В целом задачи и проблемы, которые возникают в странах Европы, одинаковы. В Европе Интернационал представляет примерно 800 тысяч преподавателей и работников высшего образования, 50 процентов из них – представители российской высшей школы. Именно поэтому для секретариата Интернационала образования важно вести обсуждение с россиянами, учитывать именно их мнение о первоочередных задачах и проблемах, с которыми мы сталкиваемся.
В 2005 году Интернационал наконец-то был официально признан участником общего Болонского процесса со статусом консультанта. Это большая победа с нашей стороны: после многих лет разочарования профсоюзы работников высшего образования смогли занять достойное место среди других игроков Болонского процесса.
В 2005 году министры образования на своей конференции в Бергене приняли коммюнике, в котором определили основные направления работы на будущие два года и создали соответствующие рабочие группы: внешнее измерение Болонского процесса, мобильность и социальное пространство, квалификационные рамки, перемещение граждан и займов, докторские степени. В настоящее время в Болонском процессе участвуют 46 государств, но это отнюдь не означает, что в каждой группе представлены все. Что касается мобильности, то Интернационал в этой группе присутствует. Группа вправе только собирать информацию, сравнительные данные по мобильности студентов и работников высшей школы, готовить предложения о том, какие действия необходимо предпринять и как развивать политику в этом направлении. В октябре 2006 года наша группа представила отсчет о проделанной работе для постоянной Болонской группы. Очень трудно составлять сравнительный анализ поступающих сведений, потому что ситуация с высшим образованием в странах очень разная.
Основные препятствия для мобильности персонала вузов связаны с признанием квалификации и возможностью миграции. Какие рекомендации мы даем? Это оказание помощи странам с тем, чтобы ликвидировать законодательные, административные, финансовые, лингвистические, культурные и другие препятствия на пути к мобильности. На национальном уровне рекомендуется сфокусировать усилия на конкретных основных преградах, которые могут заключаться в визовых ограничениях, в процедурах признания как вузов, так и системы образования в целом. Серьезное внимание нужно уделять тому, чтобы мобильность имела большее значение на уровне отдельного высшего учебного заведения. Мы рекомендовали постоянной Болонской группе отстаивать существование этой группы после конференции министров в 2007 году и большее внимание уделять решению вопросов мобильности.
Важным шагом на пути к предстоящей конференции министров в Лондоне в 2007 году станет выработка рекомендаций и принципов, которые будут включены в общий документ. Для Интернационала образования и его членских организаций мобильность всегда была очень важным вопросом. В Бергенском коммюнике указывалось, что мобильность студентов и персонала участвующих стран остается одним из главных элементов Болонского процесса. В связи с этим Интернационал образования обратился в постоянную Болонскую группу с предложением организовать специальный семинар для профсоюзных организаций, посвященный именно этой теме. Согласие было получено, семинару присвоен особый Болонский статус, и в начале февраля Интернационал образования проведет в Лондоне форум, на котором будут присутствовать представители правительств. Для того чтобы провести полезную, глубокую дискуссию по этому поводу, Интернационал образования предпринял в этом году исследование по мобильности персонала вузов и академических работников на рынке труда. Это сообщение станет основной темой для дискуссии на семинаре в Лондоне. Конечно, на конференции будут обсуждаться такие вопросы, как академическая свобода, утечка мозгов и так далее.
На конференции в Бергене в прошлом году были обговорены квалификационные рамки в высшем образовании, создана рабочая группа, которая должна следить за тем, каким образом эти рамки, выработанные для всей Европы в целом, будут внедряться в отдельных странах. Она оказывает помощь, проводит учебные мероприятия в тех странах, которые сталкиваются с трудностями при внедрении этой системы. Но на протяжении последних лет эта группа сама столкнулась с «трудностями». Несколько месяцев назад Европейский Союз принял свои квалификационные рамки для различных категорий, в том числе и для высшего образования. Теперь 25 государств, которые входят в ЕС и также участвуют в Болонском процессе, должны выполнять две схемы. Сейчас мы ведем переговоры по этому поводу. Странно наблюдать картину, когда в одной стране действуют две схемы квалификационных рамок. Так что теперь возникла новая задача – свести две рамки в одну, чтобы страны работали в одном направлении.
Каков же опыт участия профсоюзов Болонском процессе? Могу сказать, что во всех странах они столкнулись с одинаковыми трудностями. Разница лишь в том, что в некоторых странах уровень ведения социального диалога выше и качественнее, чем в других. В первую очередь, это касается северных стран – Швеции, Норвегии, Латвии, это хорошие примеры участия профсоюзов в обсуждении и принятии решений. Но очень важно, какую позицию занимают сами профсоюзы, будут ли они активно работать в этом направлении. Что может тут сделать Интернационал образования? Мы можем оказать помощь и содействие, если профсоюзы к нам обратятся.
Другой важной стороной процесса, как мы знаем, становятся студенты. С 2001 года постоянный и полноправный участник Болонской группы – Европейский союз студентов, это мощная и сильная организация. Мы подписали в 2004 году договор и работаем вместе, союз участвует во всех наших мероприятиях, посвященных высшему образованию, а также процессу, связанному с Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС). С этого года мы начали проводить совместные учебные семинары. Первый прошел в мае в Албании, где мы устроили семинар для преподавательского состава, Союз студентов – семинар для студентов, а в последний день мы заседали вместе, пригласив министра образования Албании и национального координатора Болонского процесса. Еще мы пытаемся устанавливать контакты и налаживать сотрудничество с европейской Ассоциацией университетов, но в этом случае дело идет трудней. Тем не менее, мы провели в Лондоне семинар по мобильности персонала, договорились, что в нынешнем Лондонском семинаре они примут участие и представят взгляд учебных заведений на эту проблему. Другое направление сотрудничества связано с тем, что Ассоциация выпустила свой путеводитель по Болонскому процессу, и мы договорились, что следующее издание будет включать специальную главу, посвященную мобильности персонала с точки зрения профсоюзных организаций. Так что сейчас я смотрю на наши перспективы сотрудничества с Ассоциацией университетов весьма позитивно.
Очень важно, чтобы профсоюзы участвовали в Болонском процессе на национальном уровне и на уровне отдельных вузов. Дело в том, что 15 декабря все правительства стран – участников Болонского процесса должны представить в постоянную Болонскую группу свои сообщения или отчеты о том, как выполняются условия. Наша задача – проявить активность и принять участие в подготовке этого отчета. Что касается Интернационала, то мы добились того, чтобы в анкеты, по которым составляются отчеты, были включены конкретные вопросы, связанные с положением работников высшей школы. Например, такой: «В каком состоянии находится ваше сотрудничество с общественными организациями, в частности, с профсоюзом образования в реализации Болонского процесса, как вы развиваете это сотрудничество?». Другая часть вопросов связана с мобильностью персонала. Если в стране не развито такое сотрудничество, профсоюзам нужно проявить настойчивость – документальное основание для этого есть. Их точка зрения должна быть отражена в представлении страны в Болонскую группу.
Правительственные отчеты будут обсуждаться на следующем заседании постоянной Болонской группы, которое состоится в марте 2007 года. Для меня очень важно знать, действительно ли ваш профсоюз привлечен к участию в работе национальной Болонской группы и комитета, потому что эти сведения позволят нам публично обвинить то или иное правительство в том, что оно не идет на контакты, указать, что с профсоюзом, объединяющим работников высшего образования, не консультировались.
Заседая уже восемнадцать месяцев в постоянной Болонской группе, я должна с сожалением констатировать, что положение, когда профсоюз игнорируют, характерно практически для всех стран Восточной Европы. Профсоюзы либо вообще не участвуют в заседаниях национальных групп и комитетов, либо присутствуют, но не принимают участия в обсуждении. Получается, что всем процессом, по существу, дирижируют западные страны, или возникают какие-то специфические вопросы, с которыми сталкиваются профсоюзы. Поэтому профсоюзы должны настаивать, чтобы правительства выходили с теми проблемами, которые существуют в их странах, на заседания постоянной Болонской группы. Например, в случае России к 2010 году необходимо выполнить просто гигантский объем задач. Как это сделать, нужно думать.
То, что Интернационал образования официально приняли в Болонский процесс, очень важно. Но если мы хотим, чтобы это принесло пользу каждому профсоюзу работников образования, то должны взглянуть на вузовский уровень. Именно на нем должна активизироваться работа, чтобы импульсы с вузовского уровня поступали на национальный. Если вузы и правительство реально хотят, чтобы страна стала членом Болонского процесса, то участие в нем работников образования просто необходимо, без них ничего не получится.
Комментарии