search
main
0

Не пугайтесь трудностей. или Проникновение в профессию

Принято считать, что главная составляющая профессионализма – опыт. Но энтузиазм важен не менее, если учесть педагогическую зарплату, которая все растет-растет, но никак не вырастет. А, как ни крути, энтузиазм – это большей частью удел молодых.

Особенностью нынешнего учебного года стало увеличение числа молодых учителей, пришедших работать в российские школы. Безусловно, этому помог нацпроект «Образование», серьезно поднявший статус педагога. Сыграл роль и экономический кризис – в «смутные» времена люди предпочитают работу в бюджетной сфере как более стабильную. Но, увы, приход в школу молодых специалистов проблему омоложения кадров не решает: зачастую они уходят, не доработав до конца года.

Им есть чего бояться. Уральский государственный университет провел исследование состояния «новеньких» в российских школах. Выяснилось, что 78 процентов молодых педагогов испытывают серьезные затруднения в профессиональной деятельности, причем острота проблем не снижается в первые три года. Самыми сложными названы ситуации: посещение завучем или директором урока, знакомство с родителями, проведение собрания, организация и проведение совместного с детьми досуга, внеурочных мероприятий с детьми, установление контакта с классом… Трудно все! Истоки трудностей определяют сами молодые специалисты – 67 процентов жалуются на оторванность вузовских программ от жизни. Они не удовлетворены своей педагогической и психологической подготовкой, и в первую очередь ее практической составляющей. По мнению кандидата социологических наук Елены Черниковой, проводившей исследование, до сих пор в высшем педагогическом образовании сохраняется научная парадигма подготовки учителя, профессиональный уровень которого определяется суммой приобретенных знаний, умений, навыков, обеспечивающих целенаправленную педагогическую деятельность в стандартной ситуации. А к жизни в школе, которая сама по себе практически Вселенная, они не подготовлены.

– Образование должно быть не подготовкой к профессии, а проникновением в профессию, – считает кандидат педагогических наук Наталья Гусельникова, министр образования Республики Алтай. – Нужно, чтобы в вузе человек не только развил профессионально важные качества, сформировал компетентности, но, что более важно, он должен постепенно сложить для себя образ будущей профессии. А создать образ, близкий к реальности, невозможно без предоставления широких возможностей для вовлечения обучаемых в профессиональную деятельность. Практика нужна. И еще раз практика.

Во всем мире идет тенденция к увеличению срока подготовки педагога именно за счет удлинения практики. Многие страны ввели для будущих учителей нечто вроде годичной интернатуры медиков. Причем практика в полном смысле этого слова – работа в школах – начинается уже с первого курса, но поскольку бесконечно удлинять процесс обучения невозможно, объем теории сокращается.

– Как бы ни стремились российскую систему образования подтянуть до мировой, я настаиваю на том, что фундаментальное образование необходимо, – считает доктор исторических наук Николай Дроздов, ректор Красноярского государственного педагогического университета имени В.П.Астафьева, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования. – Именно фундаментальность отечественного образования позволила нам в 1961 году отправить первого человека в космос. Тогда, по подсчетам ЮНЕСКО, по уровню образования в мире мы делили первое место с Англией. На первом курсе я не рекомендовал бы увлекаться работой, поскольку в это время еще идет адаптация к студенческой жизни после школы. C третьего-четвертого курсов у ребят уже есть возможность применять полученные знания на практике, особенно если они трудоустроятся в школу. Это только приветствуется.

В Красноярском педагогическом университете считают, что движение в профессии будущего педагога должно быть непрерывным. Собственно, педагогическая практика начинается на третьем курсе и носит пропедевтический характер. Вхождение студента в профессиональную деятельность предполагает практическое знакомство с функциями предметника, классного руководителя и организатора внеурочной деятельности учащихся. Длится практика 54 часа, причем факультет имеет право распределить это время по собственному усмотрению.

На четвертом курсе в течение четырех-пяти недель красноярский студент работает «вторым учителем» в школе, помогая предметнику, классному руководителю, учится у них. Педпрактика пятикурсников (в том же объеме) ориентирована на формирование начальных исследовательских и проектировочных умений. Основываясь на собственных исследованиях школы, студенты разрабатывают групповой проект дальнейшего развития и расцвета учебного учреждения. Серьезно ориентирует на профессию ежегодный конкурс среди старшекурсников «Учитель, которого ждут».

В Карельском педагогическом университете, учитывая удаленность многих учебных заведений от центра, большое количество малокомплектных школ и отсутствие развитых транспортных средств, еще в 2001 году создали уникальный сайт «Виртуальная педпрактика». Он содержит огромный массив педагогического опыта, методических наработок, уникальных авторских материалов, накопленный опытными учителями и преподавателями вузов. Студент может, написав руководителям педпрактики или методистам электронное письмо, задать любые интересующие его вопросы, которые волнуют его именно сейчас. Задача студента состоит в написании в конце недели небольшого отчета о своей педагогической деятельности и отправки его по электронной почте, которая будет доступна методистам и интересна однокурсникам.

Интересный проект, тоже направленный на усиление, а не на удлинение практики, реализуется в Омском педагогическом университете. Называется «Адресная педагогическая практика». То есть студентов на практику берут проверенные школы, которым это действительно нужно, – они готовят кадры для себя, а потому не халтурят и не подмахивают характеристики, не глядя. Конкурсы мастерства, школы вожатых, волонтерское движение, педагогические отряды – эта внеаудиторная практика существует в каждом педагогическом вузе. А вот педагогическую «интернатуру» вслед за Московским педагогическим университетом учительские вузы вводить не спешат.

– Идея с интернатурой, конечно, интересная, – говорит Владимир Иванов, руководитель Департамента образования Новосибирской области. – Но мне кажется, что одним лишь увеличением срока практики проблему не решить. Я был и молодым учителем, и директором школы в советское время. На мой взгляд, несмотря на то что сейчас талантливой молодежи немало, система образования держится на кадрах, вышедших из тех времен. Потому что был государственный подход к подготовке специалистов, который не мешало бы возродить. Наставничество – и над студентами, и над молодыми педагогами – считалось не общественной нагрузкой, а серьезной работой, на которую государство выделяло немалые средства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте