основная функция классного воспитателя – помочь взрослеющему человеку познать себя.

Наталья ТУПИЦЫНА,

классный воспитатель Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка

Киров

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте