Признаюсь, меня пугает очень серьезное сочетание слов «педагогическая философия». На мой взгляд, она может быть только у педагога-новатора, учителя-первооткрывателя. Но это не я. Взгляды мои на профессию учителя традиционны. Моя прабабка преподавала русский язык и литературу в суворовском училище в Саратове, бабка – в Московской академии бронетанковых войск, мать после окончания университета некоторое время тоже работала преподавателем, я учу детей русской литературе в лицее гуманитарных наук. И мне это нравится.
Сущность учительской философии мне помог определить Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля: «Философия (греч.) – любомудрие, наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра». Исходя из этого определения можно предположить, что преподавание – это процесс, в ходе которого и ученик, и учитель становятся не только умнее, образованнее, но и мудрее, добрее. Интересно, что однокоренным к «ученый» является старинное слово «учливый», то есть «учтивый, вежливый, пристойный, скромный». Может быть, именно «учтивость», «вежливость» как искреннее стремление понять другого человека (а также писателя) должны воспитываться хорошим учителем литературы в хорошем ученике.
И еще из того же Даля об учителе. В его словаре слова «педагог» и «Пегас» стоят рядом.
В погоне за техническим совершенством нельзя забывать о тайне таланта. А она – в индивидуальности творца, будь то живописец, поэт или учитель: «Не подражай: своеобразен гений» (Е.А. Баратынский).
Так же, как оригинален талантливый писатель, оригинальна хорошая книга, своеобразен и способ ее истолкования на уроке. Самая сложная и интересная задача для учителя литературы – найти этот индивидуальный метод анализа художественного произведения, который вытекал бы из своеобразия содержания и художественной формы текста.
Но урок литературы – это еще и диалог между индивидуальными восприятиями одного и того же текста. Развитие этого диалога во многом непредсказуемо и оттого так для меня увлекательно. Здесь мне интересен не столько результат, сколько процесс совместного поиска истины.
Мне кажется, что я буду почти счастлив, если кто-нибудь из моих нынешних литературных собеседников – учеников, став взрослым, сможет понять слова Милорада Павича: «Счастливчики те, кто любил хоть однажды. Хотя бы книгу, если уж не собаку или кошку, хотя бы писателя, если уж не свою жену».
Но все-таки я верю, что мои ученики будут любить не только книги, но и свою собаку, кошку, жену, детей, родителей – словом, эту жизнь – странную прекрасную книгу, которую они теперь прочитают самостоятельно.
Владимир ЛЫСОГОРСКИЙ, учитель литературы лицея гуманитарных наук, учитель года Саратовской области-2005
Комментарии