search
main
0

Не потерять одаренных и мотивированных

Елена АВРУТИНА, руководитель Северо-Восточного окружного научно-методического центра: – В Год ребенка мы предлагали и предлагаем огромное количество возможностей приложения индивидуальных способностей, стремлений, желаний, талантов каждому ученику. Это огромная палитра олимпиад – 23 предметные олимпиады, 92 разного рода конкурса, фестиваля, смотра, форума.

Система олимпиадного движения складывается из трех этапов. Первый – школьный этап – фундамент, основа олимпиадного движения, и прежде всего интеллектуального развития детей. В округе есть школы, которые выстраивают систему урочной и внеурочной деятельности в единстве, которые умеют и знают, как выстроить систему работы в первой и второй половине дня с учетом возможностей дополнительного образования, которая стремительно выросла за мотивационную среду. Это и внутренние олимпиады, и всевозможные предметные недели, и привлечение к сотрудничеству семей, чтобы ребенок мог предъявить свои возможности для развития. В числе таких школ – школы №№1411, 962, 1414, 1099, 1430, 750, 757, 164, 240, 237, 283, гимназия №1518 и другие учебные заведения, всего 46% от общего числа школ в округе.

Второй – окружной этап. Если мы посмотрим на динамику олимпиадного движения в округе, то отметим, что из года в год оно ширится, растет количественно и качественно. Конечно, нам хочется, чтобы это движение было более динамичным. С другой стороны, плавность увеличения дает надежду на то, что количественные показатели перейдут в качественный уровень. Плавность говорит о той системе, которая складывается в каждом ОУ.

Дети массовых школ участвуют во всевозможных олимпиадах и проявляют себя в разных направлениях. С другой стороны, есть серьезная проблема, которая состоит в том, что на школьном уровне учитель вместе со своими коллегами еще не научился отбирать по «росту» тех детей, которые готовы участвовать в окружных олимпиадах. Ребенок, участвовавший в олимпиаде и не получивший награды, почувствовавший, что не может выйти на этот уровень, потом откатывается назад, а нам важно сохранить всех детей, мотивированных на эту серьезную работу. Если мы берем школу с углубленным изучением предметов, то здесь процент участников олимпиад выше, чем в массовых школах, каждая школа с углубленным изучением предметов дает преобладание победителей именно в том направлении, в каком работает школа. В гимназиях процент победителей от количества учащихся сразу возрастает, гимназии всегда стабильно участвуют и побеждают в большом процентном отношении. Центры образования приобретают сегодня все больший вес в городе и в округе, в них самое большое количество возможностей заложено в соединении первой и второй половины дня. Если руководитель и педагогический коллектив правильно соединяют дополнительное образование с урочной деятельностью, то центр образования ожидает несомненный успех, несмотря на то что в это учебное заведение детей не отбирают – приходят те дети, которые хотят прийти и учиться. Лицеи работают стабильно и имеют очень хорошие результаты. Но вместе с тем нужно отметить, что наибольшее предпочтение лицеи отдают конкурсам, интересным разработческим позициям, нежели предметным олимпиадам.

Третий этап – городские олимпиады. Огромное количество детей в округе (до 20 тысяч!) участвуют в олимпиадном движении, но далеко не все попадают на городской уровень. Математика имеет самый высокий процент участников. В позапрошлом году на городском уровне было 617 участников, победителями стали 67 человек, в прошлом году участвовали 812, победителей – 83 человека.

Могу сказать, что тенденция, когда уроки посещает завуч, а директор на уроках не бывает, – неправильная тенденция и ее нужно ломать. Все формируется, закладывается на уроке. Конечно, рабочее время директора очень дорого, рассчитано буквально по минутам, но оно обязательно должно включать в себя общение с учителем не только на педсоветах и совещаниях, но и на его уроках. Директор должен видеть действо и уловить, что в нем хорошо, а где все нужно поправить, повернуть, чем помочь, куда послать учителя поучиться, у кого поучиться и так далее. Победители и призеры городского этапа олимпиад появляются у тех школ, которые умеют выстроить такие отношения: это гимназии №№1518, 1506 и так далее.

На четвертом – российском уровне – у нас тоже есть победители по обществознанию, истории, английскому и русскому языкам, по физкультуре. В последние три года в округе растет число участников, призеров и победителей российских олимпиад, рост плавный, но он есть. Новое положение о московской региональной олимпиаде дает очень большие возможности для старшеклассников использовать свои знания в тех олимпиадах, которые проводят вузы и принимают победителей и призеров на учебу. С этими вузами у нас есть договорные отношения, и мы с ними продуктивно работаем, помогая ребенку и семье.

В прошлом учебном году был проведен уже 16-й интеллектуальный марафон для учеников 5-8-х и 9-11-х классов. Мы предоставляем множеству детей, не прошедших олимпиаду, не участвующим в ней или участвующим, шанс продемонстрировать уровень своего интеллектуального развития. В этом форуме важен не только предмет, но и интеллектуальный уровень самого человека. Наибольшее количество победителей в этом форуме имеют гимназии №№1518 (15 победителей), 1568 (11 победителей), 1506 (10 победителей), школы №№285, 1414 и 1554 (по 9 победителей каждая), 1415 и 1565 (по 8 победителей каждая).

Чтобы вырастить талантливых и мотивированных детей, нужно и самим много учиться. Так говорят наши учителя. Главным критерием профессионального развития учителя, как мы помним и знаем, остается умение решать новые профессиональные задачи. Задача создания условий развития каждого ученика, формирования мотивов образования, умения диагностировать уровень развития каждого, спрогнозировать его индивидуальную траекторию развития – сегодня, пожалуй, самая главная в работе учителя. Мы учим учителей, учителя учат детей, дети всегда достигают результатов. Учитель вместе с ребенком достигает результата, ребенок участвует в разного рода конкурсах, предъявляет свой уровень профессионального ученического развития. А вот высокопрофессиональные и результативные учителя, имеющие успешных учеников, к сожалению, не всегда используют свой наработанный материал, свое профессиональное мастерство, чтобы предъявить его в нацпроекте «Образование». В прошлом учебном году учителей, подавших заявки в нацпроект, было больше, чем в позапрошлом, но мы считаем, что их может быть еще больше. В прошлом учебном году мы провели первый конкурс проектных и исследовательских работ для младших школьников «Умники и умницы», победителем стал ученик второго класса школы №1201 Ваня Чугуев с проектом «История розы». Победители и призеры отбирались из 59 участников, со второго класса по четвертый из 17 школ. Они участвовали в московской городской практической конференции «Открытие 2007 года» для учащихся начальной школы. Дипломами отмечены работы второклассника школы №1098 Руслана Абдурахманова и третьеклассника школы №1415 Димы Резникова.

В новом году нам важно не потерять, не упустить мотивированных и талантливых школьников, нам нужно поддержать их стремление к серьезной работе, так, чтобы они в самом благоприятном возрасте смогли приблизиться к науке как к реальности, как к делу, которое может стать потом их профессией, смыслом всей жизни. Все мы стремимся сохранить ценности и престиж серьезного фундаментального образования, которое становится предпосылкой и начальной ступенью подготовки будущих ученых и граждан нашей страны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте