Как повысить престиж педагогической профессии и поднять социальный статус учителя, как привлечь в школу молодые кадры и удержать их? Нижнетагильский городской комитет профсоюза пригласил к разговору на эти темы молодых специалистов, учителей – обладателей президентского гранта, ветеранов педагогического труда, руководителей системы образования города, представителей педагогических учебных заведений, председателей первичных профсоюзных организаций. «Круглый стол» «Мудрость. Опыт. Надежда» вела Людмила Геннадьевна Кузнецова, председатель городского комитета профсоюза.
Людмила КУЗНЕЦОВА: Год учителя – подходящее время для дискуссий, для обсуждения наболевших проблем. Мы надеемся, что он станет годом позитивных перемен. Общество, родители предъявляют к учительской профессии огромные требования. И, наверное, это правильно. Ведь в руках педагога будущее страны. Профессия педагога – одна из самых трудных, она требует полной самоотдачи, огромного эмоционального напряжения, высочайшей ответственности за жизнь и здоровье детей. Перед «круглым столом» мы раздали участникам проект Профессионального кодекса учителя, обсуждавшийся на педагогической ассамблее в Санкт-Петербурге. Как вы, коллеги, относитесь к данному проекту?
Людмила СЫРЕЙЩИКОВА, заведующая детским садом №191: Я считаю, что название должно быть несколько другим, например, «Педагогический профессиональный кодекс». Иначе мы сразу отметаем огромную часть людей, работающих в образовании: воспитателей, педагогов дополнительного образования, даже педагогов групп продленного дня – тех, кто не стоит за учительским столом, но также несет огромную ответственность перед обществом за воспитание детей. И, конечно, подобный кодекс должен работать на имидж учителя.
Светлана БОРОДИНА, учитель русского языка и литературы школы №61, член президиума горкома профсоюза: Я думаю, что проект требует серьезной доработки. На государственном уровне мы говорим о повышении статуса учителя и престижа профессии, а подобным кодексом как бы соглашаемся с тем, что огромная масса педагогов не только учителя никудышные, но и люди никчемные. Но ведь это не так! Профессиональный кодекс педагога жизненно необходим. Высокий интеллект и уровень профессиональных знаний, прежде всего в области педагогики и психологии, широкий кругозор, речевая культура и высокие нравственные качества – без них немыслима профессия учителя. И это должно быть зафиксировано педагогическим сообществом как норма. Но за такие высокие требования к профессии должна быть высокая заработная плата, возможно, статус государственного служащего, раз образование и воспитание детей государственная задача. Сегодня стыдно говорить о заработной плате учителей начальных классов, а ведь родители справедливо хотят, чтобы для их ребенка учительница стала второй мамой, не задумываясь о том, что образование, любовь, внимание и забота оцениваются государством в 200 рублей в месяц на одного ребенка.
Людмила КУЗНЕЦОВА: А не пугает то, о чем говорит Светлана Анатольевна, молодых специалистов? У нас в зале присутствуют молодые педагоги, которые недавно окончили педагогические учебные заведения и пришли в школьные классы, детские сады, учреждения дополнительного образования. Чувствуете ли вы себя готовыми выполнять важную педагогическую миссию? Легко ли вам работается? Достаточно ли тех знаний и умений, которые вы получили? Как приняли вас педагогические коллективы, нужна ли вам помощь и поддержка? Если нужна, то в чем?
Юлия ЧЕРКАШИНА, учитель английского языка школы №9: Меня очень хорошо приняли в педагогическом коллективе. Мне нравится работать с детьми. В основном дети относятся к учителям с уважением. Есть, конечно, и отрицательные моменты. Этот кодекс показал, что мы одна из самых незащищенных категорий работников, у нас одни обязанности и очень мало прав. Хотелось бы убрать из него то, что заведомо унижает достоинство педагога и человека.
Наталья ШТРАУХ, учитель английского языка школы №81: Я считаю, что мне повезло: очень теплые отношения сложились с коллегами. В школе возникают разные ситуации, иногда бывает трудно найти из них выход, но для этого есть помощь наставников, их моральная поддержка, которая так необходима молодым педагогам, особенно в первые годы работы. Мне в школе нравится!
Екатерина КРИВОНОГОВА, учитель истории школы №81: Как в медицине, так и в педагогике случайных людей быть не должно. Профессионалом стать можно, главное – желание. В моей школе работают четыре молодых специалиста, и эта поддержка – не только со стороны опытных педагогов, но и людей, которые сталкиваются с теми же проблемами, – мне очень помогает. Мы получили образование – знания есть, а вот как непосредственно работать с детьми? Это очень сложно, так как дети абсолютно разные, ко всем нужно найти особый подход, любить и уважать их. Но у молодых специалистов есть, на мой взгляд, большие плюсы, так как на нас дети смотрят именно как на современных педагогов. Мне кажется, мы лучше понимаем детей, они нам больше доверяют и во многом равняются на нас.
Александр БУНДУКИ, учитель английского языка и информатики школы №44: Когда я пришел работать в школу, мне, на мой взгляд, не хватало психологической подготовки. Я выражу, наверное, общее мнение, что в основном большая нагрузка приходится во время работы на психику педагога. Очень трудно иногда себя сдерживать. Очень трудно абстрагироваться от некоторых ситуаций и не воспринимать все близко к сердцу. Очень трудно быть объективным и справедливым, добрым и требовательным, забыть на время урока о своих проблемах. Я женат, сыну 3 года. Что касается зарплаты, то при нагрузке 35 часов в неделю ее достаточно. Жена тоже трудится в образовании, и я буду продолжать работать в школе, так как лучшей альтернативы я не нашел, а главное – мне интересно.
Анастасия БЕРЕСТНЕВА, учитель географии школы №81: Один их важных вопросов для молодых специалистов – заработная плата, на которую можно достойно прожить. Для меня, как для молодой мамы, также остро стоят проблемы жилья и устройства ребенка в детский сад. Работа нравится, но когда за плечами груз неразрешенных финансовых проблем – трудно. Хочется надеяться на хорошие перемены.
Ольга ПУШКИНА, учитель английского языка школы №95: Я очень рада, что попала в 95-ю школу, за год я многому научилась у своих коллег – не только учителей иностранного языка, но и тех, кто ведет другие предметы. Мне очень многое дало мое образование, и вообще у меня были замечательные учителя, и я тоже хочу стать хорошим учителем!
Марина НОВОСЕЛОВА, педагог дополнительного образования городского Дворца творчества юных: Для меня главной трудностью является методика преподавания, так как я окончила педагогический институт по специальности «учитель начальных классов», а пришла в городской Дворец детского творчества вести кружок бисероплетения, поэтому мне пришлось разрабатывать свою методику преподавания, писать рабочую программу. Есть и другие сложности. Но когда приходишь во дворец, а дети подбегают к тебе и обнимают, дают огромный заряд энергии, все трудности сразу забываются, ребята вдохновляют на дальнейшее самообразование.
Людмила КУЗНЕЦОВА: У нас в зале присутствуют представители педагогической династии: Людмила Алексеевна Алисова, учитель русского языка лицея №39, и ее дочери – Елена Александровна Комкова и Наталья Валерьевна Чупрова, тоже педагоги в лицее. Людмила Алексеевна, как получилось, что обе ваши дочери пришли работать в образование и в вашу школу?
Людмила АЛИСОВА, учитель русского языка и литературы лицея №39: Моя дочь Наталья в школе уже 15 лет. Это состоявшийся педагог, хороший учитель, которого любят дети, на уроки к ней идут с удовольствием. Дочь Лена окончила педакадемию, она филолог по образованию, как и я – учитель русского языка и литературы. Я считаю, что мои дочери выбрали профессию учителя осознанно, хотя они видели, как я работаю, как допоздна задерживаюсь в школе, и, видимо, мое влияние и авторитет сыграли свою роль. Работа учителя – достойная и интересная, даже несмотря на трудности.
Наталья ЧУПРОВА, учитель биологии лицея №39: Когда я начинала работать в школе, мне было немного проще, чем другим молодым специалистам, потому что моя мама работает в этой же школе, я сама ее окончила. Мои вчерашние учителя стали моими коллегами и наставниками. Первые несколько лет я посещала уроки своих учителей, училась у них всему, ведь институт дает чисто теоретические знания, а как построить урок, как держать свою линию поведения, выработать свой стиль – все это приходит с опытом. Немного сложнее было в том, что меня оценивали как дочь учителя. Нельзя было ударить в грязь лицом. Мне было страшно, когда на моих уроках присутствовали коллеги, и особенно – моя мама, которая все равно бы мне сказала, что у меня получилось плохо, а что хорошо. Поэтому я считаю, что наставники нужны обязательно.
Ольга УЗКОВА, директор лицея №51: Мне очень приятно, что в Год учителя мы собрали такой «круглый стол», где разные поколения педагогов могут обменяться опытом, потому что даже у молодых можно многому научиться. Главное – это их оптимизм. Я надеюсь, что в Год учителя будет уделено больше внимания молодым специалистам, учителям-наставникам, может, выйдут книги о лучших учителях, которые привнесли в педагогику что-то новое, появятся художественные фильмы и видеозарисовки о трудной, но интересной учительской судьбе. И в Год учителя не только сами учителя будут проводить нужные и важные мероприятия, но и власть, бизнес, все общество будут прилагать усилия, чтобы профессия учителя стала престижной.
Людмила ДЕСЬЯНКОВА, директор школы №90: Мы гордимся тем, что к нам на работу приходят наши бывшие ученики. Когда проходит первый педагогический совет, учителя-стажисты уже сами предлагают себя в качестве наставников. Поэтому в нашей школе вопросы, связанные с тем, кто будет наставником, никогда не возникают. Говоря о том, каким должен быть учитель, хочу сказать, что хороший учитель тот, к кому ученики на уроки идут с удовольствием, с кем и спустя много лет после окончания школы они продолжают общаться, чтобы поделиться своими проблемами, получить мудрый совет. И таких учителей большинство. Как тепло и трепетно проходят вечера встреч, какие аплодисменты звучат в зале, сколько цветов!
Ирина ШОСМАН, директор школы №33: Я больше всех, наверное, сталкиваюсь с проблемами молодых специалистов, так как у меня в школе четыре молодых педагога. Двое из них – это педагог-психолог и педагог-логопед, у которых на сегодняшний день очень низкая зарплата. Их оклад несоизмерим с тем огромным объемом работы, который должен выполнять молодой специалист, а ведь это учителя узкого профиля. При новой системе оплаты труда, особенно в небольшой школе, тяжело изыскивать какие-либо дополнительные средства, формы стимулирования, чтобы таких молодых специалистов удержать, а моей школе они очень необходимы. Еще два молодых учителя – это учитель информатики и учитель иностранного языка, нагрузка у них 18 часов. Первый год мы не даем ни классное руководство, ни каких-либо других заданий, потому что учитель должен сначала адаптироваться, освоиться в новой роли. А потом уже мы повышаем нагрузку. Но хорошо, что у них есть поддержка родителей. Пока они своей зарплатой разочарованы.
Анатолий УТКИН, проректор Нижнетагильской социально-педагогической академии: Сегодня многие молодые специалисты отметили, что они пришли работать в школу после того, как прошли практику. Но сейчас на эту практику отводится всего 6 недель за 4 года, этого, конечно, очень мало. Получается, что по нашим новым стандартам мы лишаем будущих учителей даже возможности по-настоящему прикоснуться к школьной жизни. Педакадемия предлагает ввести такое понятие, как стажерская практика: после окончания учебы молодой специалист должен работать на ставку, но с достойной оплатой. Ведь преподавать 35 часов в неделю, чтобы прокормить семью, – это работа на износ, на эмоциональное выгорание. Эту важную проблему надо решать на государственном уровне.
Татьяна САВКИНА, директор нижнетагильского педагогического колледжа №1: Сейчас педагогические классы не столь востребованы, потому что идет ориентация на медицину, экономику, финансовую деятельность. И хорошо, когда выпускники приходят работать в свою школу, тогда не будет случайных людей, а в высших учебных заведениях их пока очень много. Мы ставим перед собой задачу выпустить из педколледжа нужных образованию людей, умеющих общаться с детьми. Что касается практики, то она занимает у нас много времени и не сокращается в нынешнем стандарте. Но возникли другие трудности: в этом году оказалось, что мы не можем платить за руководство педагогической практикой учителям школ, пока сохраняем оплату только по базовым школам. Я тоже считаю, что у нас разрушается единое образовательное пространство. Раньше наши выпускники поступали сразу на 3-й курс института, а сейчас, поступая на первые курсы академии, начинают изучать все пройденное заново, теряется интерес к учебе.
Татьяна ГОЛИЦЫНА, начальник отдела кадров и документационного обеспечения управления образования: Конечно, самая большая проблема, которую мы видим в кадровом обеспечении муниципальной системы образования, – это воспроизводство кадров. Сейчас мы говорим о том, что педагогические коллективы стареют. Поэтому 5 лет назад мы взяли курс на привлечение разными способами молодых специалистов в школу. В нашей муниципальной программе «Кадры» есть специальный раздел, посвященный поддержке молодых специалистов, и на протяжении нескольких лет нам удавалось его реализовывать. Три года подряд совместно с городским комитетом профсоюза проводится конкурс молодых специалистов, на это выделялись специальные деньги. Три раза в год мы собирали молодых специалистов, выплачивая им в качестве поддержки небольшую денежную сумму. Но, к большому сожалению, в 2009 году программа «Кадры» в этой части была приостановлена из-за кризиса. Мы с большой тревогой ждали притока молодых специалистов, потому что произошло сокращение многих ставок. Тем не менее 130 человек к нам пришли, и мы были рады, что смогли их трудоустроить. В этом году мы впервые столкнулись с проблемой, когда в отрасль приходят молодые специалисты, готовые работать, а мест рабочих нет. Поэтому нам пришлось переориентировать их с профессии учителя на педагога дополнительного образования, воспитателя детского сада и так далее. И надо сказать, что они весьма успешно там адаптируются и готовы принять новую профессию.
Кризис очень сильно ударил по молодым работникам, которые трудоустроились в дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования. Если говорить о 2009 годе, то заработная плата учителя выросла по новой системе оплаты труда в среднем на 5 тысяч рублей в месяц. А вот у педагогов учреждений дошкольного и дополнительного образования она не увеличилась, особенно низкая зарплата у узких специалистов: логопедов, психологов. Мы очень надеемся, что в ближайшем будущем сможем возобновить реализацию программы «Кадры», особенно в части поддержки молодых специалистов.
Людмила КУЗНЕЦОВА: Татьяна Ефимовна отметила, что сегодня сложился большой разрыв в оплате труда педагогов городской системы образования, особенно у школьных учителей и работников детских садов, учреждений дополнительного образования, хотя даже у учителей зарплата не достигла средней по экономике. Горком профсоюза направил обращение новому губернатору и правительству Свердловской области с просьбой о выделении дополнительных средств для финансирования учреждений дошкольного и дополнительного образования, так как бюджетная сфера Нижнего Тагила особенно пострадала из-за снижения налоговых поступлений в городской бюджет от градообразующих предприятий в условиях финансового кризиса. А как вы, участники «круглого стола», считаете, что должны сделать правительство, президент, чтобы поднять статус учительской профессии?
Татьяна НАГОРНОВА, учитель русского языка и литературы Политехнической гимназии, обладатель гранта президента: Если бы была возможность о чем-то попросить, я бы попросила не разрушать тех традиций, которые сложились за долгие годы в самых разных учебных заведениях. Тот человеческий потенциал, который есть в каждой школе, тот энтузиазм, благодаря которому мы выживаем в самых нечеловеческих условиях – все это требует заботы и поощрения. Мы все ждем, когда нас похвалят, когда нам скажут слова благодарности, когда нас отметят, когда в День учителя покажут праздничный концерт по центральному телевидению. Поэтому просить президента надо о внимании к нашей педагогической интеллигенции, так как, на мой взгляд, учительство – это основа русской интеллигенции. Если сегодня мы не можем гордиться званием интеллигента – это вина нашей власти, которая не создает условий, чтобы учитель был высоко духовным, нравственным человеком.
Галина ШАЛАГИНОВА, ветеран педагогического труда: Сегодня школа очень изменилась. Она не стала лучше или хуже – она стала совершенно другой, другими становятся дети, иными стали учителя. Мы все – продукт нового общества, в котором резко изменились жизненные ценности. Многие родители не удовлетворены тем образованием, которое дается сегодня в школе, и все мы знаем, как сильно сегодня развито репетиторство. Все это очень тревожит: кризис духовно-нравственного воспитания детей связан, я считаю, с потерей той доброты, того духовного наследия, уважения к старшим, которое было в школе уже прошлого века. Поэтому ценностная составляющая образования сегодня наиболее важна.
Наталья МАКАРОВА, учитель истории школы №95: Я работаю в школе более 32 лет. Сколько бы мы ни говорили о том, каким должен быть учитель, все равно придется спуститься на землю. Я считаю, чтобы в школе были умные, образованные, культурные, хорошо выглядящие и модные молодые учителя, достойной должна быть заработная плата. Бытие определяет сознание, а уж сегодня, при капитализме, тем более.
Нашему президенту я бы задала следующий вопрос: по каким критериям определяется стоимость обучения одного ребенка, его содержания в детском саду при переходе на подушевое финансирование? Почему этот ребенок по-разному оценивается в начальной и в старшей школе? Почему ребенок в муниципальной общеобразовательной школе «стоит» дешевле, чем ученик в лицее или гимназии? Почему в дошкольном и дополнительном образовании такая низкая зарплата и много бедных людей?
Людмила КУЗНЕЦОВА: Коллеги, то, о чем вы сейчас говорите, – это в том числе и наши областные проблемы. Но мы, как очень послушные, интеллигентные, занятые люди, к большому сожалению, во многих процессах не принимаем активного участия. Сегодня есть возможность выходить на различные сайты, высказывать свое мнение, а мы все время думаем, что кто-то сделает это за нас. С каким трудом мы собирали предложения по проекту аттестации, с каким трудом обсуждали введение НСОТ в дошкольных учреждениях и в дополнительном образовании! Мы «варимся в своем соку», в своей школе и думаем, что высокопоставленные чиновники все решат за нас, а они, возможно, даже еще и не догадываются о многих проблемах – очень уж далеки от народа.
В заключение хотелось бы задать вопрос: а что сами мы, педагоги, можем сделать для повышения привлекательности учительской профессии?
Марина БЕЛОМЕСТНЫХ, начальник отдела образования Ленинского района: В Год учителя назрела необходимость обратить внимание на ветеранов педагогического труда, оказать им какую-либо помощь, организовать ряд праздничных мероприятий. Я сейчас рассуждаю не как педагог с 25-летним стажем, не как управленец, а просто как ученица. Нам надо придумать акцию, чтобы обратить внимание всей общественности на учителей-ветеранов.
Людмила КУЗНЕЦОВА: Сразу хочу сказать о том, что городской комитет профсоюза образования инициировал проведение акции, которая называется «Помоги учителю». Ко мне, как к председателю, с просьбами о помощи обращаются учителя, отдавшие всю свою жизнь детям, чужим детям. Мы надеемся подключить и студентов, ведь некоторым педагогам-ветеранам просто нужно убрать квартиру, помыть окна, кому-то сделать небольшой ремонт. Мы хотели бы, чтобы наше педагогическое сообщество, профсоюзные комитеты вышли на выпускников, у которых, конечно, есть любимые учителя. Необходимо, чтобы средства массовой информации освещали эту работу, об этом должны знать все, потому что это тоже дань уважения учителю. Нам бы очень хотелось, чтобы через телевидение, через радио, через газеты были сказаны добрые слова об этих людях. Необходимо привлекать спонсоров, бизнес для оказания конкретной, практической помощи. Мы готовы открыть спецсчет в горкоме профсоюза и гарантируем, что каждая копейка пойдет на помощь учителям. Но наша главная задача – содействовать повышению престижа учительской профессии, больше рассказывать о наших замечательных педагогах, которыми мы по праву гордимся.
Мы уже подготовили положение о профессиональных педагогических конкурсах, идет работа над сценарием фильма о педагогической профессии «Мысли о главном», и, конечно, готовится красивый городской праздник, посвященный Дню учителя. От Года учителя – к Веку образования! Хотелось бы, чтобы этот девиз стал руководством к действию.
Комментарии