search
main
0

Не революция, а развитие традиций. В Калуге прошло совещание по вопросам введения государственных образовательных стандартов

В нем приняли участие научный руководитель проекта по разработке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, генеральный директор ОАО «Издательство «Просвещение» Александр Кондаков, министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев, руководители муниципальных органов управления образованием, директора школ и учителя. Участники совещания обсудили вопросы организации введения государственных стандартов, его методического сопровождения, обеспечения учебно-методическими пособиями и учебно-наглядным оборудованием образовательных учреждений.

Естественно, главным действующим лицом совещания стал руководитель проекта по разработке ФГОС Александр Кондаков. Александр Михайлович больше часа рассказывал калужским учителям, заполнившим огромную аудиторию, об актуальности и необходимости введения государственного стандарта общего образования, затронул трудности, возникающие при разработке. В самом начале своего доклада Александр Кондаков признался, что «новый государственный стандарт не революция, не инновация, а развитие лучших традиций отечественного образования». В основу ФГОС заложен социальный договор между семьей, обществом и государством. Стандарты состоят из трех базовых документов: концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепции долгосрочного (до 2020 года) социально-экономического развития Российской Федерации и фундаментального ядра содержания общего образования. Под фундаментальным ядром подразумевается система ведущих идей, теорий, основных понятий в области знаний, представленных в общеобразовательной школе, а также учебно-методических пособий и материалов.Любопытный момент возник, когда Александр Кондаков обратился к залу с вопросом о том, какова ведущая деятельность ребенка в школе. Зал в недоумении молчал. Этот вопрос Александр Михайлович, как он сам признался, задавал на совещаниях и в других регионах. И выяснилась, по его словам, «совершенно чудовищная вещь». Оказывается, система образования в российской школе «полностью противоречит психологическим и физическим особенностям развития ребенка». Если в начальной школе детей надо обучать в игровой форме, то основная школа должна быть нацелена на личностное становление ребенка, на его «социальную самоидентификацию». А важнейшие задачи старшей школы – это гражданское и социальное становление личности подростка. – К сожалению, мы долго исходили из ложной установки, что главным в школе является исключительно учебная деятельность ребенка, – посетовал Кондаков. Новые государственные стандарты, по мнению их разработчиков, в значительной степени исправляют предшествующие ошибки. Ни много ни мало изменена 7-я статья Федерального закона «Об образовании». Под государственным стандартом теперь понимается не обязательный минимум содержания образования, а совокупность требований к результату освоений основной образовательной программы. По словам Александра Кондакова, в стандарте отражены три очень важных момента. Во-первых, воспитание ребенка, возлагавшееся ранее только на семью, теперь становится и обязанностью школы. Во-вторых, любая работа учителя должна быть оплачена. Это касается прежде всего внеурочной деятельности педагога. И в-третьих, в стандарте выстроена система взаимодействия общего и дополнительного образования. Государственный стандарт фиксирует то, что образование является не только ведущим социальным институтом, но и ведущей деятельностью российского общества, которое приоритетно по отношению к другим институтам социализации. В то же время справедливо отмечено, что школа вне взаимодействия с другими сферами жизни не способна решить задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности. Понятно, что каждый молодой человек на выходе из общеобразовательной школы должен чувствовать себя полноправным гражданином России с ее многонациональным и поликультурным обществом. В стандарте сформулированы базовые ценности российского общества, которые соответствуют «мировым демократическим», а также ценности, которые появились в результате многовекового развития России. Это ценности труда и творчества, науки, искусства и литературы. Но одна ценность, по словам Александра Кондакова, новая. Это социальная солидарность, ведь Россия экономически развивается, стоит на пути построения гражданского общества. Впрочем, если говорить о «социальной солидарности», прописанной в стандарте, то ее у нас нет и еще, наверное, долго не будет. Потому что российский народ разделен пропастью на откровенно бедных и очень-очень богатых людей. ​Михаил БОНДАРЕВ, Калуга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте