Актуальность создания программы. Методические рекомендации
Одна из главных задач детского возраста – развить и реализовать свои индивидуальные задатки и способности. Ребенок, даже младший школьник, познает жизнь играя.
“Здоровый ребенок играет почти всегда. Главнейшим неиссякаемым источником его игр является внутреннее ощущение (таящееся в каждом ребенке), очарование детской радости, которая впоследствии у взрослых оформляется в творческие стремления к труду, к искусству, к общественности и т.д.” (Н.Д.Бартрам. “От игрушки к детскому театру”, Л., “Известие”, 1925).
К большому сожалению, мир детства обрезается “извне” и уничтожается “изнутри”. Сокращается та радость, которая всегда была присуща детскому восприятию.
Забываются ремесла, культура труда и творчества, хотя учеными давно доказана взаимосвязь: чем активнее и творчески человек работает руками, тем деятельнее мозг, который в свою очередь дает новый толчок ремеслу.
Данная программа предусматривает через изготовление игрушек знакомство школьников младших классов с различными видами декоративно-прикладного творчества (ДПТ).
При изготовлении игрушек перед исполнителем встает задача нравственного выбора, ведь игрушка, как и любое произведение искусства, – это плод, зеркало внутреннего духовного состояния.
Весь процесс обучения и воспитания в кружке можно условно разделить на три направления:
1) Технологическое обучение (правила ТБ, обучение навыкам шитья, лепки, рисования и т.д.). Основными критериями при подборе и разработке ДПТ были:
доступность и простота в технологическом выполнении, минимальное количество монотонной работы;
возможность дать ребенку творить самому, а не повторять готовые образцы.
Например, дети в кружке не шьют мягкие игрушки по готовым выкройкам, где уже заданы определенные образ, форма, материал и “авторство” ребенка сводится к выполнению однообразной работы по сшиванию готовых деталей (т.е. он как бы замкнут на чужое творчество). Преимущество шитья игрушек из трикотажа с формовкой набивки в том, что школьник учится, как сделать основу – шарик, соединить детали между собой и т.д., а тему, образ, материалы, цвет, т.е. что, кого, из чего делать, он выбирает сам и действительно становится автором игрушки.
2) Творческое, эстетическое обучение (развитие воображения, фантазии, изучение основ цветоведения, знакомство с мировой, русской культурой и изобразительным искусством).
Эти два направления условно составляют видимую часть работы педагога и учеников. Очень важно и третье направление в обучении, тесно связанное с первыми двумя.
3) Нравственное, духовное воспитание. Очень верно сказано русским педагогом В.А.Сухомлинским, что “отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие, как важнейшая черта морального облика, воспитывается в процессе духовной жизни – интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий”. Но трудолюбие, добросовестность, старательность рождаются не просто в процессе выполнения трудовых функций (хотя и это важно), а являются результатом богатой духовно-нравственной жизни.
Как же ведется работа в этом направлении? Дети и сами замечают, как внутреннее состояние отражается не только на поведении, но и на работе и творчестве; что игрушка может быть не только доброй и веселой, но и вызывающей отрицательные эмоции. Почему? Ищем ответ вместе: разговариваем о непреходящих нравственных ценностях, о добре и зле, стыде и совести, мире видимом (природа, человек) и невидимом (чувства, мысли, эмоции, желания), об умении видеть и слышать не только внешнее, чувствовать и разделять радость и беду другого человека, об ответственности и долге, послушании, благодарности и бескорыстии; разбираем и ищем выход из конкретных жизненных ситуаций. Когда заняты руки и глаза (например, во время обклеивания форм для папье-маше бумагой или выполнения шариков-основ), читаем и анализируем рассказы и сказки – русские народные, Пушкина, Ушинского, Аксакова, Андерсена и др.
Ребенку легче найти твердую опору в жизни, если он ощущает свою причастность к целому народу, имеющему свой огромный многовековой духовный, культурный и исторический опыт. Еще В.И.Даль подметил, что “у нас… более чем где-нибудь, просвещение сделалось гонителем всего родного и народного… ревнители готового чужого, не считая нужным изучить сперва свое, насильственно переносили к нам все в том виде, в каком оно попадалось им на чужой почве, где оно было выстрадано и выработано, тогда как тут могло приняться только заплатами и лоском…”. Поэтому очень важно приобщение ребят к тысячелетнему наследию Руси, ее обычаям и традициям.
Обучение в кружке ведется циклично, как бы по спирали.
I год обучения (первый виток спирали) – работа с бумагой, шитье игрушек из трикотажа на основе шарика, мазковая роспись, папье-маше на основе стаканчика.
II год обучения (второй виток спирали) –
повторяются эти же виды ДПТ, но знания по ним углубляются, а выполняемые работы усложняются (например, папье-маше выполняется на основе воздушного шарика с большим количеством креплений и дополнений;
вводятся 1-3 новых вида ДПТ (моделирование одежды, работа с природными материалами).
III год обучения (третий виток спирали) – снова повтор предыдущих видов с углублением их изучения плюс три новых раздела ДПТ.
Такой подход позволяет детям наиболее полно закрепить пройденный материал и уже к концу первого года обучения создавать игрушки и композиции в смешанной технике.
Данная программа для школьников является базовой.
На ее основе разработаны и успешно применяются следующие программы:
1) “Я расту” – для занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми 3-7 лет (упор на закрепление нестандартного детского видения, познание окружающего мира, обучение трудовым навыкам и подготовка детей к школе).
2) Программа для детей-инвалидов – “Подари миру радость” (направлена на укрепление веры ребенка в себя, утверждение своей жизненной, духовной и творческой полноценности).
3) Мини-программа для занятий в загородных и пришкольных лагерях (опробованы на базе загородных лагерей области и международного лагеря “Планета детства”):
“Оригами с нами”;
“Папье-маше”;
“Раз – листочек, два – цветочек” (флористика);
“Настенька” (моделирование и изготовление одежды для кукол).
Также на основе программы разработаны семинарские занятия для преподавателей и родителей. Занятия рассчитаны на 4, 8, 12, 24 и более часов, они проводились на базе Тверского училища культуры и искусства, Дворца детей и молодежи, Тверского областного института усовершенствования учителей.
Темы семинарских занятий следующие:
1. Декоративно-прикладное творчество для детей дошкольного и школьного возраста.
2. Ступени познания мира. С ребенком в XXI век.
3. Творчество в семье.
Цель программы
Формирование гармоничной, самобытной, духовной и творческой личности посредством приобщения к труду, искусству, русской культуре и духовному наследию.
Примечания к тематическому плану на 3-летний курс обучения
Одна из творческих задач программы – это изготовление многофигурных композиций, интерьеров, диорам в различных техниках и их сочетаниях.
Все предыдущие темы и разделы нацелены на создание как самостоятельных работ в данной технике, так и на объединение изделий различных видов ДПТ в большую композицию.
Каждый из указанных разделов является сквозным на три года обучения. Все разделы и темы логически связаны друг с другом.
Правила поведения и ТБ объясняются на первых занятиях в целом. Но при знакомстве с каждым новым видом творчества к ним подключаются правила пользования и применения новых видов материалов и инструментов. Например, при работе с папье-маше это лаки, клейстер, пластмасса, грунтовка и т.д.
Работа с бумагой и картоном начинается с простых изделий: оригами, аппликаций, плоскостных декораций. В первый год обучения эти знания и умения закрепляются при подготовке к Новому году и Рождеству (открытки, украшения на основе грецкого ореха с деталями из бумаги, упаковки, фонарики).
На второй год обучения – это более сложные изделия (простые и объемные аппликации и декорации).
Третий год обучения – создание бумажных и картонных композиций из простых (куб, цилиндр, конус) и сложных форм. Это может быть декорация для игрушек, выполненных в другой технике, или отдельная архитектурная композиция с элементами аппликации.
Эти темы тесно связаны с уроками труда, математики в начальной школе, значительно дополняют обязательные знания и умения по данным предметам.
Пошив мягкой игрушки из трикотажа с формовкой набивки – одна из самых привлекательных тем для детей.
Первый год обучения – создание элементарной игрушки с одеждой (если необходимо) из деталей прямоугольных форм. Раздел делится в течение учебного года на две части: 36 часов – первое полугодие; 36 часов – второе полугодие. Между ними вклиниваются три темы, помогающие выполнить во втором полугодии более сложную и интересную мягкую игрушку, в том числе и композиционно.
Подготовка к Новому году и Рождеству. При работе над елочными украшениями на основе грецкого ореха появляется много новых идей-образов, которые используются в дальнейшем при изготовлении мягких игрушек из шариков (грецкий орех, шарик из трикотажа).
Мазковая роспись. Работа с красками развивает в ребенке видение и сочетание цвета (то есть ему легче подобрать необходимые материалы для мягкой игрушки по цвету).
Папье-маше. Сочетание изученных видов папье-маше и мягкой игрушки из трикотажа дает интересные творческие решения:
– игрушка в технике папье-маше с головным убором – беретом или шляпой из трикотажа;
– мягкая игрушка в шляпе или с корзинкой, выполненные в технике папье-маше;
– другие варианты.
Пошив мягкой игрушки, второй и третий год обучения. Игрушки усложняются за счет удвоенной формовки, введения сложных подкройных деталей, в том числе и в одежде (связь с разделом “Моделирование одежды”), большого количества дополнений, как трикотажных (фрукты, овощи), так и из других материалов (фонарики, зонты, шляпы, тросточки, книги и т.д.).
Окончание следует
Изобразительное искусство. Основы росписи. Цветоведение.
Хотя в тематическом плане не стоят специально отведенные занятия по данной теме, но занятия по изобразительному искусству продолжаются в 1-й год обучения на уроках по росписи папье-маше и зарисовке эскизов по всем видам ДПТ; во 2-й год обучения – на уроках по моделированию одежды и росписи папье-маше; в 3-й год обучения – углубляются на занятиях по моделированию одежды и прорисовке фона акварелью в работе с природными материалами, а также в разделе “Роспись дерева, стекла, камня”.
Папье-маше. Первый год обучения – выполняются игрушки на конусообразной форме-стаканчике; второй год обучения – на надутой резиновой основе (напальчнике, воздушном шарике). В третий год обучения специальных занятий по теме “Папье-маше” не отводится, так как ребята используют этот вид ДПТ по мере необходимости во многих композициях (детали декораций, костюмов, дополнения, посуда, продукты и т.д.).
Работа с природными материалами ведется по двум направлениям – это изготовление панно и декораций из плоскозасушенных растений и составление композиций и декораций из объемных природных материалов. В первый год обучения начинается сбор материала ранней весной, затем, летом. Во второй год обучения продолжается сбор материала с сентября до поздней осени, то есть накапливается “комплект” весенне-летне-осенних растений.
Основы моделирования и пошив одежды для кукол. В первый год обучения даются начальные сведения об одежде, названиях деталей. На следующий год знания углубляются, дети выполняют эскизы и шьют простейшую одежду. На третий год дается большой раздел по моделированию, основам кроя и пошива кукольной одежды, включая выполнение множества лабораторных и практических работ. В программе логически соединены данный раздел и “Пошив кукол из трикотажа”.
Методические пояснения к программе
. Как уже было сказано в пояснительной записке, дети познают мир, играя. А еще они очень любят сказки. Эта любовь к игре и сказке проходит красной нитью через все темы программы.
Дети приходят на занятия первый раз. Как их встретят? Не только что, но и как расскажут? От этого зависит очень многое.
Конечно, работы руководителя кружка, кружковцев прошлых лет привлекают детей. Но ребенок должен почувствовать, что на каждом занятии ждут именно его, любят именно его – со всеми недостатками и достоинствами; его, пока еще мало что умеющего, не совсем дисциплинированного и послушного.
. Включение в сказку, игру происходит уже при знакомстве. С младшими школьниками и дошколятами для знакомства можно использовать игру “Колобок”. Для этого нужен колобок – расписанный мячик или игрушка. Руководитель разговаривает с колобком.
Колобок:
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
А ты кто?
Учитель (представляется): Ты сделан из муки и сметаны, а я – из тела и души, из мыслей, чувств, ума, воли, желаний, у меня есть хорошие качества, которыми я стараюсь не гордиться и не хвастать, а есть и не очень хорошие, но я стараюсь их исправить. Ты от дедушки и бабушки ушел, а у меня есть семья, да еще и кот-озорник. Я очень люблю свою работу и детей, которые сюда пришли. Но пока я мало знаю о них. Ты катись к ним, пусть они расскажут о себе.
Далее колобок катится от одного ребенка к другому, и каждый, держа его в руках, рассказывает коротко о себе. Рассказывает не мне и не другим детям, пока еще чужим, а доброму, милому, так хорошо знакомому с детства колобку.
. Следующая тема, объяснение которой вызывает сложности у многих учителей, – это правила поведения и техники безопасности.
Здесь также можно ввести элемент игры и сказки. Например, придумать и обыграть сказку о том, что у всех должен быть свой домик, в том числе и у иголки – игольная подушка, у ножниц – футляр и т.д. А все вместе они живут в большой шкатулке для швейных принадлежностей.
На этом занятии дети с удовольствием слушают пословицы и поговорки о труде, загадки об инструментах. Выполняя домашнее задание – сочинить сказку, загадку, стихотворение о труде, инструментах, мастерах, – многие проявляют незаурядную фантазию.
. При изучении ручных швов мы используем образы, знакомые по загадкам. Например, иголка – это и уточка, и конь, и девочка-озорница, и мышка, и птичка-невеличка, и паровоз. Такие образы помогают детям, играя, быстро запомнить, как выполнить тот или иной шов.
Например, шов вперед иголка. Чтобы показать, как его выполнить, учитель сознательно выбирает голубую или синюю ткань – это озеро. Иголка – стальная уточка – ныряет и выныривает, но все время двигается вперед от одного берега к другому.
Следующий шов – назад иголка. Та же уточка, но она что-то ищет, думает – плыть или не плыть ей к другому берегу. Вынырнула – проплыла немного назад (маленький стежок по лицевой стороне работы), нырнула и проплыла вперед (большой стежок по изнаночной стороне работы). И так, возвращаясь назад по воде, двигаясь вперед под водой, она передвигается от одного берега к другому.
Кто быстрее доплывет по другого берега, первая или вторая уточка? Оставленный чьим хвостом шов будет крепче? Почему? Какой из этих швов временный, а какой постоянный? Почему? Зачем нужен временный шов? На эти вопросы дети отвечают, выполнив два шва.
При изучении шва косой стягивающий используются образы девочки-озорницы, любопытного зверька.
. При изготовлении игрушек детям предлагается придумать о них рассказ или сказку. Очень часто ребята видят перед собой всего лишь обезличенные детали – головы, ноги, уши, и, не представляя конечный результат – игрушку, работают очень медленно, часто отвлекаются. Но после того как будущей игрушке дано имя, придумана ее история, работать становится гораздо интереснее. Да еще рисуется перспектива “воплощения в жизнь” других героев сказки – друзей первой игрушки. Так 8-летний Саша с трудом сшил первую игрушку – человечка. И вдруг через несколько дней говорит: “Скучно ему, надо жену ему сшить”. Жена получилась красивая и аккуратная.
Для примера приводится сказка, написанная Андреем Крыловым, учеником 1-го класса (1998-1999 у.г.).
Сказка
Жил-был кот. Звали его Матрос. Это был старый, добрый и мудрый кот. Жил он в большой избе вместе со своим хозяином. Однажды он пошел прогуляться. Он любил ходить к пруду, где мальчишки ловили рыбу. Проходя мимо песочницы, он увидел маленького котенка, который весело гонялся за сухими листьями. Котенок был один и очень худой. Матрос догадался, что у него нет хозяина и о нем никто не заботится. Матрос позвал его с собой. Весь день они провели на пруду, а вечером вместе вернулись домой и устроились на крыльце перед дверью. Хозяин стал звать Матроса домой, но он не шел, и хозяин понял, что один он не пойдет, только вместе с котенком. С тех пор они неразлучны.
. При работе в технике аппликации очень легко сбиться на уже проторенную, но творчески малоэффективную форму работы, т.е. заготовить массу трафаретов по темам – цветы, зверьки, вазочки и др., которые дети будут обводить, вырезать, приклеивать, то есть их творчество сведется к минимуму.
Конечно, необходимо ознакомить учеников с методикой вырезания деталей по шаблону, переводу понравившегося рисунка через кальку или копировальную бумагу. В нашем кружке все эти приемы вспомогательные и применяются крайне редко.
Детям гораздо интереснее придумывать аппликацию самим. Поскольку декоративный эскиз выполнить для них пока сложно, то выбираем следующие приемы работы:
– вырезаем цветы, овощи, фрукты путем складывания бумаги в 2, 4, 6, 8 слоев;
– для других компонентов аппликации (животных, мебели, домиков) выбираем простые, символичные формы;
– для оформления лиц человека и мордочек у животных и насекомых, необходимо ознакомить ребят с таблицами “Варианты оформления глаз, рта, носика и клюва”, показать схемы настроения (улыбка, гнев, печаль, смех, испуг и т.д.).
Изучение этих тем можно превратить в очень увлекательные и одновременно познавательные занятия. Например, изучение темы “Мимика”. Перед тем как показать детям схемы настроения и зарисовать их, мы играем: изображаем радость, смех, печаль, улыбку, грусть и т.д. Сначала ребята разбиваются на пары и смотрят друг на друга – сравнивают, как меняются черты лица и пропорции между ними при смене настроения. Затем каждый кладет большой палец руки на уголок рта, а указательный палец на внешний уголок глаз. И теперь не только зрительно ребенок видит, но и ощущает, как при улыбке кончики губ подтянулись к уголкам глаз. Потом этот прием он вспомнит и применит при шитье (подтягивание ниткой уголков рта к глазам для создания улыбающейся игрушки) и при рисовании.
Создание образа игрушки – процесс достаточно сложный для многих взрослых. Показателен пример, как Н.Д.Бартрам (создатель музея игрушки сначала в Москве, а затем в Сергиевом Посаде) просил сделать эскизы игрушек своих знакомых – известных художников. Те, соглашаясь, через какое-то время разводили руками… Оказалось, что такая вот “несерьезная” работа не под силу даже многим именитым.
Ребята пока еще не утратили бесценное “детское” восприятие мира. Но многие уже привыкли к нашим взрослым требованиям – “делай только так, как я”. Поэтому “включить” творческое начало в каждом ребенке иногда удается не сразу, а спустя длительное время. Этому как раз и способствуют не только творческие игры-задания по рисованию, шитью, лепке, но и сочинение сказок, мини-спектаклей, походы, экскурсии, игры со словами, беседы и т.д. и вся атмосфера в кружке.
Закрепляют знания по созданию образа творческие игры-мозаики: “Создай образ”, “Мимика”, “Пропорции”, “Забавные зверюшки”. Эти мозаики можно сделать как небольшие (по типу настольных игр в коробке), так и настенные, где мелкие детали крепятся на магните или с помощью булавок.
Для создания мозаик необходимо заготовить несколько основ – кругов и овалов разного цвета – это головы и туловища. Далее по таблицам делается несколько вариантов глаз, ртов, щек, клювиков, носиков, мордочек разных размеров, форм и цветов. Затем нужно сделать разные варианты причесок и дополнений – галстуков, бабочек, бантиков, шляп и др.
А теперь остается самая интересная работа как для ребенка, так и для взрослого – создать много образов игрушек путем:
– перекладывания всех составных деталей мозаики;
– смещения их по отношению друг к другу;
– добавления новых элементов.
Оказывается, это не так уж и сложно – творить самому, зная несколько методических приемов.
. Остановимся более подробно на создании каждым ребенком накопительного фонда. За три года в накопительном фонде собираются:
– таблицы, выполняемые на занятиях (мимика, строение, форма глаз, рта, носика, клюва);
– схемы прорисовки человеческой фигуры разного возраста – 1:4, 1:5, 1:8;
– цветовые схемы, таблицы, игры;
– разработки эскизов тканей, эскизы в мазковой технике (бумажная ажурная пластика);
– эскизы фигурок и украшений из бумаги и многие другие.
Самый большой раздел в накопительном фонде составляют идеи-образы. Например, придумывая игрушки на основе трикотажного шарика, ребенок может часть идей-образов использовать при изготовлении игрушек из грецких орехов или полосок бумаги, в технике папье-маше. То есть накопительный фонд – это своеобразный банк идей игрушек, образов, композиций. Он может пополняться при чтении сказок, книг, после поездок, экскурсий, походов в театр, когда появляется столько замыслов, выполнить которые удастся, может быть, через несколько лет. Часто в накопительный фонд зарисовывается идея, образ, тема, а затем уже обдумываются техника и технология изготовления, подбираются материалы.
. Ребенок учится рисовать сначала простые формы для вырезания деталей аппликации, затем идет дорисовка игрушек на рабочих листах-заданиях, далее – мазковая техника, прорисовка таблиц, схем, тканей и т.д. Так постепенно, через выполнение несложных заданий, приобретается умение выразить на бумаге все то, что хочется сделать руками из разных материалов, и проиллюстрировать прочитанную или придуманную сказку, и зарисовать увиденное и запомнившееся.
. Варианты игр-заданий “Волшебная кисточка” и “Путешествие Белой Краски” могут быть различными. Первый вариант игры “Путешествие Белой Краски” лучше всего выполнить на изнаночной стороне обоев, растянутых на всю длину стола или на полу класса.
Каждый ребенок выбирает себе свою краску и придумывает, кто же живет около нее. Когда Белая Краска (роль которой выполняет руководитель кружка) приходит к нему в гости, то он рассказывает о том, какие растения, животные обитают, какие продукты едят в доме и кто или что нуждается в белой краске.
Например, мы в гостях у синей краски, где растут васильки, рядом плещется синее море и т.д. Но вот беда – незабудки и колокольчики тоже синие. И так нужна помощь Белой Краски, чтобы превратить их в голубые.
Затем, когда дети в игре поняли, как получить пастельные цвета, они могут выбрать любой из предложенных вариантов игры-задания или придумать свой и выполнить его самостоятельно для пополнения накопительного фонда.
. Важный момент в обучении – личный пример творчества. Иногда ценнее для детей показать не выполнение работы, продуманной заранее до мелочей, а сам творческий процесс. Вспомним, как проходили путь ученичества художники, например эпохи Возрождения. Они, иногда по 2-4 года, только помогали растирать краски, что-то подносили, отмывали. Никто их ничему вроде бы не учил. Но сама атмосфера, рядом с великими мастерами, была пропитана творчеством. Это соприкосновение с таинствами творческих поисков, озарения, да и муки являлось важной основой будущего обучения.
Ребята очень тонко чувствуют, когда учитель проходит путь поиска – что, как, из чего, то есть тот путь, который предстоит проделать и им в каждой новой работе. Например, показывают детям технологию изготовления игрушек из шариков с ручками, ножками из тесьмы, то есть ту работу, которая автором отработана до мельчайших нюансов. А на столе лежит незаконченная улитка. Надо разрабатывать технологию изготовления спирали-домика, туловища, на котором домик будет крепиться, подобрать детали головы, чтобы получилась действительно улитка. Тихонечко начинаю работу. Дети все шьют свои игрушки, а сами дают мне советы – “А может, так лучше сделать? Попробуйте поролончик подложить…” Чувствую, что все, помимо своей работы, “поглощены” улиткой: что же получается? С сожалением уходят после занятия: “Вы что, без нас ее доделывать будете?” И какая была радость на следующем занятии, когда увидели на столе готовую улитку! Ура! Придумали вместе, как можно сделать еще одну игрушку. Ну а образов улиток можно “додумать” множество – мудрая улитка, улитка-озорная девочка, улитка-хозяйка, улитка-модница, ученая улитка и т.д.
Досуговая работа
Помимо основных теоретических и практических занятий большой интерес у детей вызывает посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства, походы на природу (в том числе и для сбора природных материалов), игровые занятия, вечера и праздники.
Тематика их различна:
. “Мы праздник сделаем сами”
. “В нашем доме сказка живет”
. “В гостях у Матрешки”
. “Лепим снежную бабу всей семьей”
. “Веселые художники”
. “В гостях у дедушки Крылова”
. “Здравствуйте, Александр Сергеевич”
. “Жил-был Андерсен”
. “Поздравляем наших мам”
. “Кто придумал буквы”
. “Чудо Рождества”
. “Ах эта веселая Масленица”
. “Радость Пасхи”.
На занятиях постоянно используются различные игры (как известные, так и авторские разработки): подвижные, обучающие, развивающие, психологические, деловые, игры-тесты.
Детям очень нравится создавать мини-спектакли на различные темы и находить себя в цепочке: сценарист – режиссер – актер (кукловод) – художник-декоратор – костюмер – зритель.
Нина СИТНИКОВА,
руководитель кружка средней школы N 12
Тверь
Комментарии