search
main
0

«Не пытайтесь занять все время ребенка развитием»

В преддверии нового учебного года эксперты факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова дали онлайн-консультацию для родителей будущих первоклассников. Трансляция была организована в группе Минпросвещения России в социальной сети «Вконтакте». В ходе нее доцент, специалист в области психологической готовности ребенка к школе Елена Захарова и научный сотрудник факультета Александра Долгих рассказали о том, как помочь ребенку в сложный период, когда он перестает быть дошкольником и становится учеником.

Новый опыт, жесткие требования

Вначале эксперты уделили особое внимание тому, что меняется в жизни ребенка с переходом к роли школьника. Во-первых, его ждет совершенно новая система отношений и социальная ситуация. В его жизни появляется взрослый, требования которого абсолютны: «Учитель всегда прав».

— Это то условие, при котором можно эффективно организовать образовательный процесс, – убеждена Елена Захарова. – Ребенок, конечно, с требованиями взрослых встречался. Но близкие взрослые испытывают к нему особое эмоциональное отношение, и ребенок прекрасно знает, что даже если он их требования не очень-то выполнит, ничего страшного не случится, никто не перестанет его любить, ему многое простят. Ситуация социального взрослого, учителя, не предполагает системы таких личных отношений. Система требований сильно ужесточается. Это требует от ребенка нового уровня развития.

Кроме того, по словам специалистов, ситуация обучения является оценочной. Ежедневно, в течение нескольких уроков, ребенка будут оценивать. Даже для взрослого это непросто. Ребенок же будет постоянно испытывать совершенно новый опыт. Как помочь ему в этом?

– Ребенок обязательно должен быть осведомлен о тех особенностях, правилах школы, которые его ждут, – комментирует Александра Долгих. – Важно провести психологическую подготовку к тому, что ему предстоит помимо основной учебной деятельности.

Учитель – не враг, а помощник

Особое внимание эксперты уделили роли учителя, который ни в коем случае не должен быть представлен в качестве угрожающей фигуры.

– Было бы здорово, если вы бы помогли ребенку понять, что учитель, который будет очень строго требовать, – не враг, а помощник. Что он заслуживает уважения, а его слова – доверия. Если ребенок по-настоящему доверится педагогу, у него не будет желания бесконечно оспаривать требования, – поясняет Елена Захарова.

Она отмечает, что иногда родители позиционируют себя в роли защитников – против учителя. Но это может усугубить ситуацию. Лучше, чтобы ребенок увидел, что и родитель доверяет учителю.  Однако, что делать, если порой кажется, что педагог неправ?

– Вы можете прийти и обсуждать свои сомнения [с учителем], но так, чтобы это не было доведено до сознания ребенка, – подчеркивает эксперт. – Если хотя бы раз он столкнется с тем, что вы оспариваете мнение Марьи Петровны, то [в дальнейшем] ему предстоит делать трудный выбор каждый раз. А если Марья Петровна говорит, что дважды два – четыре? Мы ставим ребенка перед совершенно лишней, ложной, по сути, задачей.

Как помочь подружиться?

Один из вопросов, который поступил от слушателей консультации – как помочь ребенку завести друзей в школе? Эксперты заметили, что учитель начальных классов эту проблему, как правило, хорошо понимает и в школе проводит мероприятия, направленные на то, чтобы дети познакомились, подружились и стали членами одной команды. Родители же могут поддержать эту работу.  Например, дать понять, что их дом открыт для будущих друзей ребенка, чаще приглашать в гости или посещать совместные мероприятия.

– В этих походах вы сможете помочь ребенку наладить личные отношения с людьми, которые будут его долго сопровождать. Как правило, дети, родители которых участвуют в таких мероприятиях, пользуются гораздо большим авторитетом в группе сверстников, – утверждает Елена Захарова. – Потому что они ассоциируются с этим взрослым. Станьте тем авторитетным взрослым для одноклассников вашего ребенка, и вы тем самым поддержите его статус в новом детском коллективе.

– Не надо настаивать, что нужно обязательно с кем-то дружить, – добавляет Александра Долгих. – Это придет, потому что у ребенка есть потребность в построении дружеских отношений со сверстниками. Но оказывайте пассивную помощь: разговаривайте, спрашивайте о желаниях и помогайте ему их реализовать.

Запретить Интернет — значит проиграть

Даже в начальной школе родителей все чаще волнует вопрос, как оторвать ребенка от компьютера. Специалисты констатируют, что вся индустрия интернет-игр и сообществ настроена на то, чтобы привлечь юного пользователя, для этого используются специальные инструменты, и естественно, что он попадает под их влияние. Самый простой выход в этой ситуации для многих взрослых – это запрет.

– Никогда не бывает выигрышной запретительная стратегия, – уверена Елена Захарова. – Потому что запретный плод еще слаще. У ребенка появляется дополнительный импульс преодолеть запрет, и может родиться нездоровый интерес. Единственное, что срабатывает – это переключить его на что-то более привлекательное. Вы должны придумать что-то увлекательное и быть вместе с ним, пока он не заразится другим интересом.

Эксперт предложила родителям познакомить ребенка со своими увлечениями, а не навязывать то, чем они сами не желали бы заниматься: «Если никто в доме не любит спорт, не занимается им регулярно, ребенку вряд ли этого захочется». Как же настроить ребенка на труд?

– Только если мы дадим почувствовать ему вкус преодоления. Когда человек понимает, что у него получилось, хочется еще. Но в этом надо помочь, ни один ребенок сам к этому не придет, – убеждена лектор.

Александра Долгих внесла успокоительную нотку: «Ребенок идет в школу, где у него появятся друзья. А они, скорее всего, ходят на какие-нибудь секции или кружки. И это может мотивировать. Вместе с новым другом пойти заниматься футболом – отличный повод».

Не откладывайте смену режима на последние выходные!

Еще одна тема, которой уделили внимание эксперты МГУ – распорядок дня ребенка. Особенно это актуально после летнего отдыха. Ребенок должен прийти в школу вовремя, быть бодрым и трудоспособным. Но перестройка режима не происходит за пару дней.

– Совершенно нереалистично предполагать, что в последние субботу-воскресенье мы начнем перестраиваться и в выходные постараемся лечь вовремя. Это утопия. Системы у нас, конечно, гибкие, но не до такой степени. Десять дней – этот минимум, необходимый для того, чтобы перестроиться. Ребенку надо 8-9 часов сна, чтобы прийти в школу в бодром состоянии, – советует Елена Захарова.

Она подчеркивает, что биологические часы – это важное условие нашей жизни. И если взрослые могут преодолевать усталость и голод, работая эффективно еще какое-то время, то у ребенка такой способности нет. Биологические процессы организма диктуют ему график жизни.

Лекторы также отметили, что первая половина дня в учебное время, заполненная уроками, абсолютно исчерпывает энергетические ресурсы ребенка. После такой нагрузки обязателен трехчасовой отдых в любой форме: дневной сон, спокойная прогулка, игры или родительское чтение. Вечернее время можно отвести для спорта. Интеллектуальные занятия в этот период вряд ли приведут к ожидаемому эффекту.

Наконец, важно вовремя лечь спать, а за сорок минут до отбоя перейти к спокойному режиму активности – чрезмерное возбуждение, даже позитивное, может помешать.

В финале консультации сотрудники факультета психологии МГУ подчеркнули: не стоит пытаться с 1 сентября занять все время ребенка развитием. Дайте ему время войти в режим, понаблюдайте, как он это делает. Не торопите события, предоставьте первокласснику возможность в принципе принять и привыкнуть к тому, что он теперь ученик и у него свои серьезные задачи. А также не забывайте: у каждого человека, даже очень юного, должно быть личное пространство и личное время.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте