search
main
0

Не подготовка к школе, а счастливое детство

Как известно, в Москве 2007 год станет Годом ребенка. В комплексной целевой программе, принятой правительством Москвы, значительная роль отводится системе дошкольного образования. Поэтому сегодня в Москве идет обсуждение всех проблем этой сферы образования, в котором принимают участие ученые и педагоги-практики.

Нина ГУТКИНА, профессор кафедры «Возрастная психология», заведующая лабораторией «Психологическая готовность к школе»:

– Сегодня крайне актуальна проблема подготовки детей к школе, формирование психологической готовности к школе и в связи с этим проблема обучения и развития детей дошкольного возраста.

Уже на протяжении двадцати пяти лет в нашей стране подготовка детей к школе проводится путем намеренного формирования у них знаний, умений и навыков по школьному типу. То есть детские сады и другие дошкольные образовательные учреждения считают, что подготовить ребенка к школе можно только давая ему азы школьной грамотности. Во многом они делают это в связи с тем, что так требует школа, есть некий диктат с ее стороны, поскольку школа долгое время устраивала собеседования, конкурсы и таким образом задавала администрации и воспитателям такую форму поведения в детском саду. Родители были недовольны, если в детском саду не обучали так, как требовали от детей на приеме экзаменов при поступлении в школу. Конкурсные вступительные экзамены в школе были достаточно долго, особенно в конце 90-х годов, в некоторых случаях они есть и сейчас, хотя это все в России стараются всячески пресекать. Многие наши нормативные документы устроены таким образом, что аттестация детских садов во многом связана с тем, как дети обучены школьным знаниям, умениям, навыкам на примитивном уровне, и в зависимости от этого оценивается, насколько детский сад подготовил ребенка к школе. Получается, что сегодня дошкольное образовательное учреждение вынужденно поставлено в такие рамки, когда даже опытные педагоги-дошкольники (а их, слава богу, еще очень много в наших ДОУ), зная, что этого делать нельзя, что они вредят ребенку тем, что массу времени тратят на выработку этих школьных знаний, умений, навыков, все равно продолжают это делать, поскольку таково веление момента. Может быть, уже можно наконец прекратить это веление времени, тем более что все понимают, насколько это пагубно сказывается на ребенке. Во всяком случае давно пора пересмотреть некоторые нормативные документы.

Я много лет работала в школе, была практическим психологом, поэтому хорошо знаю не только науку, но и практику. Когда готовят детей к школе, вырабатывая у них школьные знания, умения и навыки, то предполагают, что обученность – это и есть развитие, ставя знак равенства между обученностью как интеллектуальной подготовкой и развитием. Но психологические знания и педагогические знания говорят нам, что это совсем не одно и то же. Обученность и развитие – не синонимы, мы не можем ставить между ними знак тождества.

Когда ребенок у нас хорошо обучен каким-то интеллектуальным навыкам, это еще не значит, что он хорошо развит. Простой пример: у ребенка-олигофрена с уровнем развития не все благополучно, но его можно научить прекрасно читать, и при приеме в школу он поразит своим умением это делать учителей, которые будут его проверять. Если они не знают, что перед ними олигофрен, они никогда об этом не догадаются. Навык сформирован прекрасно, уровень развития не изменился. Этот пример показывает: то, что мы учим ребенка читать, еще не значит, что меняется его развитие в том психологическом смысле, который мы вкладываем в это понятие.

Что же вкладывается в понятие «развитие» в психологии? Помимо интеллектуального развития, в первую очередь в дошкольном возрасте мы должны говорить о личностном развитии ребенка. Сегодня это, к сожалению, упускается из вида, потому что в дошкольном возрасте так устроена жизнь детей, что времени на личностное развитие не хватает. Дело не в том, устраиваем мы занятия по патриотическому или по другому воспитанию, а в том, что на таких занятиях личность в дошкольном возрасте не формируется, как бы нам этого ни хотелось. Такова правда жизни, таковы закономерности формирования психического развития ребенка, что у него на специальных занятиях нельзя сформировать личностное развитие. Личностное развитие формируется у ребенка в рамках ведущей деятельности.

Ведущая деятельность – это деятельность, в которой появляются и развиваются новые виды деятельности, в которых развиваются и формируются психические процессы, и это деятельность, в которой формируются личностные новообразования ребенка, присущие данному возрасту. Если ребенок не развивается преимущественно в рамках ведущей деятельности, то, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что и личностное развитие ребенка сильно страдает. Сегодня подтверждение этому те современные психологические исследования, которые проводит наша лаборатория по личностному развитию детей младшего школьного возраста.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте