В День города 31 московский музей будет работать бесплатно для учащихся и педагогов. А в каждом образовательном учреждении распахнет двери свой музей, созданный коллективом, но не менее интересный, чем городские.
Любая деятельность человека в социуме, в том числе профессиональная, не может быть плодотворной без культурно-исторической памяти, преемственности, осознания причастности к своим истокам, к прошлому народа и государства. Уже во время первой ознакомительной экскурсии по нашему музею боевой славы 49-й армии можно дать понять студентам, что музей – это не молчаливое хранилище реликвий, а особое образовательное пространство, где можно расширить свой кругозор, приобрести навыки в поисково-исследовательской и творческой деятельности, а также получить консультацию, обсудить интересующие темы. С первых дней формируется совет музея, а чуть позже приходят записываться добровольцы, которые становятся активистами музея. Двери музея открыты для всех в любое время. «Дать человеку деятельность, которая наполнила бы его душу» – так определил К.Д.Ушинский главную цель воспитания. К направлениям такой деятельности средствами музейной педагогики можно отнести работу с ветеранами войны, труда, поисково-исследовательскую, проектную, творческую, экскурсионную, культурно-просветительскую и волонтерское движение. В настоящее время мы начали создание фонотеки «Живые голоса истории» (интервью участников Великой Отечественной войны и профтехобразования). Активисты музея сочинили стихотворения, посвященные первому Герою Советского Союза 49-й армии Петру Хренову и военному корреспонденту армейской газеты 49-й армии Борису Ярославцеву. Эти творческие работы заняли на городских конкурсах «Стань поэтом!» призовые места. Интересным опытом стала организация конкурса военно-патриотической и солдатской песни. Приобщение молодежи к лучшим образцам военно-патриотической песни формирует активную жизненную позицию, гражданские и нравственные качества. Они также создают мотивацию на развитие творческих способностей даже тех ребят, которые в силу разных причин не могут индивидуально участвовать в творческих мероприятиях.В работе над сценариями к знаменательным датам совет музея часто использует документы, материалы, фотографии, фрагменты документальных и художественных фильмов, которые хранятся в фондах музея колледжа. Ребята научились восстанавливать и обновлять тексты, работать с документами, художественно оформлять выставки и стенды, находить и отбирать нужный материал. Все это позволило им перейти от пассивного восприятия информации к активному ее поиску и осмыслению. А это формирует уже совершенно иной подход к истории: деятельный, творческий, гражданский. Именно такой тип личности сегодня востребован обществом. Выездная экскурсия на рубеж обороны в деревню Станки Серпуховского района Московской области, где в настоящее время находятся мемориал «Слава» и музей-панорама, дала возможность нашим обучающимся встретиться со знаменитой разведчицей, кавалером двух орденов Славы Антониной Ефремовой. Ребята своими глазами увидели и убедились в том, что жива память о войне не только в архивах и книгах, а здесь, на участке родной земли, которую в смертельной схватке отстояли героические защитники Москвы. Именно такие экскурсии и позволяют нашим воспитанникам почувствовать свою причастность к историческим событиям и судьбам героев.Во время проведения конференции «Великая Победа великого народа» обучающиеся защитили свои учебно-исследовательские работы с использованием презентаций. Конкурсные работы – «Тайфун разбит на подступах к Москве», «Герои Советского Союза Московской битвы», «Партизанское движение под Москвой», «Грозное оружие с девичьим именем» и «Народное ополчение – вклад в победу под Москвой» пополнили видеотеку нашего музея. Лучшая работа «Народное ополчение – вклад в победу под Москвой» заняла второе место в городском конкурсе учебно-исследовательских работ. Автор этой работы Виталий Максимченко выступил с презентацией своей работы на городском круглом столе «Современные технологии в музеях колледжей». Волонтерское движение, которое, безусловно, формирует у молодежи активную жизненную позицию, гражданские и нравственные качества, в нашем колледже является важным направлением в музейной педагогике и составной частью учебно-воспитательной работы в целом. В нашем колледже получил широкий отклик социальный проект «Каждому ветерану наше доброе сердце и умелые руки». Волонтеры оказывают помощь ветеранам ВОВ, труда и просто пожилым людям на дому: восстанавливают мебель, утепляют окна, ремонтируют светильники, устанавливают книжные полки, производят уборку. Опыт проводимых акций показал, что одинокие, больные и беспомощные люди преображаются и молодеют, когда к ним приходят волонтеры. Их глаза загораются тем забытым огоньком любви и тепла, которым они когда-то согревали близких людей. А сами ребята испытывают не только чувство гордости, но и огромное удовлетворение от проделанной работы и желание продолжать волонтерскую деятельность, дарить людям заботу, любовь и внимание, которых им так не хватает в повседневной жизни.Составной частью этой деятельности стало участие волонтеров в мероприятиях, которые проводят городские службы и Российский фонд помощи больным детям. Служба «Милосердие» – крупнейшая православная служба помощи в России, созданная в 1991 году. Она действует в Москве по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Волонтеры колледжа в декабре 2011 года приняли участие в акции «Подари праздник», которую проводила служба «Милосердие» (обучающиеся подарили бездомным людям и детям-сиротам теплые вещи и новогодние подарки). В акции «Твори добро» приняли участие не только волонтеры, но и все желающие среди обучающихся и сотрудников колледжа. В ходе этой акции были собраны канцелярские товары для воспитанников коррекционной школы-интерната VII-VIII вида города Электростали Московской области. Наши воспитанники проявили активность во время проведения благотворительной акции Российского фонда помощи больным детям и Первого канала ТВ (помощь на №5541). Такая работа бесследно не проходит: ребята осознают, что делать добро и оказывать бескорыстную помощь нуждающимся – долг каждого гражданина.Все эти виды деятельности успешно решают задачи развития, воспитания и социально-психологической адаптации личности в обществе. Работа музея отмечена благодарственными письмами МЦФПВ, Совета ветеранов Таганского района города Москвы, школы-интерната города Электростали.Молодежь выступает в обществе как носитель новых социальных форм и способов поведения, и от того, какие ценности и мировоззренческие установки будут заложены в сознание молодого поколения, будет во многом зависеть будущее страны. Совместную деятельность педагогов и студентов объединяет особое чувство, выраженное стихотворными строками: Твори добро – нет больше радости.И многим жертвуй, и спеши!Не ради славы или сладости,А по велению души…Инна АКУДЖАБА, педагог-организатор, руководитель музея боевой славы 49-й армии колледжа городской инфраструктуры и строительства №1
Комментарии