search
main
0

Не прерывая цепочки. Математика от простого к сложному

«Здесь собрались на редкость квалифицированные кадры, те, кто давно работает, на кого можно положиться, у кого есть свой большой личный опыт!» – такими словами приветствовала приехавших на семинар коллег Анна Тернопол, методист Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Встреча была организована РАПКРО совместно с издательством «Дрофа», которое постоянно устраивает подобные мероприятия в отдельных регионах страны. В столице же такой представительный семинар проходил впервые.

Главным предметом обсуждения на семинаре стал УМК по математике Г.К.Муравина. Особенно много говорили о вышедшем недавно новом учебнике для 5 класса, достраивающем эту учебную линию снизу вместе с учебником для 6 класса, который школы получат уже к следующему учебному году. Георгий Константинович и Ольга Викторовна Муравины подробно рассказывали о методических особенностях этих книг, отвечали на вопросы, предложения и замечания методистов и учителей. Но, пожалуй, самым интересным и полезным для всех оказались практические занятия, на которых авторы давали задания слушателям для разработки уроков конкретно по материалам учебников. За время работы семинара участники изо дня в день прошли весь курс школьной математики с 5 по 11 классы. Кроме того, были представлены все методические пособия комплекта, включающие общие методические рекомендации, контрольные работы, математические диктанты, тесты, вопросы к зачетам. Ведь отличительной особенностью данной линии является идея развивающего обучения – это и разноуровневая система упражнений, позволяющая проводить дифференцированное обучение, и задачи, обеспечивающие межпредметные связи, и многое другое.

За время работы семинара перед методистами выступили многие известные деятели науки. От Ивана Ященко, директора Московского центра непрерывного математического образования, методисты смогли узнать о том, какие полезные ресурсы может найти преподаватель математики в русском интернете. Елена Пахомова, заведующая кафедрой передового опыта РАПК и ПРО, рассказала о конкурсе «Учитель года». Выступали и сотрудники издательства «Дрофа». Один из дней был посвящен учебникам по геометрии известного математика И.Ф.Шарыгина.

Безусловно, всем гостям запомнился доклад Георгия Дорофеева «О новой парадигме математического образования», где он сказал, что «нужно обучать математикой, а не математике».

Однако не менее интересно было пообщаться с самими методистами, приехавшими на семинар из самых разных регионов страны.

– Скажите, что полезного вы узнали на этом семинаре? – спросила я Татьяну ТРУШКИНУ, заведующую кафедрой естественно-научных дисциплин Кузбасского регионального ИПКРО, преподавателя математики в старших классах школы №61 г.Кемерово.

– Георгий Константинович не просто выстроил концепцию учебников, но и обозначил принципы, по которым они написаны. Одно дело, когда ты читаешь об этом в методическом пособии, и другое, когда это объясняет сам автор, ему можно задать вопросы.

– Что вам особенно нравится в учебниках Муравиных?

– То, что в них сочетаются две тенденции. С одной стороны, учебники говорят на языке точной математики. С другой стороны, любой ученик, которому «не нужна математика», может получить все представления на наглядном, образном уровне.

– Неужели и правда ученику может быть «не нужна математика»? Нечасто учителю-предметнику хватает мудрости признать, что его наука может быть интересна не всем.

– Я считаю, у математики великая функция – развитие интеллектуального, логического мышления. Но нельзя же закрыть глаза на то, что все дети разные. Задания должны быть посильными. Если мы будет навязывать старшекласснику-гуманитарию неподъемные уравнения, мы просто заставим его возненавидеть математику.

– Как давно в вашем регионе работают по учебникам Муравиных? – задаю я следующий вопрос Любови ЗЕВИНОЙ, декану факультета естественно-математического образования, заведующей кафедрой математики и естественных дисциплин Ростовского областного ИПКРО, кандидату педагогических наук.

– В Таганроге, например, где всего сорок школ, они появились в 1999 году. Сначала лишь пять школ решились использовать новые комплекты, а теперь в творческую группу, работающую по учебникам Муравиных, входит уже 13 учебных заведений.

– Какие сложности возникали у учителей в начале работы с комплектами Муравиных?

– Учителя привыкли отрабатывать на уроках решение типовых задач, – рассказывает Елизавета ГЕРАСИМЕНКО, методист научно-методического центра Управления образованием Таганрога, преподаватель математики школы №4. – В этом было много механической работы, от которой мало пользы. А учебники Муравиных ломают эту традицию: там подход к решению каждого примера хоть чем-то отличается от предыдущего. Ни ученику, ни учителю не удается «расслабиться», идти по накатанной колее. Каждый раз надо искать новый способ.

– А за что педагогам нравятся эти учебники?

– За коммуникативную направленность, за исследовательские работы, которых нет больше ни в каких других комплектах. За то, что дифференцированные по сложности задачи расположены последовательно. В некоторых других пособиях они собраны в группы: вот разные задания первой степени сложности, вот второй… А в «муравинских» в каждом разделе задачи выстроены в линию: от простых к более трудным. За то, что они расширяют кругозор ученика за счет связи с геометрией, а также межпредметных связей: в задачи вводятся понятия из физики, астрономии, есть соответствующие справочные таблицы.

– А школьникам эти учебники нравятся?

– Конечно! Ведь они красочные, в них много занимательных задач! К тому же правила и определения сформулированы доступно. Например, пятиклассникам, которые начнут работать с новым учебником, придется по душе то, как там объясняется поэтапное сокращение дробей. В учебнике напечатаны косые черточки, перечеркивающие числитель и знаменатель дроби при ее сокращении. Не все издательства охотно решаются так печатать. Хорошо, что «Дрофа» избрала эту удобную, наглядную форму.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте