Есть музеи, которые не только хранят память, но и сами являются памятью. Человеческой честности и преданности. Во Дворце детского (юношеского) творчества «На Ленской» Красногвардейского района существует такой музей. Он посвящен истории детского движения на территории района.
Как рассказывает руководитель музея с 1998 по 2009 год, методист по музееведению ДДЮТ «На Ленской» Нина Яковлевна Спиридонова, музей был создан в мае 1990 года. И создан силами тех, кому казалось, что неправильно ниспровергать все то, что для многих поколений являлось частью жизни.
– Мы считали, что нужно сохранить память о пионерской и комсомольской организациях, которые в одночасье перестали быть массовыми детскими и молодежными движениями, – поясняет Нина Спиридонова. – Ведь члены этих организаций становились участниками Великой Отечественной войны, совершали боевые подвиги, работали на заводах и фабриках, партизанили. Многие из ребят и их педагогов в начале войны оказались на оккупированных территориях и тоже вносили свой посильный вклад в общую битву с фашизмом. Как же не сохранить о них память? Поэтому в труднейшие 90‑е годы мы решили, что необходимо восстановить историю пионерской организации хотя бы на примере одного района и показать вклад пионеров и комсомольцев в дело защиты Отечества.
Нина Спиридонова считает, что Всесоюзная пионерская организация не случайно имела такой успех. По ее мнению, а Нина Яковлевна сама с гордостью носила красный галстук, пионерия прекрасно сочетала стремление юных чего-то добиться и возможности, предоставляемые им для этого.
– Не побоюсь признаться, что все мы были одухотворены, нам нравились торжественность ритуалов, ответственность перед взрослыми. Мы верили, что можем, сделаем, продолжим то, что начато дедами и отцами. Поэтому ездили по комсомольской путевке на целинные земли, на сибирские стройки, восстанавливали разрушенные заводы и т. д. Это был прекрасный порыв, и мы были патриотами в самом хорошем смысле этого слова. Пионерия этот порыв питала и воспитывала, – рассказывает Нина Яковлевна. – К сожалению, такой преемственности поколений сегодня уже нет. Да и о самих масштабных советских детских и молодежных движениях сегодняшние дети знают очень мало. К нам в музей приходили старшеклассники и даже студенты, которые вообще не слышали о пионерии! Они не знают ее истории, обычаев, героев. Была ситуация, когда однажды в музей заглянула педагог из другого региона. Посмотрела экспозицию и вдруг… заплакала. Оказалось, что она тоже создала и руководила подобным музеем у себя в территории. И недавно этот музей закрыли. Это провальное решение. Нельзя закрывать память.
В музее истории детского движения ДДЮТ «На Ленской» сейчас насчитывается более 3 тысяч экспонатов. Здесь много вещей и предметов, которые являются настоящими раритетами. Например, зажим для пионерского красного галстука. Сегодня эту металлическую мелочь практически не найти, потому что ленинградские школьники во время войны сдали все свои зажимы на переплавку.
В уголке, посвященном блокадным дням Ленинграда, висит ватничек пионера. Он маленький и потертый. Смотря на ватничек, сразу представляешь себе морозные будни города, в которые учились, верили и ждали победы маленькие блокадники. С ватничком связана интересная история. Хозяйка вещи получила орден «За оборону Ленинграда» и, несмотря на холод и стужу, прошла с этим орденом по всей улице, не запахивая ватничек. И все, кто видел девочку, уважительно кивали головой и хвалили ее за отвагу и трудолюбие.
В экспозиционном арсенале музея хранится швейная машинка, на которой шили белье для раненых солдат и которую пробил осколок. Есть здесь и «светлячки», то есть баночки с фитильками. При 10 таких «светлячках» в госпиталях делали операции. В музее бережно хранят блокадный дневник семиклассницы Нины Ивановой, патефон с довоенными пластинками, военный фонарик, о котором писала Ольга Берггольц.
Среди редких экспонатов также две книги. Одна из них – «Приготовление пищи из ботвы и дикорастущих съедобных растений», изданная в 1943 году. В этой книге предлагались рецепты правильного приготовления блюд из всего того, что можно вырастить и собрать в окрестностях города. Данное пособие очень помогало населению, потому что в первые годы блокады было много отравлений из-за того, что люди не знали, что можно, а что нельзя принимать в пищу. Второе редкое издание относится к 1941 году. Это настольный календарь учителя на 1941 год. Этим планом учителя руководствовались, проводя уроки в блокадных школах.
Нину Спиридонову радует, что многие ребята после осмотра экспозиции задают вопросы. Например, их интересует, как выживали пионеры в замерзшем и простреливаемом городе. Ответ, по мнению Нины Яковлевны, прост: выживали те, кто заботился о других, кто помогал другим чем мог. Эта внутренняя ответственность часто спасала целые семьи, потому что кто-то один просто обязан был встать с постели и пойти за хлебом, чтобы накормить тех, кто уже не мог идти.
– Я рада, что сегодняшним детям не все равно, они приходят в музей, внимательно слушают, смотрят и спрашивают. Некоторые даже возвращаются и уточняют то, что не поняли или не услышали. Пионерия и комсомольская организация – это целый пласт в истории нашей страны, и он не должен подлежать забвению.
Комментарии