search
main
0

Не попадись в ловушку! Как контролировать знания (Физика)

Уроки контроля знаний предлагаю проводить в следующей последовательности. Урок контроля №1 обычно проводится при изучении новых тем, например, урок контроля по теме «Электромагнитные колебания и волны» в 11-м классе – при изучении темы «Квантовая физика». В начале занятия – экспресс-опрос по основным понятиям и законам физики (большая часть опроса посвящена контролируемой теме), после чего ученики приступают к выполнению теста №1. Занятие идет на фоне инструментальной музыки. Основу теста составляют вопросы, на которые в предыдущих самостоятельных работах ученики отвечали неправильно. Урок длится обычно 10-15 минут, затем ребята получают коды правильных ответов, считают общую сумму набранных баллов и строят соответствующую диаграмму на оценочном листе. Практика показывает, что удобнее организовать работу следующим образом: учитель, прочитав задание, просит поднять руку тех, кто справился, параллельно определяет пробелы в знаниях учащихся, выясняет причины неверных решений у тех, кто не справился.

Урок контроля №2 – самостоятельная работа, задания к которой учитель составляет, учитывая пробелы в знаниях, обнаруженные при выполнении теста №1. На каждый пробел составляется задание, поэтому самостоятельная работа состоит из нескольких задач. Урок длится 10-15 минут. В это время учитель, наблюдая за работой учеников, определяет, кто из них сделал ошибки в решении, предлагает им записать свои решения на доске. В это время остальные работают в парах – вырабатывают критерии оценки, проверяют решения друг у друга и строят соответствующую диаграмму на оценочном листе. Важно, чтобы учитель на данном этапе организовал дискуссию учащихся по обсуждению решений, а найденные ошибки предложил исправить на доске самим авторам мелом другого цвета. Задания тестово-диагностического урока №2 составляются по аналогии с тестом №1. В конце урока выдается код правильных ответов. Учащиеся сравнивают правильные ответы со своими и строят соответствующую диаграмму на оценочном листе, нескольким ученикам предлагается построить и сравнить диаграммы по тестам №1 и №2.

Урок контроля №3 – практическая работа №1. Она составляется учителем из нескольких задач. В первой предлагается несколько решений одного задания, ученик должен выбрать правильное. Вторая задача аналогична первой, но учащийся должен ее решить самостоятельно. Решая третью задачу, школьник должен выбрать правильный ответ из нескольких предложенных. В четвертой задаче правильный ответ не предлагается вообще. Пятую задачу учащийся должен составить самостоятельно, подобно задаче №4. Шестая – задача-ловушка. Седьмую задачу-ловушку учащийся должен составить самостоятельно. Восьмая – задача повышенного уровня сложности. Последовательность подачи заданий соблюдать необязательно. Затем ученики сдают тетради, учитель отмечает на полях ошибки, но не исправляет их. На следующем уроке проводится обсуждение решений. Ребята самостоятельно исправляют свои ошибки.

Урок контроля №4 – практическая работа №2. Задания в целом похожи, но могут быть легче, чем в практической работе №1. Учитель, проверяя работу, исправляет ошибки, которые анализируются на следующем уроке.

Благодаря контролю между учителем и учениками устанавливается обратная связь. Такая система позволяет объективно оценивать динамику усвоения учебного материала, уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе анализа вносить коррективы в организацию учебного процесса.

Александр КИСТАНОВ, учитель физики СШ №60, учитель года Пензенской области-2004, Пенза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте