Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Образовательные технологии

Не путать с уроком и лекцией

Удивительный и таинственный мир мастер-класса
Учительская газета, №52 от 29 декабря 2020. Читать номер
Автор:

В последнее время любое занятие с активным вовлечением обучающихся в работу принято красиво называть мастер-классом или тренингом. Считается, что это подчеркивает интерактивную составляющую, деятельностный подход, продуктивность и яркость исполнения. В любом обучении постоянно сталкиваешься с наименованием «мастер-класс», хотя зачастую проходит обычная лекция с элементами обратной связи.

Что же такое мастер-класс? В рамках конкурса «Учитель года России» не раз доводилось встречаться с самым разным пониманием и воплощением на сцене данного формата.

Статья не претендует на то, чтобы дать единственно правильную трактовку, но стоит представить позицию, которая может помочь поиску консенсуса или способствовать профессиональному обсуждению данной темы. Это важно, чтобы не создавалась ситуация, описанная в притче «Слепой и зрячий»:

Как-то слепой поинтересовался у зрячего: «Какого цвета молоко?»
Зрячий ответил: «Молоко такого же цвета, что и белая бумага».
Слепой не видел бумаги и уточнил: «Белый цвет так же шуршит, как бумага, которую комкают?»
Зрячий ответил: «Нет. Белый цвет еще напоминает муку».
Вопрос слепого: «Такое же мягкое, что его можно пересыпать между пальцами?» – «Нет, молоко просто белое, как заяц». – «Тогда оно на ощупь мягкое и пушистое?» – «Нет, белый цвет связан со снегом». – «Такой же холодный?»

Долго продолжалась беседа, но понимания они так и не достигли.
Начнем с терминологии. Слово «термус» означает границы, пределы. Поэтому для начала попробуем определить, что находится на границе, но все-таки является уже другой территорией.

Это образовательное событие, основанное на интерактивном представлении оригинальных примеров лучшей практики преподавания с вовлечением участников в активную деятельность, мотивирующее к профессиональному развитию и вызывающее интерес, создающее пространство для обсуждения и открытия нового знания через общение с признанным авторитетом в педагогике.

Говоря кратко, представленное уникальное педагогическое искусство в условном технологическом формате. В приведенном определении ключевым словом является «событие», потому что не каждый может позиционировать себя в качестве мастера, не любое рутинное мероприятие стоит именовать мастер-классом. Это точно не пересказ прочитанного, а уникальный опыт действий, который может быть продемонстрирован в своих ярких фрагментах, а в отдельных элементах и отработан с теми, кто участвует в мастер-классе.

Нередко мастер-класс смешивают с практическим (семинарским) занятием, уроком, представлением проекта, публичным выступлением, тренингом или мастерской. Поэтому кратко дадим характеристики, позволяющие не смешивать перечисленные формы организации занятий.

Мастерская является погружением в процесс работы мастера в рамках одного законченного цикла, в котором обучающиеся получают опыт всех шагов от начала до завершения (некоторое пакетное решение). Урок представляет собой рассмотрение намеченной в рамках учебной программы темы, предполагающее разные стратегии взаимодействия педагога с обучающимися и групповой интерактивной работы.

Публичная лекция содержит глубокое и научно-популярное рассмотрение определенного вопроса с центральной ролью выступающего (эксперта в данной области) при известной актуальности содержания для аудитории (в противном случае она превращается в навязанное мероприятие формального характера).

Представление проекта включает в себя раскрытие последовательности шагов по решению проблемы от общего анализа ситуации (исследования и изучения) до итоговой рефлексии с акцентом на продуктивности и результативности. Тренинг проводится для отработки отдельных элементов через серию упражнений в небольшой группе (до 12‑15 человек) с постоянной индивидуальной и групповой работой при организаторской и направляющей роли ведущего.

Отдельно обратим внимание на мастер-класс. Это яркая презентация уникального опыта работы мастера с пробным использованием отдельных элементов. Мастер-класс – мозаичное полотно, которое должно в какой-то момент сложиться. При этом педагогу дается чувство, что это произошло. В остальных случаях он убеждает себя, что делает все «по науке», как советуют авторитеты, по единым меркам и шаблонам.

Изначально существовал индивидуальный формат, когда мастер представлял свои находки, удивлял и восхищал. Сегодня данный подход остается доминирующим, однако появляются примеры коллективных мастер-классов, показывающих кооперацию в командной работе, ориентированных на представление сложных, многосоставных процессов. Современный мир все чаще требует такого коллективного творчества.

Ответом на вызовы неопределенности и сложности становятся поддержка, сотрудничество, доброжелательное партнерство с интеграцией индивидуальности каждого в уникальный результат конструктивного взаимодействия.

Таким образом, мы можем выделить ключевые акценты, помогающие отделить одну форму работы от другой. Представим их в виде схемы, которая показывает особенности в разных областях и характеристиках представляемого образовательного действа.

Мастер-класс не проповедь. Не должно быть формального языка и штампов, банальностей и шаблона (стоит «взвешивать слова, а не считать»). Закругление фраз приводит к фальшивости. Иногда острота становится важной приправой для проведения занятия в данном формате. Мастер-класс не ритуал. Ритуальность хорошо показана в сказке о Царевне-лягушке.

У новой супруги младшего брата из рукава вылетают лебеди и расплескиваются озера, а у ее конкуренток, которые ритуально, по шагам, делали то же самое, во все стороны летят кости и остатки со стола. Поэтому нельзя подсмотреть у кого-то занятие, а потом по шагам его провести (здесь не идет речи о том, чтобы найти интересные идеи и возможные эффективные приемы), такой мастер-класс становится имитацией и штампованным продуктом.

Мастер-класс – это выход из узких тематических рамок содержания определенного учебного вопроса, показ широты видения материала и своего предмета, органичное использование межпредметных и метапредметных связей.

Мастер создает яркий образ, делает упор на ассоциативное мышление, использует метафоры (в собственной речи, в заданиях, в иллюстративном сопровождении, в игре или сценке). Но это должно быть доступным и воспринимаемым, простым по замыслу и виртуозным по исполнению. При этом популизм, рисовка и самолюбование, желание блеснуть, включение элементов, которые выбиваются из логики развертывания сюжета, выглядят искусственными вставками, бросаются в глаза фальшивостью и безвкусицей.

Выделим методические и ценностные особенности мастер-класса, которые в комплексе позволяют назвать важные отличительные характеристики данного подхода в образовательной деятельности:

✓ Акцентированность содержания (компактность с концентрацией на отдельных вопросах без мелкой детализации, выбор значимого и ценного).
✓ Актуальность для аудитории (теоретическая или практическая значимость содержания для участников такого занятия, что требует от мастера предварительного представления о тех, для кого он работает, и постоянного учета обратной связи в рамках проведения мастер-класса с готовностью к импровизационным изменениям).
✓ Мотивация (удивление, привлечение внимания, интерес, вовлечение участников в познавательную деятельность, в том числе и некоторые провокационные приемы).
✓ Уникальность (авторская позиция, новизна, оригинальное решение известных вопросов или проблем, личный вклад и собственные достижения, основное внимание уделяется демонстрации идей мастера).
✓ Практический фокус (включенность отдельной группы или всей аудитории в активную работу, а также представление полезного технологичного и транслируемого опыта с комментариями, недостаточно остановиться на том, чтобы заинтересовать или показать, но и дать попробовать отработать один элемент, чему-то научить).
✓ Образовательный результат (желание познавать и исследовать для поиска ответов и новых креативных решений).
✓ Рефлексия и обратная связь (анализ и осмысление, открытость для обсуждения и новых идей).

Поэтому стоит нетривиально сформулировать название мастер-класса. Это удается не всем, но в нашем информационном мире тоже является важным элементом. Тема не может быть скучной, стандартной или шаблонной, хорошо бы включить в нее изюминку, интригу и привлекательность.

Упаковка важна, но все-таки главным является смысловая составляющая. Увлечение педагогическими прибамбасами (так называемым тюнингом и отдельными деталями образовательного дизайна) создает яркость, но без ярких акцентов, определения содержательного стержня и главной линии работы мастера превращается в блестящую обертку, внутри которой находится пустота.

Интрига в сюжете и развертывании мастер-класса увлекает участников в некое путешествие с неожиданными поворотами, которые позволяют ауди­тории делать открытия и сталкиваться с неизвестным, иногда ставит в тупик и вызывает недоумение. Опытный мастер понимает, какое действие или событие станет кульминацией процесса – эмоциональной или интеллектуальной, творческой или содержательной.

Взаимодействие и активное вовлечение реализуются разными альтернативными способами: организацией фокус-группы, обращением ко всей аудитории, привлечением отдельных добровольцев. Здесь важно сохранить баланс внимания к мастеру и выполнения заданий участниками.

Ключевыми являются динамичность и разнообразие форматов работы (но это не означает постоянного перемещения в пространстве и содержании, постоянных скачков и поворотов, которые могут дезориентировать аудиторию), выход на обобщения и значимые выводы, сочетание известного с неизвестным, а также правильное выстраивание последовательности их подачи.

Пространство и время не имеют принципиального значения при проведении мастер-класса, но идея, методика и логика разворачивания содержания определяют эффективность работы. Успешное взаимодействие также зависит от зрительного контакта, поэтому в рамках мастер-класса важно как можно меньше времени находиться спиной к аудитории, обращать внимание на разные сектора и группы, использовать жесты для включения участников на последних рядах.

С точки зрения открытости и проблемности интересно заканчивать мастер-класс вопросом или вопросами, но не стоит их слишком много «подвешивать» на конец выступления (они нивелируют друг друга, теряется напряженность, а ауди­тория может быть напугана и дезориентирована таким массивом и объемом).

В современном мире никуда нельзя уйти от визуализации. Электронная презентация может стать прекрасным инструментом или же, наоборот, дезориентировать участников, отвлекать их внимание и создавать ненужную перегрузку.

Иллюстративность создает яркие образы, но на одном слайде лучше использовать не более шести картинок, иначе возникнет «рябь» и упустятся суть, смысл и ключевая мысль. Значимые объекты должны на слайде изображаться крупно и выделяться среди остальных, находиться в центре, а не по краям. Цветовые выделения, разные шрифты текста полезны, если ими не злоупотребляют (более трех цветовых гамм или шрифтов лучше избегать, хотя нет правил без исключений).

При подготовке мастер-класса важно помнить о дискуссионных вопросах, на которые пока нет однозначного ответа, в том числе и в практике проведения профессионального конкурса «Учитель года России»: обязательна фокус-группа или нет?
Какой должна быть степень сложности заданий для фокус-группы (или вопросов для зала)?
Каков объем заданий для фокус-группы?
Как достичь ситуации успеха для фокус-группы (и обязательно ли этого достигать)?
Что показывает вовлеченность аудитории?
Какие способы обратной связи и взаимодействия с аудиторией стоит использовать, а от каких – воздерживаться?
Должна ли постоянно удерживаться главная мысль мастер-класса?
Что показывает, что ведущий глубоко знает содержание темы (вопроса) и является мастером?
В чем проявляются индивидуальность и нестандартность мастера на занятии?


Хочется верить, что в представленных размышлениях нет истины в последней инстанции и попытки во всем разобраться окончательно. Поэтому завершим историей из книги Энтони Де Мелло «Зачем поет птица?»:
Черт отправился на прогулку со своим другом. Они увидели человека, который наклонился и поднял что-то с земли.
– Что нашел этот человек? – спросил друг.
– Кусочек Истины, – ответил черт.
– Разве это тебя не тревожит? – спросил друг.
– Нет, – ответил черт, – он сделает из него верование.

Хочется пожелать всем верить в то, в чем они сами уверены и что осознанно. И быть готовым к тому, что и эта уверенность не вечная. Пусть мастер-классы будут открытиями и по-настоящему образовательными событиями для всего педагогического сообщества.

Андрей ИОФФЕ, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt